Майевтика в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:41, научная работа

Краткое описание

В истории философии, пожалуй, нет более известной и важной фигуры, чем Сократ (470/469 – 399 до н. э.). Уже в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя был положен в базу многих литературных произведений. О его личности существует большущее количество литературы. Норма нравственности по Сократу – автономна и индивидуальна.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.docx

— 36.26 Кб (Скачать файл)

     Лепинской В. О., студентки 61-И  гр.

     Майевтика в педагогической деятельности

     В истории философии, пожалуй, нет  более известной и важной фигуры, чем Сократ (470/469 – 399 до н. э.). Уже в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя был положен в базу многих литературных произведений. О его личности существует большущее количество литературы. Норма нравственности по Сократу – автономна и индивидуальна. Настоящий нравственно положительный поступок, по мнению философа, человек может совершить только осознанно и по собственному желанию. В случае если человек поступает хорошо только потому, что так принято в обществе, его поступок нельзя назвать нравственным, ведь он вызван не его личным порывом, а исключительно привычкой поступать так, как и все. Соответственно, нормой нравственности для Сократа становится индивидуальность в совершении хорошего поступка и его автономность от общественного мнения. «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше». Философ был непоколебимо убежден в том, что только на пути интеллектуального и морального проникновения в свое «я», в свой внутренний мир возможны самосо-вершенствование, добродетель и благая жизнь.

     Сократ  разработал собственный метод познания. В основе его лежат такие понятия  как «ирония» и «майевтика», а строится он на системе последовательных вопросов, ответы на которые должны приводить собеседника к внутреннему противоречию с самим собой и, как следствие, к признанию собственного невежества. В итоге мы получим то, что в философии принято называть «сократовской иронией». И вслед за ней сразу же идёт «майевтика» (или, как говорил Сократ, «повивальное искусство») – искусство преодоления противоречий с целью обнаружения истины, своего рода, «рождение» знания [1, с. 27].

     Майевтика (греч. maieutike – повивальное искусство) – метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следующее обоснование: Сократ утверждал, что сам он «ничего не знает» и чтобы стать мудрым, он  расспрашивает обо всем других. Свой метод собеседования он называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался отвечавший на вопросы собеседник. Обычные приемы ведения диалога у Сократа: опровержение через приведение к противоречию и ирония – притворное неведение, уход от прямых ответов. Согласно платоновской «Апологии», на самом деле Сократ, говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтожность всякого человеческого знания по сравнению с божественной мудростью, ибо только богу известно все.

     В ходе своих майевтических бесед  Сократ обыкновенно прибегал к методу «наведения»: начиная с самых  привычных и обыденных примеров, он старался подвести собеседника к  определению обсуждаемого понятия, то есть ответить на вопрос: «что есть?»  От красивых вещей он предлагал перейти  к обсуждению того, что есть красота, от мужественных поступков – к тому, что есть мужество и т. д. Как правило, темы его бесед относились к этической проблематике.

     Суть  педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди  жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру  и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних  ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

       Повивальное искусство Сократа – маевтика – в диалоге, в котором происходит вопрошание, что и побуждает душу собеседника знать. Хотя, как говорил Гераклит, многознание уму не научает, но в результате маевтики не будет всезнания (да это и невозможно), а будет движение к истине.

     Третья  сторона метода Сократа – индукция – неведение. Она состоит в том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения. В философии нельзя, как в стрельбе, прямо попасть в цель, а происходит лишь движение к истине, то есть наведение на истину. Цель движения к истине – определение, т.е. определение предмета в уме – словом, логосом. Это рационально освоенное, осмысленное слово и есть определенно выраженный предмет. Понять, по Сократу, значит определить цель движения мысли. Истина же, по Сократу, – это то, что уже определено и выражено в понятии. Логос – это и есть как бы мысль, получившая предел. А идея – это то, что предстоит еще определению, то есть идея – это представитель истины в уме. Идея – это энергетическое движение в уме. Идеи как бы светят. Мы их улавливаем (в понятиях). Поэтому в конце сократовских диалогов вопрос остается открытым. А философия, как отмечалось выше, это поиск все новых и новых идей о мире и человеке.

     Таков метод Сократа. Он называется диалектическим, т. к. он приводит мысль в движение, (спор мысли с самой собой, постоянное направление ее к истине).

