Манипуляции, виды, типы методы защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

В повседневной жизни приходится часто сталкиваться с ситуациями, когда требуется воздействовать на другого человека. Для многих это входит в их прямые обязанности. Это руководители, менеджеры, продавцы, преподаватели, воспитатели, родители, врачи, психологи. Владение соответствующими психотехнологиями влияния делает работу представителей этих групп значительно более продуктивной.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Понятие манипуляции и технологии……….......................……………5
Глава 2. Виды манипуляций…………………............................................……...9
Глава 3. Стратегии защит......................................................................................13
3.1. Виды психологических защит........................................................14
3.2. Базовые стратегии психологических защит..................................19
Заключение………………………………………………….……………………20
Библиографический список.……………......…..............................................…..21

Вложенные файлы: 1 файл

ККР манипул псих.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Якорная техника. Она  является самой мощной техникой манипуляции  сознанием. У каждого есть такая  песня или мелодия, услышав которую, он вспоминает свое прошлое и как бы возвращается в то время. У каждого образ смеющегося ребенка вызывает определенные чувства. У каждого есть якоря, и этих якорей очень и очень много. И якоря могут быть в любой модальности и зрительные, и слуховые, и кинестетические. Якорь можно использовать для вызывания любого чувства вновь и вновь. Манипулятор может установить якорь, который будет вызывать у другого человека нужные чувства даже тогда, когда его нет рядом.                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Стратегии  защит

3.1. Виды психологических защит

 

В зависимости от защищающего  субъекта и от направленности можно  выделить две группы психологических  защит.

Во-первых, это могут  быть соответственно межличностные  и внутриличностные защиты, и, во-вторых, защиты бывают специфическими и неспецифическими.

Внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которые ведут между собой  относительно самостоятельные личностные подструктуры. Это могут быть, например, отдельные желания человека, его умения, предпочтения, самоуверенность, самооценка. Каждая из этих подструктур определяет особенности внутреннего мира человека и формирует его внешнее поведение. Каждая из них имеет свои собственные устремления, которые, по меньшей мере, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Происходит естественная конкуренция между ними. Когда эта конкуренция перерастает во внутриличностную борьбу, возникает необходимость в психологических защитах, которые уберегают одни внутрипсихические образования от ущерба со стороны других. Такие психологические защиты называются внутриличностными. [4]

Вот как говорит об этом К.Роджерс: «Когда существует несогласованность, но индивид не осознаёт этого, он потенциально уязвим тревожностью, угрозой и дезорганизацией. Если значимое противоречие становится столь ясно, что оно должно быть сознательно воспринято, то индивид будет под угрозой и его самость дезорганизуется этим противоречием. В этом случае с целью сохранения структуры самости выступает в действие защита.

Межличностные защиты обнаруживаются там, где речь идёт о борьбе межличностной. Так как люди, вступающие в общение, являются носителями несовпадающих  желаний, между ними естественным образом  возникают противоречия, которые  вызывают стремление защищаться. Предметом межличностных защит является индивидуальная целостность, соотносимая с индивидуальной обособленностью, и направленная против силы желаний и устремлений оппонента. В зависимости от направленности выделяются специфические и неспецифические психологические защиты. [12]

Специфические психологические  защиты – это защиты, которые  направлены на характер угрозы. По сути, они напоминают процесс решения  проблем. Они представляют собой  поисковые действия в проблемной ситуации. Такие защитные действия сориентированы на стандартный, часто повторяющийся вид угрозы. Вследствие этого, специфические психологические защиты могут превратиться в автоматические, стать привычкой. Такой вид защит обеспечивает детальный анализ характера угрозы. Результатом этого анализа будет ощущение, образ. [8]

Неспецифические психологические  защиты направлены на сам факт угрозы. Такие защиты имеют дело с характеристиками ситуации взаимодействия. Они в наибольшей степени подвержены стереотипизации  и генерализации. Благодаря этому  виду защит время задержки реакции сильно сокращается. Факт присутствие угрозы действует как ключевой раздражитель, который запускает один из психических автоматизмов, состоящий из базовых защитных установок (о них я буду вести речь ниже). Неспецифические защиты обеспечивают быстрый анализ силы угрозы. Результатом их работы является эмоциональная оценка.

