Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:31, реферат
Magistr (лат.) — «наставник», «учитель», «руководитель».
В современной англо-американской системе высшего образования магистр занимает промежуточное положение между бакалавром и доктором наук.
Магистр — это широко эрудированный специалист, владеющий методологией научного творчества и современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной и аналитической деятельности.
1. Сущность и содержание магистратуры: преимущества и недостатки
2. История магистратуры в России
3. Магистратура в структуре Российской высшей школы
4. Исследование отношения студентов к двухуровневой системе высшего образования
- лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование иного профиля, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным ГОС подготовки бакалавра по данному направлению.
При этом требования к специализированной подготовке магистра формулируются весьма расплывчато: «Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, устанавливаются вузом и отражают вид (виды) деятельности, на подготовку к которым направлена основная образовательная программа».
Интересно сравнить, как соотносятся требования к уровню подготовки магистра и специалиста. Такое сравнение на основании макета Федерального государственного образовательного стандарта приведено в табл. 1.
Таблица 1. Соотношение требований к уровню подготовки магистра и специалиста
Требования к уровню подготовки магистров | Требования к уровню подготовки специалистов |
Магистр
на базе приобретенных знаний и умений
должен демонстрировать способность
и готовность:
а)в сфере познавательной деятельности и саморазвития: б) в сфере социальной деятельности: в)в сфере фундаментальных наук: г)в сфере профессиональной деятельности: (Например: производственно- |
Специалист
на базе приобретенных знаний и умений
должен демонстрировать способность
и готовность:
а) в сфере познавательной деятельности и саморазвития: б)в сфере социальной деятельности: в) в сфере фундаментальных наук: г)в сфере профессиональной деятельности: (Например: производственно- |
Из содержания таблицы, по крайней мере, из приведенных в ней рубрик какие-либо различия не просматриваются. Между тем, как показывает табл. 2, структура основных образовательных программ магистра и специалиста отличается весьма существенно. Это позволяет сделать вывод о том, что имеет место несоответствие структуры основной образовательной программы магистра объявленным видам его будущей профессиональной деятельности. (Следует напомнить, что структура ранее разработанных основных образовательных программ магистратуры была ориентирована на подготовку магистров лишь к научно-исследовательской и педагогической деятельности).
Таблица 2. Отличия в структуре основных образовательных программ магистра и специалиста
Виды отличий | магистр | специалист |
Объем самостоятельной работы | 74% | 50% |
Объем
научно-исследовательской |
50% | 7% |
Сроки обучения | (4+2) г или 2 г на непрофильном бакалавриате | 5 лет |
Время на выполнение выпускной работы | 6 мес. | 3 мес. |
Объем федерального компонента ГОС | 30% | 70% |
В соответствии с обновленным образовательным законодательством (Федеральный закон РФ от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ) специалист и магистр отнесены к одному и тому же образовательному уровню. И поэтому у многих преподавателей вузов возникает законный вопрос: магистр «выше» или «ниже» специалиста, тем более что специалист это уже не только квалификация, но и степень? Другими словами, освоение какой образовательной программы обеспечивает получение более качественного образования в случае, если направленность образовательных программ подготовки специалиста и магистра совпадают? Конечно, по временному признаку (шесть лет вместо пяти) когда магистранты обучаются по тому же направлению, что и образовательная программа предшествующего бакалавриата, образование магистра должно быть более добротным, ибо получаемое ими образование содержит как фундаментальную, так и профессиональную составляющие в определенной образовательной области. Однако даже в этом случае сформулированный вопрос все же остается - из-за структурных различий образовательных программ, предусматривающих значительно больший объем самостоятельной и научно-исследовательской работ у магистрантов, чем у студентов, обучающихся по монопрограмме специалиста. Но сегодня это преимущество магистратуры скорее её недостаток, чем достоинство. Именно эти виды занятий стали наиболее слабым местом учебного процесса, поскольку всё ещё остаются слабо обеспеченными методически и плохо организованными. В такой ситуации говорить о преимуществах магистерского образования ещё рано, хотя образовательный потенциал магистратуры, как видно на примере магистратуры СПбГУ, весьма значительный.
Поэтому
ключевыми направлениями
- совершенствование организации самостоятельной работы магистрантов;
- поиск оптимальных форм организации научно-исследовательской работы в магистратуре и её информационного, кадрового, материально-технического обеспечения.
- повышение уровня теоретической подготовки магистрантов.