     В основе диалектического метода и  сегодня остался диалог как столкновение противоположностей, противоположных  точек зрения. И само изменение (движение) как в мышлении (у Сократа), так  и в природе и в обществе – это результат постоянного столкновения диалектических противоположностей, возникновение, становление и разрешение противоречий между ними [2, с. 105].

     «Сократический» метод – это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества (так один из таких собеседников, Менон, с горечью заявил: «Я, Сократ, еще до встречи с тобой слыхал, будто ты только и делаешь, что сам путаешься и людей путаешь. И сейчас, по-моему; ты меня заколдовал и зачаровал и до того заговорил, что в голове у меня полная путаница… Ведь я тысячу раз говорил о добродетели на все лады разным людям, и очень хорошо, как мне казалось, а сейчас я даже не могу сказать, что она вообще такое» (menon). В этом и состоит сократовская «ирония». Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» – «повивальное искусство» Сократа (намек на профессию его матери) (майевтика – почва подготовлена, но сам Сократ отнюдь не хотел ее засевать. Ведь он подчеркивал, что ничего не знает. Но он беседует с укрощенным «знатоком», спрашивает его, получает ответы, взвешивает их и задает новые вопросы. «Спрашивая тебя, – говорит Сократ собеседнику, – я только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его». Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию «всеобщего» как основы истинной морали. Основная задача «сократического» метода – найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей [3, с. 96].

     Беседа  Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует  их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему  единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает  общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало  возможность определения понятия  и сущности справедливости или несправедливости вообще

     «…  Величайшее благо для человека, – говорит Сократ в «апологии», – для человека – это каждодневно беседовать о добродетели и обо всём прочем, о чём я с вами беседую, испытывая и себя, и других, а без такого испытания и жизнь не в жизнь для человека».  

     Диалектика  – искусство беседы. Для Сократа  являлось само по себе высшем благом. По Сократу диалектическая беседа –  есть главное занятие для философа.

     Сократ  – один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может».

     Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование Могучие  духом... если получат образование... становятся отличными... полезными деятелями. Оставшись без образования.. они  бывают очень дурными, вредными людьми».

     Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал  выбор, сохранить жи у знь или  отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

     Сократ  излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или  аллеи Ликея. Он был одним из родоначальников  диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих  вопросов – т. н. сократического метода. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком «повивальном искусстве» он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю» [4, с. 35].

     Беседы  Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем. «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими» – так описывал свои впечатления ученик Сократа.

     Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.

     Развернутое описание метода майевтики осуществил Платон: «Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным... от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути, я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые во-все несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден – я и боги».

     Сократ  выбирал известного политического  деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале  философ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный  человек в городе, и что ему  не составит труда ответить на такой  элементарный вопрос. Сократ задавал  свой действительно элементарный вопрос, но только на первый взгляд. Собеседник нехотя отвечал на него, Сократ в  свою очередь задавал очередной  вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал  снова, и это доходило до того, что  собеседник, в конце концов, своим  последним ответом противоречил своему первому ответу. Понятное дело собеседник очень злился на него. Тогда  взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает, и спокойно удалялся.

     Следует хотя бы кратко остановиться на сути метода сократической беседы-диалога, отметив, что сегодня мало кто знает и умеет им пользоваться, хотя педагогическая сила его далеко не иссякла. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Главное заключалось в том, чтобы ученик осознал, увидел проблему там, где ранее для него все было понятно, и увлекся ее исследованием. Эту часть диалога-беседы Сократ сравнивал с действием слабительного, освобождающего в данном случае не желудок, а рассудок и душу от всего, что является чужеродным, наносным, в частности, от того, что представляет собой следствие отрицательного воздействия на ум человека обыденного, бытового сознания. Вторая часть беседы получила название «майевтики».

     Буквально «майевтика» означает повивальное  искусство. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к  признанию тех положений, которые  являются истинными. При этом собеседнику-ученику  казалось, что он самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел на них. Для  Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск в решении увлекательной  проблемы – лучший путь образования человека. Одно из достоинств его как учителя заключается в том, что он отталкивался от осознания учеником своего незнания, тем самым будоражил, побуждал к самостоятельной мыслительной деятельности ум и душу. Алкивиад в платоновском «Пире» говорит, что беседы Сократа потрясали его слушателей: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу происходит и со многими другими».

Информация о работе Майевтика в педагогической деятельности