Магистратура в структуре Российской высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:31, реферат

Краткое описание

Magistr (лат.) — «наставник», «учитель», «руководитель».
В современной англо-американской системе высшего образования магистр занимает промежуточное положение между бакалавром и доктором наук.
Магистр — это широко эрудированный специалист, владеющий методологией научного творчества и современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной и аналитической деятельности.

Содержание

1. Сущность и содержание магистратуры: преимущества и недостатки
2. История магистратуры в России
3. Магистратура в структуре Российской высшей школы
4. Исследование отношения студентов к двухуровневой системе высшего образования

Вложенные файлы: 1 файл

реферат магистратура.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

     Информационную  базу проведённого исследования составили  ответы студентов на вопросы анкеты, заполненной методом саморегистрации. Исследование проводилось по представительной типической выборке в период с 13 по 30 апреля 2009 г. Всего было опрошено 478 студентов МГУ имени Н.П. Огарёва. Из них: девушки – 82,4%, парни – 17,6%. Результаты анкетирования показали, что значительной вариации ответов по вопросы анкеты по половому признаку не наблюдается, за исключением вопроса об отношении к двухуровневой системе образования. Несмотря на то, что уже с 1 сентября этого года наша страна переходит на двухуровневую систему высшего образования (и МГУ имени Н.П. Огарёва в том числе), довольно значительная часть опрошенных студентов или не знают или почти не знают о присоединении России к Болонскому процессу – 25,5% от общего числа опрашиваемых. Данную ситуацию можно объяснить тем, что ещё не на всех специальностях и направлениях обучения МГУ есть двухступенчатая система обучения.

     Абсолютное  большинство опрашиваемых – 56% высказалось  против перехода на двухуровневую систему. Особо стоит отметить безразличное отношение лиц женского пола к данному процессу – 22,8%, что, почти в 5 раз выше по сравнению с парнями – 4,8%. Треть лиц мужского пола высказалась за присоединение России к Болонскому процессу, в отличие от 22,3% девушек. Столь значительное количество студентов отрицательно относящихся к присоединению России к Болонскому процессу объясняется существенными минусами этого перехода. Среди минусов перехода на двухуровневую систему студенты видят:

     1. не способность рынка труда  рассматривать бакалавров как  людей с законченным высшим образованием – 68,2%;

     2. разрушение советской модели  высшего образования – 47,7%;

     3. возможную «утечку мозгов» в  случае признания российских  дипломов на Западе – 28,9% опрошенных. (Сумма превышает 100% т.к. респондент мог выбрать несколько вариантов ответов).

     К плюсам перехода на двухуровневую систему студенты отнесли: возможность обучения и трудоустройства за рубежом – 36,8%, решение проблемы с переизбытком на рынке труда специалистов, которые слабо котируются – 34,3%, привлечение работодателей к финансированию подготовки кадров – 15,1% и эффективность использования бюджетных средств. Анкета включала в себя вопросы, касающиеся достоинств и недостатков каждого уровня двухступенчатой системы – бакалавриата и магистратуры, что позволило выяснить плюсы и минусы каждой системы, которые видят сами студенты.

     Магистратура  с одной стороны является «поставщиком»  работников на руководящие должности, а с другой – важнейшим каналом пополнения научных кадров страны. На рисунке 1 указано распределение ответов студентов на вопрос о преимуществах магистратуры.

      Рисунок 1. Преимущества магистратуры  
 
 
 
 

     Почти половина студентов – 46,0 % считают  преимуществом магистратуры получение диплома соответствующего европейской системе образования и как следствие – возможность реализовать себя, не ограничиваясь пределами региона или страны, 26,4% – возможность для творческой научно- исследовательской деятельности в качестве кандидатов и докторов наук, 19,7% – возможность постоянного профессионального роста с использованием передового зарубежного опыта и 18,4% – успешное интегрирование в современную систему профессиональных отношений – повышение конкурентоспособности на рынке труда. Что касается отмеченных минусов магистратуры, то значительная часть опрошенных отметила платность второй ступени высшего образования, что существенно ограничивает возможности студентов с низкими финансовыми возможностями – 61,5% и ограниченный набор в магистратуру – отсутствие возможности обучения всех желающих – 51,9%.

     Исходя из ответов студентов МГУ имени Н.П. Огарёва на вопросы анкеты, можно прийти к выводу, что значительная их часть пока ещё «не прониклась» происходящими изменениями в высшей школе, связанными с присоединением России к Болонскому процессу, поскольку четверть опрашиваемых не знают о грядущих изменениях. Не знание сути данного процесса наверняка способствовало выбору большинства из них ответа «нет» на вопрос «вы за присоединение России к Болонскому процессу?». Однако не только не знание сути вопроса характеризует столь высокий процент «противников» присоединения, но и многочисленные минусы двухуровневой системы высшего образования, которые отметили респонденты. Это и не готовность российского рынка труда рассматривать бакалавров как людей с высшим образованием, и разрушение прежней системы высшего образования, и возможная масштабная «утечка мозгов».

     В целом студенты видят минусов  двухуровневой системы в 1,5 раза больше, чем плюсов, что говорит о неготовности и нежелании студентов перехода на эту систему обучения. Что касается отношения студентов к каждому уровню в отдельности, то в соотношении ответов опрашиваемых недостатки/преимущества меньшее значение (1,3 раза) принадлежит магистратуре. То есть ко второй ступени высшего образования опрашиваемые относятся более лояльно, чем к первой. Преимуществами магистратуры студенты видят: европейский диплом – возможность реализовать себя за пределами региона или страны, перспективы продолжения повышения квалификации в аспирантуре, повышение своей конкурентоспособности на рынке труда.

     Ориентируясь  на Болонскую модель, не стоит забывать о том, что это не механическая схема, принятая лишь для упрощения  процесса признания зарубежных дипломов. Наполнение этой схемы реальным содержанием зависит в каждой стране и от национальных образовательных традиций, и от экономической действительности. Соблюсти формальные критерии при организации российской магистратуры не трудно, этот этап уже пройден. Сложнее выстроить обучение таким образом, чтобы оно адекватно вписывалось в существующую образовательную традицию и соответствовало реальным потребностям национального рынка труда.

Информация о работе Магистратура в структуре Российской высшей школы