Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 23:45, курсовая работа
В данной работе мы рассмотрим педагогический процесс как систему, объединяющую отдельные процессы. В ней воедино связаны процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями их осуществления. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.
Введение………………………………………………………………………………………3
1 Педагогический процесс, как система…………………………………………………….6
1.1 Сущность и характеристики педагогического процесса………………………………6
1.2 Проектирование педагогического процесса……………………………………………9
1.3 Выводы……………………………………………………………………………………11
2 Особенности педагогического проектирования…………………………………………13
2.1 Значение индивидуальных особенностей личности…………………………………..13
2.2 Роль учащихся в педагогическом процессе…………………………………………….16
2.3 Технологии учебного проектирования…………………………………………………18
2.4 Выводы……………………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………….......22
Список использованных источников………………………
Тоталитарный учебный процесс современных учебных заведений бесконечно активизирует действия педагогов в погоне за воспитанием сознательной дисциплины и качества знаний.
Субъектный подход к организации образовательного процесса предполагает, что учащийся сам учится добывать знания, постоянно находится в ситуации выбора – для чего, что и как делать. Героем урока становится учащийся, а не педагог.
Основным предметом субъект – субъектных отношений выступает совместное обсуждение чего-либо при совместной направленности на разрешение проблемы, т.е. диалог. В подлинном диалоге нет не только внешней принудительности, но и внутренней предопределённости. Условия диалога: установка на партнёрство в общении, признание прав партнёра на собственную точку зрения и её защиту, умение слушать и слышать партнёра, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнёра, способность к сочувствию и сопереживанию.
По определению, субъект есть познающий и действующий человек, носитель свойств, состояний и действий, обладающий сознанием и волей. Познавая окружающий мир, субъект ставит сознательные цели и в ходе их достижения не только изменяет окружающий мир, но и изменяется сам. А ученик является субъектом образовательной деятельности, субъектом своего поведения в образовательной ситуации уже в силу того, что имеет активное начало, свою позицию, свой индивидуальный неповторимый опыт познания, переживаний, отношения и действий.
В педагогическом процессе учащийся складывается как субъект деятельности и общения в разной мере, а позиция педагога, его действия могут либо способствовать этому развитию, либо тормозить его.
Важная педагогическая задача образования – развитие субъектности учащегося в отношении себя и своего совершенствования. Необходимо создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию, саморегуляции, к самозащите.[8]
К.Роджерс выделил такие условия проектирования педагогического процесса, которые базируются на представлении процесса обучения как общения между педагогом и учащимся, выстроенном на основе гуманистического взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуважения:
Наполненность содержания общения жизненными проблемами учащихся, создания ситуации учения, в которой бы учащимся в определённой степени разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить.
Принятие педагогом учащегося таким, какой он есть, понимание его чувств. К.Роджерс подчёркивает необходимость тёплого принятия, безусловного позитивного отношения педагога к обучаемому.
Педагог должен стремиться к тому, чтобы учащиеся узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их учащимся. Обучение не должно быть директивным, обучаемый должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с преподавателем, выбрать альтернативное решение проблемы.
Преподаватель призван изменить позицию ученика от прилежного исполнителя к активному творцу, умеющему рефлексировать свои интеллектуальные действия при решении задач, а не только при выполнении стандартных заданий. Важно, чтобы учащийся сумел преодолеть пассивную позицию в педагогическом процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
2.3 Технологии учебного проектирования
Одним из решающих условий
успешного протекания педагогического
процесса является его проектирования,
включающее в себя анализ, диагностику,
определение прогноза и разработку
проекта деятельности. Технологию проектирования
педагогического процесса можно
представить как единство технологии
проектирования содержания, проектирования
материальных и материализованных
средств и проектирования деятельности.
Они выделяются последовательно
осуществляемые педагогом аналитическая,
завершающаяся постановкой
Технология проектирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств.
Педагогические цели, налагаясь на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров считают, что в творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи.
Затем должна осмысливаться
этапная педагогическая задача, связанная
с конкретным этапом педагогической
деятельности учебной или воспитательной
сфере, отражая определенную ступень
в формировании личности. Наконец, в
каждом микроэлементе педагогического
процесса должны осмысливаться постоянно
возникающие ситуативные
Осознание педагогической задачи - это непременное условие ее продуктивного решения. Если педагогическая задача не осознается, то она как таковая и не решается. Начинающие педагоги нередко опускают стадию осмысления и постановки педагогической задачи по неопытности. Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза. Анализ исходных данных должен быть направлен на уяснение состояния его основных компонентов: воспитателей, воспитанников и характера сложившихся между ними отношений; содержания образования, наличных средств и условий, в которых педагогический процесс осуществляется. Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза, т.е. такого практического действия, которое основано на выверенных научных данных. Диагноз в практической педагогике - оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего целостного обследования. [4]
В 1920-е гг. метод проектов стал одним из наиболее популярных в отечественном образовании методов обучения. Педагог в данной технологии выступал прежде всего как организатор среды и условий, необходимых для развертывания педагогического процесса, в котором непосредственная активная роль принадлежала самим обучающимся. В процессе выполнения разнообразных проектов обучающиеся ощущали потребность в определенных знаниях и умениях, которые они получили по мере необходимости. Все это привело к отказу от системного и последовательного изучения учебных предметов, к их стихийному, хаотичному, неполному усвоению. Проход к методу проектов как к единственному и универсальному грозил нарушением принципа систематичности усвоения знаний. Он был подвергнут критике и отечественная педагогическая теория и практика полностью отказалось от него в последующие годы.[11]
Обращение образование к
технологии учебного проектирования в
настоящее время позволяет
В теории и практике учебного проектирования выделяют разнообразные виды проектов.
