Личность учащегося в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим педагогический процесс как систему, объединяющую отдельные процессы. В ней воедино связаны процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями их осуществления. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1 Педагогический процесс, как система…………………………………………………….6
1.1 Сущность и характеристики педагогического процесса………………………………6
1.2 Проектирование педагогического процесса……………………………………………9
1.3 Выводы……………………………………………………………………………………11
2 Особенности педагогического проектирования…………………………………………13
2.1 Значение индивидуальных особенностей личности…………………………………..13
2.2 Роль учащихся в педагогическом процессе…………………………………………….16
2.3 Технологии учебного проектирования…………………………………………………18
2.4 Выводы……………………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………….......22
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике чистовик.docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич в результате проведенных ими исследований педагогического процесса утверждают, что он должен выявлять содержание субъективного опыта ученика, быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при решении учебных задач, заданий. Одновременно учебный материал должен гарантировать самообразование, саморазвитие и самовыражение учащихся в ходе овладения знаниями. Образовательный процесс призван обеспечивать построение, реализацию, рефлексию и оценку учения как деятельности субъекта.

В ряде работ наиболее известных  авторов весьма значимым педагогическим условием самоактуализации определяется процесс совместного проектирования учебной деятельности. Его сущность понимается как активизация педагога, целенаправленно воздействующего на учащегося, включаемого в процессы самоактуализации.

Для качественной педагогической деятельности необходимо освоение  в педагогической практике способа  стимулирования самопознания, самоопределения  и самореализации учеников. Должен измениться стиль отношений между  педагогом и учащимся: педагог  перестаёт быть носителем и транслятором, а превращается в помощника, консультанта, организатора самостоятельной деятельности учащихся.

Таким образом, проблема самоопределения, подготовки учащейся молодёжи к выбору была актуальна на всех этапах становления  и развития нашего общества. Лучший опыт профориентации используется при  разработке новых подходов к социальному, профессиональному самоопределению в условиях модернизации образования и профильного обучения.

Неслучайно в начале XXI века в образовании и профессиональной ориентации востребована феноменологическая модель ( А.Маслоу, А.Комтс, К.Роджерс и др.), предполагающая персональный характер образования и самоопределения с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Образование рассматривается как гуманистическое в том смысле, что оно должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, выявлять и развивать его индивидуальные способности.

Содержание педагогического  процесса  прежде  всего должно  удовлетворять требованиям научности и практической значимости,  укладываться в рамки отведенного на процесс обучения времени.  Кроме того, оно должно соответствовать уровню подготовленности учащихся к восприятию этого содержания, т.е. учитывать, что им трудно и почему, как облегчить трудности овладения предметом.

Если педагог достаточно ориентирован на требования к учащимся, т.е. на конечные цели, то он не испытывает особых затруднений как  в проектировании целостного педагогического процесса.

Иначе говоря, основным и  конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности. Поскольку каждый учащийся объективно неповторим как  личность, результативная педагогическая деятельность является непременно творческой, уже по самому строгому критерию.

Проектирование может  являться материалом для выявления  педагогами и учащимися  собственных  творческих уникальностей как субъектов  развития образования. В отличие  от других технологий воспитания и  обучения совместное проектирование является созидательной формой активности ребенка  и взрослого. Кроме этого, в процессе проектирования педагогического процесса происходит становление системы  «развивающих и развивающихся отношений  в группе». Система развивающихся  отношений сама по себе — и продукт, и условие творчества всех ее участников. Она создается сотворчески детьми и педагогами, причем последние берут на себя лишь роль инициаторов, да и то только поначалу. «Узловой момент такой практики состоит в том, что педагог в ходе сотворчества с учеником вовлекается в процесс самосовершенствования путем переосмысления своего профессионального опыта… Главный парадокс педагогического существования состоит в том, что педагог может состояться как учитель (т.е. создатель творческой личности) только тогда, когда в каждый момент своего профессионального бытия преодолевает собственную педагогичность. Иначе говоря, при выборе пути педагогу приходится постоянно сталкиваться, бороться и преодолевать все довлеющие над его сознанием стереотипы, которые накапливались веками и закреплялись в профессиональном опыте в виде норм поведения, общения, мышления и деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Литература

 

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  2. Бабинский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М., Просвещение, 1988. – 479 с.
  3. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993. — 306 с.
  4. Занина Н.В. Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие.- Ростов н/д: Феникс, 2003.- 288с.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.– Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480с.
  6. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  7. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 1999. – 576 с.
  8. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М.: Высшая школа, 1990. – 80 с.
  9. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования.- СПб. – 1994. – 276 с.
  10. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике// Вопросы психологии. – 1988. - 234 с.

 

Интернет-ресурсы

 

  1. http://www.pedlib.ru›Литература›…/1_0266-121.shtml
  2. http://www.gumer.info›Книги для студентов›…/06.php
  3. http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-1.html

 


Информация о работе Личность учащегося в педагогическом процессе