Магистратура в структуре Российской высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:31, реферат

Краткое описание

Magistr (лат.) — «наставник», «учитель», «руководитель».
В современной англо-американской системе высшего образования магистр занимает промежуточное положение между бакалавром и доктором наук.
Магистр — это широко эрудированный специалист, владеющий методологией научного творчества и современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной и аналитической деятельности.

Содержание

1. Сущность и содержание магистратуры: преимущества и недостатки
2. История магистратуры в России
3. Магистратура в структуре Российской высшей школы
4. Исследование отношения студентов к двухуровневой системе высшего образования

Вложенные файлы: 1 файл

реферат магистратура.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

     В силу сложности обсуждаемой проблемы мы остановимся лишь на небольшом  фрагменте предлагаемой реформы  высшего образования, а именно, на вопросе о том, кто, на наш взгляд, выиграет от реализации предлагаемых нововведений.

     Что касается системы высшего и послевузовского профессионального образования, то  здесь, на наш взгляд, пока обнаруживается больше отрицательного, чем положительного эффекта. Это выражается в следующем:

- согласно приведенным выше статистическим данным, высшая школа России из-за отсутствия достаточного опыта по реализации образовательных программ подготовки бакалавров и магистров просто не готова к таким фронтальным структурным реформам. В этих условиях российские вузы становятся более уязвимыми на международном рынке образовательных услуг, чем зарубежные вузы, имеющие значительный опыт продвижения аналогичных образовательных программ;

- рассматриваемые реформы никак не согласованы с изменениями в системах начального, среднего и послевузовского профессионального образования;

- по оценкам ряда экспертов, (в т.ч. ректора МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничего) система российского высшего образования может лишиться основного своего конкурентного преимущества – фундаментальности. Она может перестать быть «профессиональной», потеряет свою самобытность и станет очень похожей на западные системы “просто «высшего образования”;

-  кардинальное изменение организации учебного процесса в связи с переходом на ФГОС ВПО, основанные на компетентностном подходе, зачетных единицах, модульности и пр., ведет к отказу от традиционной кафедральной структуры вузов России;

-   вызывает беспокойство угроза возможного сокращения на 20% госбюджетного нормативного финансирования государственных вузов, которые перейдут на бакалаврские программы, по сравнению с нормативным финансированием программ подготовки специалистов;

- отсутствие методики нормативного госбюджетного финансирования вузов, ведущих подготовку студентов-магистрантов.

     С точки зрения студентов, обучающихся в российской высшей школе, также имеются, на наш взгляд, достаточно спорные моменты:

     ·               сокращение нормативных сроков обучения по программам высшего профессионального образования. В основном, достаточно проучиться не более 4-х лет и получить диплом о высшем образовании бакалавра (если повезет ещё 2 года, для получения диплома магистра);

     ·               утрата возможности непрерывного продолжения обучения в специалитете для выпускника бакалавриата;

     ·               запрет выпускникам вузов, имеющим диплом бакалавра, на поступление и обучение по программам послевузовского профессионального образования (в аспирантуре). Это может провоцировать их к поступлению в аспирантуру других стран, где нет таких жестких ограничений, и привести к оттоку определенной части наиболее способных выпускников российских вузов на обучение и работу в другие страны;

     ·               предполагаемый запрет выпускникам вузов, имеющим диплом бакалавра, на занятие отдельных должностей и профессий, требующих высшего образования (судья, прокурор и т.п.);

     ·               невозможность выпускнику вуза, имеющему диплом специалиста, обучаться по программам магистерской подготовки на госбюджетной основе;

     ·               трудности трудоустройства выпускникам вузов страны, имеющим диплом бакалавра. Настороженное отношение бизнеса и экономики в целом к выпускникам вузов, имеющих диплом бакалавра.

     Влияние интеграции российской высшей школы  в Европейское пространство высшего  образования на становление и  развитие магистратуры нуждается в  отдельном рассмотрении. В документах Болонского процесса магистратура позиционируется как вторая ступень в рамках трехступенчатой структуры высшего образования. Продолжительность магистерских программ составляет, как правило, четыре семестра. Освоение образовательных программ второй ступени предоставляет возможность продолжения образования и проведения исследований на третьей ступени для получения докторской степени.

     Требования  к выпускникам магистратуры европейских  вузов сформулированы в так называемых «Дублинских дескрипторах» и  «Европейской квалификационной рамке». Конечно, оба набора требований пересекаются между собой, но, тем не менее, при решении вопроса о диверсификации отечественной магистратуры на академическую и профессиональную, каждый из них заслуживает отдельного рассмотрения

     В соответствии с Дублинскими дескрипторами выпускники магистратуры должны удовлетворять следующим требованиям:

     ·                    демонстрировать знания и понимание того, что получено по завершению первого цикла обучения и что обеспечивает основу для развития и приложения идей  в исследовательской деятельности;

     ·                    уметь осознанно применять полученные знания в широком междисциплинарном контексте при решении новых нестандартных проблем, относящихся к изучаемой области;

     ·                    обладать способностью интегрировать знания и комплексные умения, формулируя проблему с неполной или ограниченной информацией, учитывая при этом социальную и этическую ответственность, сопутствующую решению проблемы;

     ·                    обладать коммуникативными способностями и уметь ясно и недвусмысленно излагать свои заключения и знания специалистам и неспециалистам;

     ·                    иметь навыки, позволяющие продолжать образование, самостоятельно определяя способы его совершенствования.