1)В зависимости от количества участвующих студентов:
индивидуальный проект - эффективен с точки зрения организации самостоятельной поисковой деятельности, учета личных интересов, предоставление возможности реализовать свой творческий потенциал, потребность в достижении успеха и самоутверждении.
парные и групповые проекты - обладают не меньшими развивающими возможностями, позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся при распределении их обязанностей.
2) По характеру поисковой деятельности и преобладающих методов:
исследовательские проекты - по своему характеру напоминают научное исследование, подчиняются его логике. Проекты данного вида чаще всего разрабатываются в рамках курсового и дипломного проектирования.
творческие проекты - направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме.
информационные проекты - направлены на сбор необходимой для учебного процесса или других заказчиков информации. Разработка проекта связана с поискам и нахождении информации в различных источниках: монографиях, журнальных статьях и др.
3) В зависимости от сферы применения разрабатываемого проекта можно выделить проекты производственные и социальные.
4)В соответствии с характером разрабатываемой проблемы разграничиваются теоретические, и практические ориентированные проекты.
5) В зависимости от учебных дисциплин, в рамках которых разрабатывается проект, можно выделить:
многопредметные проекты, осуществляемые в рамках одной учебной дисциплины;
межпредметные проекты, на основе использования материалов других;
надпредметные проекты, не только не связанные с конкретной дисциплиной, но и, как правило, реализуемые вне рамок конкретной учебной дисциплины.
6) По продолжительности, срокам выполнения проекты могут быть: краткосрочные, разрабатываемые на нескольких занятиях или в процессе самостоятельной работы; среднесрочные – разрабатываемые от недели до месяца; долгосрочные – разрабатываемые от одного до нескольких месяцев.
Значение технологии учебного проектирования:
1)исследования и практический характер учебного проектирования позволяет формировать широкий спектр социально-ценных мотивов деятельности учащихся;
2)осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку, создает условия для творческой самореализации личности;
3)в процессе выполнения учебного проекта формируется социальный опыт обучающихся, их умение видеть, выделять и решать социальные и профессиональные проблемы;
4)расширяются социальные контакты, развивается их умение взаимодействовать с разными людьми в процессе решения проблем;
5)технология учебного проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей и формирование необходимых для профессиональной деятельности умений анализировать производственные проблемы, находить творческие пути их решения на всех этапах обучения, а не только на этапах курсового и дипломного проектирования.[10]
2.4 Выводы
В настоящее время в педагогической науке и практике общепризнанной является субъект-субъектная модель взаимоотношений участников педагогического процесса. Однако она реализуется пока весьма своеобразно, так как участников этого процесса как минимум два – это педагог и учащийся. Субъектность учащегося внимательно и всесторонне изучается педагогами, а также психологами. Они осуществляют педагогическое взаимодействие, педагогическое оценивание, поддержку, сопровождение, исходя из принципов культуросообразности, природосообразности, гуманизма и т.д. Объединяет все эти подходы то, что учащийся и его развитие – высшая ценность, цель и смысл педагогической деятельности. Он уникален, индивидуален, поэтому педагог должны его всесторонне знать.
Педагог призван изменить
позицию учащегося от прилежного
исполнителя к активному
Совокупность знаний о способах и средствах проведения педагогического процесса можно назвать "технологией педагогического процесса". Коротко можно сказать так: педагогическая технология - это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого. При разработке технологии обучения проектируется совершенно конкретная деятельность педагога и обучаемого.
Проектирование
Поскольку при проведении беседы приходится выводы делать на основе ответов самого ученика, полезно сочетать ее с наблюдением и изучением продуктов его деятельности. Особенно большой интерес представляют творческие работы учащихся — сообщения, рефераты, курсовые и др. Они позволяют собрать данные, свидетельствующие о способностях, интересах, о чертах характера и других особенностях того или иного учащегося.
Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление педагогическим процессом, и прежде всего – умение педагога активно применять новые формы перспективного и текущего проектирования.
Заключение
В настоящее время существует
множество педагогических технологий
различающихся по целям, задачам, структуре,
методике ускоренного обучения, групповое
обучение, обучающие игры, дистанционное
обучение и т.д. Многие из них используются
не только в педагогическом процессе,
но и в других сферах. До разработки
универсальной технологии обучения,
опираясь на которую каждый педагог
мог бы формировать отвечающую всем
требованиям идеальную
Информация о работе Личность учащегося в педагогическом процессе