 

3.2. Базовые стратегии психологических защит

 

 При дальнейшем изучении предмет психологических защит становится не столь важным. Во-первых, потому, что большое количество сходств меж- и внутриличностных защит доказывает их существенную «взаимозависимость и взаимообратимость». Во-вторых, вопрос о том, где воспроизводятся психологические защиты (в межличностных отношениях или во внутреннем мире человека) отходит на второй план, когда речь заходит об используемых при этом стратегиях.

Существует большое  количество способов уберечься от манипуляций, но всё же все они состоят из переплетения шести так называемых базовых защитных установок. А именно: уход, изгнание, блокировка, управление, замирание и игнорирование.

Уход – увеличение дистанции, прерывание контакта, удаление себя за пределы досягаемости влияния  агрессора. Крайним выражением этой стратегии может считаться отчуждение, полная замкнутость в себе, отказ  от контактов с людьми. Обычным проявлением этого вида защит является смена темы беседы, прерывание беседы под благоприятным предлогом, уход от контактов с неприятными людьми.

Изгнание – увеличение дистанции, удаление агрессора. Предельным выражением такой защиты является убийство. Часто проявляется в увольнении с работы агрессора, изгнание его из дома, осуждение, колком замечании, насмешке (частичное убиение какой-либо части агрессора: привычки, характера и т.д.)

Блокировка – контроль воздействия, выставление преград на его пути. Предельное выражение – полная самоизоляция посредством активизирования отдельных статусов и подсистем. Повседневное применение в виде смысловых и семантических барьеров («Я не понимаю, о чём вы говорите»), ролевые барьеры («я на работе»).

Управление – контроль воздействия, исходящий от агрессора, влияние на него. Предельное выражение  – подчинение себе другого человека. Привычные способы использования  таких защит – жалобы, плач, подкуп, попытки подружиться, спровоцировать желаемое поведение. Сюда же относиться и манипуляция, защитного происхождения.

Замирание – контроль информации о самом субъекте, её намеренное искажение или сокращение. Крайняя форма – оцепенение. Чаще всего проявляется в сокрытии чувств, обмане.

Игнорирование – контроль информации об агрессоре, искажённое восприятие агрессора или угрозы с его стороны. Предельная форма выражения – утрата адекватности восприятия, иллюзии. Обычно проявляется как стереотипизация (она просто дурачится), объяснение манипуляции позитивными намерениями (мне желают добра). [7]

Все эти базовые защитные установки можно попарно объединить между собой, опираясь на степень  пассивность/активность. Получаются следующие  пары: уход – изгнание, блокировка –  управление, замирание – игнорирование. Каждая пара имеет своё поле действие. Уход – изгнание создаёт дистанцию с агрессором, блокировка – укрытие управляет потоком воздействия, замирание – игнорирование работает с информационным каналом.

Важно помнить, что базовые  защитные установки являются лишь направляющими защитных действий. В жизни они часто используются в композиции и переплетении. Например, достаточно частый женский приём «в слезах выбежала вон» имеет в себе как собственно сам уход, так и управление (плач).

«Ничего и не было»  Механизм отрицания действует по принципу «если я этого не признаю, значит, это не случилось». Нежелательные события не принимаются за существующие. Отрицание часто становится первой реакцией на необратимые события - на смерть, болезнь. С отрицанием можно столкнуться и в семейных отношениях: кажется, что безболезненнее закрыть на глаза на проблему, чем поставить вопрос ребром. Например, часто возникает вопрос: куда смотрят родители ребенка-наркомана во внешне довольно благополучной семье - почему не обращают внимания на беспокойные признаки? Да потому, что вовсю работает механизм отрицания - родители не позволяют себе мысли, что в их семье может случиться такое.

«А я и забыл»  Специальное мотивированное «забывание» травмирующей ситуации называется вытеснением. Причем забыть можно не только очевидные неприятности - иногда из памяти «выскакивает» чужая помощь, подоспевшая к нам в критический момент. Часто вытеснение распространяется на ситуации, связанные с деньгами или обязательствами.