     Что же касается Европейской системы квалификаций, то выпускники магистратуры должны быть готовы:

     ·                    использовать теоретические и практические знания, которые являются новыми в данной области, для развития и приложения оригинальных идей;

     ·                    демонстрировать критическую оценку состояния знаний в данной области и формировать взаимосвязи между различными областями;

     ·                    исследовать состояние проблем путем интегрирования знаний из новых или междисциплинарных областей и находить решения в условиях неполной или ограниченной информации;

     ·                    развивать новые навыки в ответ на развитие знаний и техники;

     ·                    демонстрировать лидерство и инновации в работе, изучать нестандартный сложный и не прогнозируемый контекст, требующий решения многофакторных проблем;

     ·                    формировать стратегию преобразований;

     ·                    демонстрировать автономию в выборе направления и глубокое понимание изучаемых процессов;

     ·                    формировать коммуникативные проекты методами, понятными для специалистов и неспециалистов, используя соответствующую технику, отражающую социальные нормы и отношения и влияющую на их изменения;

     ·                    решать проблемы в новом нестандартном контексте, не обладая полной информацией;

     ·                    демонстрировать способность к оперативному взаимодействию в сложных ситуациях;

     ·                    нести социальную, научную и этическую ответственность, возникающую в работе или учебе.

     В контексте принятых в последнее время документов легко просматривается несоответствие функций современной российской магистратуры аналогичной ступени Болонской образовательной схемы, где магистратура является связующим звеном между высшим образованием и научно-исследовательской деятельностью. Очевидно, что магистратура в различных образовательных областях должна иметь различную направленность. Профессиональная магистратура, рассматриваемая в качестве завершающего звена вузовского образования, могла бы существовать в таких образовательных областях как социальная работа, журналистика, бизнес, сервиз, туризм и пр. В наукоемких образовательных областях предпочтительнее исследовательская магистратура как начальный этап подготовки к будущей научно-исследовательской деятельности. Попытка совместить в рамках одной и той же магистерской программы углубленное специализированное образование и подготовку к научно-исследовательской деятельности превращает магистратуру в пролонгированную ещё на один год образовательную программу подготовки дипломированного специалиста.

     Особо следует выделить научно-исследовательскую  составляющую образовательной программы  подготовки магистра, которая играет существенную роль для выпускников  магистратуры классических университетов. Прежде всего, это подготовка и защита магистерской диссертации. Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшими учебными заведениями. Очевидно, что основной целью выполнения магистерской диссертации является закрепление и углубление полученных в результате освоения магистерской программы теоретических и экспериментальных знаний, приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности в избранной профессиональной области. Важно научить магистранта отличать научные исследования от репродуктивных работ, подготовить его к работе в научной среде. При этом для отечественных магистрантов западная модель магистерской диссертации вряд ли может подойти. Это следует хотя бы из того, что в России, помимо академической степени магистра, имеются две ученые степени: кандидата и доктора наук и подтверждение каждой из них сопровождается публичной защитой соответственно кандидатской и докторской диссертации (в большинстве стран Западной Европы имеется только одна ученая степень). Поэтому магистерская диссертация должна удовлетворять критериям по своему характеру, «родственным» к критериям, принятым для кандидатских диссертаций, но не дублирующих их. Ибо масштабы научных исследований, проводимых магистрантом при подготовке магистерской диссертации, существенно меньше (пропорционально времени, отводимому на их выполнение), чем проводимых аспирантом при подготовке кандидатской диссертации.

     В результате изменений в образовательном  законодательстве, очевидно, произойдет замещение специальностей по двум направлениям:

     -                 формирование массового бакалавриата и тем самым переход на 4-летнее высшее образование;

     -                 формирование магистратуры как элитной формы высшего образования с ограничением доступности, ибо магистратура будет, по-видимому, преимущественно платной. Следует напомнить, что магистратура финансировалась, по крайней мере, в региональных вузах по остаточному принципу за счет экономии, которая возникала после ухода из вуза выпускников бакалавриата, поскольку по старинке финансировалась 5-летняя программа. После выхода Закона об образовании будет, очевидно, финансироваться 4-летняя программа. А как же магистратура?

     Естественно возникает и вопрос – не является ли новая редакция Закона основой  дальнейшей коммерциализации высшего образования и не приведет ли это к дальнейшему ограничению его доступности (платным образованием для специалистов становится обучение по образовательным программам магистратуры, а для бакалавров - обучение по образовательным программам подготовки специалистов)? Конечно, ответ во многом зависит от объёмов магистратуры. Но именно характер этого ответа и позволит оценить масштабы потерь и приобретений в результате перехода отечественной системы высшего образования на двухуровневую структуру основных образовательных программ.

     Сравнивая практику реализации образовательных  программ за рубежом и намечаемые реформы в российской высшей школе  нетрудно заметить, что в новых  условиях значительно уменьшается  как степень свободы студентов  в выборе образовательных траекторий, так и степень свободы у российских вузов в реализации образовательных программ (в т.ч. магистерских). Если раньше высшая школа выполняла роль социального лифта, то сегодня для молодежи из малоимущих слоев населения доступ к элитному высшему образованию (магистратуре), похоже, может быть существенно ограничен. 
 

     4. Исследование отношения студентов к двухуровневой системе высшего образования 

     В последние несколько лет вузовскую  общественность России интересуют проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, известного под именем «Болонского процесса», в модернизации российской высшей школы. Прошло немало конференций и семинаров, посвященных данной проблематике, имеется целый ряд публикаций (среди них особенно надо отметить монографические публикации В. И. Байденко и его сотрудников, статьи Г.А. Лукичева, Е.В. Шевченко и др.). Создаются сайты и вэб-страницы, отражающие события в рамках Болонского процесса и «вокруг» него. Подобный интерес к данной проблематике не случаен. От того, насколько успешно будет реализован переход России к двухуровневой системе высшего образования, зависит будущее всей страны.

Информация о работе Магистратура в структуре Российской высшей школы