Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:17, курсовая работа
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Раздел 1. Теоретические основы развития речи учащихся
1.1 Сущность понятий "речь", "развитие речи"
1.2 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
1.3 Психофизиологические основы развития речи
1.4 Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников
Раздел 2. Установление роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников
2.1 Планирование исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Библиография
Приложения
В школе учащиеся усваивают тысячи новых слов и новые значения. Развивая речь учащихся, следует предъявлять ряд требований к речи, такие как содержательность, точность, богатство языковых средств, ясность, выразительность и правильность.
Далее мы выделили несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Это потребность в высказывании, содержание речи и средства языка.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде, т.е. в семье, в школе, в общении с товарищами.
В исследовательской работе мы решили выяснить, как влияют малые формы фольклора на развитие речи учащихся на уроках русского языка. И поэтому мы рассмотрели, что такое загадка, пословица и поговорка.
При обучении учащихся начальных классов учителя пользуются загадками и поговорками.
Загадки заставляют внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия. Они могут использоваться при изучении правил правописания и при навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат интеллектуального состояния.
Работая с пословицами, учащиеся учатся относить их к определенной теме, повышается грамотность, развивается мышление учащихся, а также способствует лучшему усвоению грамматики.
Речь служит важнейшим средством изучения мышления. Для развития речи важен вопрос "Почему?", требующий доказательств. При составлении заданий для младших школьников необходимо требования, которые мы перечисляли в одном из пунктов исследования.
Нами были проанализированы учебники русского языка начальных классов. Сделали вывод о том, что малые формы фольклора используются в начальных классах, но задания не разнообразные, они повторяются, их недостаточно много, используются для закрепления грамматики. Творческие задания (составь свою загадку, продолжи пословицу и т. пр) отсутствуют.
В исследовательской части нашей работы мы попробуем доказать или опровергнуть наше предположение, что загадки, пословицы и поговорки влияют на развитие речи младших школьников. И поэтому их надо использовать как можно больше с разнообразными заданиями, помимо тех которые используются в учебниках по русскому языку для начальных классов.
Библиография
Приложения
Приложение № 1
ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА
Отгадай загадку.
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу-
Когда спать, когда встать,
Когда работу начинать.
(Часы).
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник).
Хвостом виляет,
Зубаста, а не кусает.
(Щука).
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет - я посвечу.
(Свеча).
Разошлись мальчики
В темные чуланчики.
Каждый мальчик
В свой чуланчик. (Перчатки).
ЖИ-ШИ
Отгадай загадку.
Бегу по дорожке
Доски на ножки. (Лыжи).
Странная звездочка с неба упала.
Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка).
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик).
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (Шило).
2. Вставь слоги жи и ши, чтобы получились слова.
друма
пру…нати…на
нана
3. Составь из слогов слова.
пулы
мынавысне
шижи
мАдонкала
стый
Парные звонкие и глухие согласные
Отгадай загадку. Выпиши другие слова на это же правило.
Белая скатерть все поле покрыла. (Снег).
Зимой на земле лежало,
Весной в реку побежало. (Снег).
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка).
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка).
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. (Лед).
Приложение № 2
Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Группы |
Ребенок |
Номера заданий |
Уровень развития | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||
Контрольная |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | ||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Н | ||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | ||
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Н | ||||||
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Н | ||||||
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | ||
Экспериментальная |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | ||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | ||
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Н | ||||||
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Н |
Приложение № 3
Результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Группы |
Ребенок |
Номера заданий |
Уровень развития | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||
Контрольная |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | ||
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | ||
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | |
Экспериментальная |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | ||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | ||
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | ||||
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Н |
Приложение №4
Фрагмент урока
Тема: Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы Кто? Что?
Цель: Формирование умения различать предмет и слово; формирование умения соотносить вопросы Кто? Что? и название предмета.
+Ребята, я буду читать загадки, вы поднимаете руку, говорите отгадку, ставите к ней вопрос. Записываем отгадку все вместе на доске.
…
+Кто на себе свой дом носит?
Улитка. Кто?
+Не человек, а рассказывает.
Книга. Что?
+Скатерть бела, весь свет одела.
Снег. Что?
+Какая птица в лесу обитает, всем свое имя называет?
Кукушка. Кто?
+Без рук, без ног, а рисовать умеет.
Мороз. Что?
+Идет в баню черен, а выходит красен.
Рак. Кто?
+Не огонь, а жжется?
Крапива. Что?
Фрагмент урока
Тема: Имя существительное.
Цель: Написание с заглавной буквы в названиях деревень, улиц и рек.
+Отгадайте загадку. Стоит копна - спереди вилы, а сзади - метла. Сама ест зеленое, а дает белое.
Корова.
+Правильно! Откройте учебник и найдите это словарное слово.
…
+Напишите его к себе в тетрадочку, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. Обведите синим карандашом в тучку.
…
Фрагмент урока
Тема: Единственное и множественное число глаголов.
Цель: Ознакомление с единственным и множественным числом глаголов.
+Сейчас
для вас будет интересное
Приложение № 5
Изменения в развитии речи учащихся в контрольной группе
Приложение № 6
Изменения в развитии речи учащихся в экспериментальной группе