«Сам дурак»  Одним из следствий вытеснения становится проекция. Дело в том, что вытесненная информация (или забытый опыт) уходит из сознания, но остается на подсознательном уровне. Периодически то, что подверглось вытеснению, начинается прорываться наружу - например, в проекции. Человек начинает приписывать другим собственный опыт, мотивы или мысли. Так обманщику кажется, что все кругом стремятся его надуть, а человек, испытывающий недостаток в деньгах склонен чаще других громить «нищебродов». Проецироваться могут не только негативные, но и позитивные эмоции. В широком смысле мы все используем проекцию для объяснения мира - а как еще можно понять других, кроме как найти похожие чувства в себе?

«Я сейчас все объясню»  Иногда нам кажется, что проще съесть жабу, чем признать собственную неправоту. И не надо ее признавать - особенно когда в арсенале есть такой прекрасный механизм, как рационализация. Она позволит найти вменяемые и вполне достойные причины, чтобы объяснить собственные неприемлемые действия. Что удобнее: признать, что тебя не берут на работу мечты из-за недостаточного опыта - или додуматься, что «у нас в стране все только по знакомству»? Рационализация позволяет отгородиться от мира набором нехитрых стереотипов, тратить минимум усилий на анализ поступающей информации - и при этом чувствовать себя д'Артаньяном на фоне унылой реальности.

«Я - не я»  Достаточно прозрачным способом психологической защиты являются реактивные образования - когда человек совершает подмену собственных чувств на противоположные. Классические примеры реактивных образований можно найти в поведении подростков, стремящихся вывернуть наизнанку чувства, которые они считают постыдными. Поэтому приходится смеяться в кино над фильмом, который вызывает слезы или лупить портфелем барышню, за которой хочется поухаживать, но страшно «что скажут ребята». [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Манипулирование - это частный случай скрытого управления, характеризующийся эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, вносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве. Можно выделить следующие виды манипуляций: «полярная реакция», «разрыв шаблона», «забалтывание», «двойное наведение транса - перегрузка», тройная спираль Мильтона Эриксона, речевые техники, допущения, противопоставления, выбор без выбора, право выбора, якорная техника.

     Знание универсальной схемы скрытого управления позволяет выстроить надежную защиту от любого акта скрытого управления. Эта схема включает следующие моменты: «не давайте информацию о себе», «осознайте, что вами управляют» и собственно защиту (активную, пассивную и контрманипуляцию).

    В отличие от активных методов при пассивных методах адресат не дает понять, что разгадал тайные намерения манипулятора. Контрманипуляция представляет собой ответную манипуляцию со стороны адресата, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием инициатора.

Таким образом, в данной работе была расскрыта наиболее полно  тема о манипуляциях, которые люди оказывают друг на друга. И даны советы по выходам из сложившихся ситуациях  и как не дать собой манипулировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Грачев Г.В, Манипулирование  личностью. - М.: ЭКСМО, 2003. - 206 с.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 2004. - 172 с.

Журбин В.И. Понятие  психологической защиты. - М.: Речь, 2002. - 147 с.

Кузьмина Т.В. Манипулирование  поведением человека. - М., 2010. - 187 с.

  • Куликова В.Н. Как заставить собеседника принять вашу точку зрения. - М.: АСТ, 2006. - 93 с.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 2004. - 172 с.

Крысько В.Г.  Психология и педагогика в схемах и таблицах:  учебное пособие; под ред. В.Г. Крысько. - М., 2010. - 87 с.

Лагутина Т.В. Чтение чужих  мыслей - как понять себя и других. - М.: АСТ, 2006. - 61 с.

Молодцова Н. Г. Практикум  по психологии. - Питер, 2006. - 278 с.

Никольская И.М. Психологическая защита. - М.: Речь, 2006. - 342 с.

Пелинский И.Ю. Эффективное манипулирование  людьми. Техники влияния. - М., 2009. - 247 с.

Сорокоумова Е. А. Возврастная психология. - Питер, 2007. - 347 с.

Шейнов В.П. Психотехнологии влияния. - М.: АСТ, 2005. - 448 с.

Шейнов В.П. Психология манипулирования  людьми. - М.: Букинист, 2010. - 198 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Манипуляции, виды, типы методы защиты