Необходимо
изучить возможность
Структура
этих стандартов, конечно, должны быть
различной. Так, для стандартов, обеспечивающих
подготовку к проектной, опытно - и
проектно-конструкторской, технологической
и организаторской
Следует также обратить внимание на то, что ныне действующие стандарты - это стандарты, регламентирующие содержание основных образовательных программ, и позиционирующие как непосредственный инструмент контроля качества образования. А когда стандарты нового поколения устанавливают лишь требования к структуре основных образовательных программ и результатам их освоения, а сами требования к содержанию образования становятся составной частью основных образовательных программ, то ситуация становится более сложной, особенно с магистерскими образовательными программами, когда в соответствии с макетом ГОС ВПО нового поколения 70% содержания передается в ведение вуза. Ясно, что в таком случае характер контрольных функций, обеспечивающих мониторинг качества образования становится совершенно иным. Объектом оценки становятся:
- Востребованность выпускника на рынке труда, степень адаптации его к рыночным условиям и оценка возможностей карьерного роста;
- Готовность к смене вида профессиональной деятельности и к дальнейшему совершенствованию полученного в вузе образования.
Остается нерешенным вопрос о соотношении аспирантуры и магистратуры. На наш взгляд, аспирантура должна быть диверсифицирована и иметь образовательные программы различной продолжительности, в зависимости от того на какую категорию выпускников высшей школы она ориентирована: специалистов, освоивших 5-летнюю программу или магистратов после 6-ти (4+2) лет обучения.
Важной проблемой становится создание механизмов конструктивного взаимодействия между магистратурой, системой корпоративного обучения и быстро прогрессирующим направлением ДПО в форме дополнительных квалификаций. Задачей вузов является, наряду с развитием магистратуры, активное вторжение в систему не только дополнительного, но и корпоративного образования. Наиболее эффективным механизмом решения этой задачи является система дополнительных квалификаций, которая оказывается все более актуальной при фронтальном переходе системы образования на двухуровневую структуру основных образовательных программ. И, конечно, для значительной части бакалавров, которые по тем или иным причинам не смогут закончить магистратуру, это реальная возможность найти на рынке квалифицированного труда соответствующую профессиональную нишу.
В последнее время в российской высшей школе идут серьезные дебаты о стратегии ее дальнейшего развития. 1 февраля 2007 г. Коллегия Минобрнауки России одобрила подходы и принципы формирования проекта ФГОС ВПО на основе компетентностного подхода и проект Перечня направлений подготовки специалистов с высшим образованием с учетом законодательных инициатив министерства, а 9 марта 2007 г. Правительством России одобрен проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)". В конце 2007 г. был принят целый пакет законов, касающихся различных вопросов функционирования системы образования. Развитие событий происходит столь стремительно, что большая часть вузовской общественности лишь с телевизионных трансляций заседаний Правительства РФ узнает о грядущих кардинальных изменениях.
Между тем высшая школа России в целом, за исключением небольшого количества вузов Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других крупных российских городов, из-за реального отсутствия опыта подготовки специалистов в условиях двухуровневой структуры системы высшего образования и недостаточной проработанности пакета обязательных документов федерального уровня, оказалась не готова к таким фронтальным структурным реформам. Однако Государственная дума 11 октября 2007 г. приняла закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления уровней высшего профессионального образования)", который 24 октября 2007 г. был подписан президентом России (№232-ФЗ).
В соответствии с концепцией принятой модели образования данный закон направлен на устранение структурных несоответствий между спросом и предложением специалистов с высшим профессиональным образованием на рынке труда, а также должен способствовать эффективному использованию бюджетных средств и повышению качества высшего образования. Основные изменения, которые ожидают российскую высшую школу после вступления его в силу, сводятся к следующему. Закон устанавливает самостоятельные образовательные уровни высшего образования и структуру соответствующих им образовательных стандартов, выполнение которых сопровождается присвоением квалификации "бакалавр" (1-й уровень) и "магистр" либо "специалист" (2-й уровень – с углубленной профессиональной специализацией). Нормативные сроки обучения: для бакалавра – 4 года, магистра – 2 года, специалиста (специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства) – не менее 5 лет.
Прием на основные образовательные программы подготовки бакалавров и специалистов лиц, имеющих общее или среднее профессиональное образование, будет осуществляться на конкурсной основе по результатам ЕГЭ, а прием на основную образовательную программу магистерской подготовки – по конкурсу для успешно завершивших обучение по программе бакалавриата. Доступ в аспирантуру предусмотрен только для лиц, имеющих квалификацию "магистр" или "специалист".
В Федеральном законе предусмотрено, что до 1 сентября 2009 г. прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и (или) федеральными государственными требованиями в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения, но с первого сентября 2009 г. двухуровневая система станет обязательной для всех российских вузов, имеющих государственную аккредитацию (чья деятельность не связана с подготовкой кадров, обеспечивающих безопасность личности и государства).
Информация о работе Магистратура в структуре Российской высшей школы