Межличностные отношения в коллективе младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 20:43, реферат

Краткое описание

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. «Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия» [

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный  университет имени М.В. Ломоносова»

 
     
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Терентьева Ольга Анатольевна

 
 

(фамилия, имя, отчество студента)

 
     
 

Институт

ПиП

курс

3

группа

31

   
     
 
 

(код и наименование направления подготовки/специальности)


 
     
 

РЕФЕРАТ

 
     
 

По дисциплине

Психолого-педагогическая коррекция

 
     
 

На тему

Межличностные отношения  в

 
   

(наименование темы)

 
 

коллективе младших школьников

 
     
     
             
                 
                 
                 
         
 

Отметка о зачёте

         
             

(дата)

 
                 
         
 

Руководитель 

           
     

(должность)

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
                 
 

 

 

 

 

Архангельск 2013

 

 

 

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.Понятие межличностных  отношений и их развитие

 

Межличностные отношения  являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения тесно  связаны с различными видами общественных отношений. «Существование межличностных  отношений внутри различных форм общественных отношений есть как  бы реализация безличных отношений  в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия» [2; с. 3].

Межличностные отношения - это  объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи  между людьми. В их основе лежат  разнообразные эмоциональные состояния  взаимодействующих людей и их психологические особенности. В  отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как  официально закрепленными, так и  незакрепленными, межличностные связи  иногда называют экспрессивными, подчеркивающими  их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных  отношений в научном плане  недостаточно разработаны.

Межличностные отношения  включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный  и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или  не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный элемент находит  свое выражение в различных эмоциональных  переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный элемент  является ведущим из них. «Это, прежде всего положительные и отрицательные  эмоциональные состояния, конфликтность  состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой» [4; с. 5].

Поведенческий компонент  межличностных отношений реализуется  и конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и  продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная  сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Межличностные отношения  строятся по «вертикали» (между руководителем  и подчиненным и наоборот) и  «горизонтали» (между лицами, занимающими  одинаковый статус). Эмоциональные  проявления межличностных связей обусловливаются  социокультурными нормами групп, к  которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм.

Динамика межличностных  отношений.

Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику.

Динамика развития межличностных  отношений в континууме проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных  отношений в «обратную» сторону  имеет такую же динамику (переход  от дружеских к товарищеским, приятельским отношениям и затем их прекращение).

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных  и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие  партнеры по общению.

Приятельские отношения  формируют готовность-неготовность к дальнейшему развитию межличностных  отношений. Если позитивная установка  у партнеров сформирована, то это  является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.

Товарищеские отношения  позволяют закрепить межличностный  контакт. Здесь происходит сближение  взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие  понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.).

 

 

Условия развития межличностных  отношений.

Межличностные отношения  формируются в определенных условиях, которые влияют на ее динамику, широту и глубину. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, достаточно высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате – большое количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения.

Это приводит к тому, что  межличностные отношения в городе предъявляют более высокие психологические  требования к партнеру. Чтобы поддерживать тесные связи, общающимся нередко приходится расплачиваться потерей личного  времени, психическими перегрузками, материальными  ресурсами и т. д. Пространственная близость особенно влияет на межличностные  отношения у детей. В случае переезда родителей или перехода детей  из одной школы в другую контакты у них, как правило, прекращаются.

Важное значение в формировании межличностных отношений имеют  конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано  с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются  межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. К сожалению, сравнительных исследований по межличностным отношениям в названных условиях у нас проводится не очень много.

Значение временного фактора  в межличностных отношениях зависит  от того, в какой конкретной социокультурной  среде они развиваются.

По-разному влияет временной  фактор в этнической среде. В восточных  культурах развитие межличностных  отношений как бы растянуто во времени, а в западных — «спрессовано», динамично. Работ, представляющих исследования о влиянии временного фактора  на межличностные отношения, в нашей  литературе почти не встречается.

Проблема межличностных  отношений в отечественной и  зарубежной психологической науке  в определенной степени исследована. В настоящее время в печати появляется много работ, в которых  рассматриваются проблемы межличностных  и деловых контактов и даются практические рекомендации по их оптимизации [17]. Часть таких публикаций представляет собой популярное изложение результатов  психологических исследований, порой  без ссылок и списка использованной литературы.

Научных исследований по межличностным  отношениям в настоящее время  проводится весьма мало. Перспективными проблемами являются: совместимость деловых и межличностных отношений, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Межличностная привлекательность - это сложное психологическое  свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние  личности позволяет ей располагать  к себе людей. Привлекательность  человека зависит от его физического  и социального облика, способности  к сопереживанию и т.д.

Межличностная привлекательность  способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик. Феномен межличностной привлекательности в дружеских парах обстоятельно раскрыт в исследованиях Н.Н. Обозова.

Используется и такое  понятие, как «эмоциональная привлекательность» - способность личности к пониманию  психических состояний партнера по общению и особенно — к сопереживанию  с ним. Последнее проявляется  в отзывчивости чувств на различные  состояния партнера. Данное понятие  несколько уже, чем «межличностная привлекательность».

Понятие «аттракция» тесно  связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают  аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в  ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения [2]. Другие полагают, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой  преобладает позитивный эмоциональный  компонент [3]. Третьи под аттракцией понимают привлекательность одного человека для другого, в силу чего к нему проявляется позитивное эмоциональное  отношение. Как видно из изложенного, многозначность понятия аттракция  и перекрываемость его другими феноменами затрудняет использование этого термина и объясняет недостаточную исследованность в отечественной психологии. Данное понятие заимствовано из англо-американской психологии и перекрывается отечественным термином «межличностная привлекательность». В связи с этим представляется целесообразным использовать их как равнозначные.

Под понятием «притяжение» понимается потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определенными  особенностями, которые получают положительную  оценку воспринимающего. Оно обозначает переживаемую симпатию к другому. Притяжение может быть одно- и двунаправленным [6]. Противоположное понятие «отталкивание» связано с имеющимися у партнера по общению психологическими особенностями, которые воспринимаются и оцениваются  негативно, поэтому он вызывает отрицательные  эмоции.

 

2. Возрастные особенности  младших школьников, влияющие на  формирование межличностных отношений

 

Основными критериями характеристики младшего школьного возраста (6 - 11 лет) являются ведущая деятельность, новообразования и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Ведущая деятельность –  учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы  учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что  ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной  деятельности – сам человек.

Основные новообразования  школьника - личностная и интеллектуальная рефлексия.

В школьном возрасте число  факторов, влияющих на самооценку, заметно  расширяется.

У детей в младшем школьном возрасте продолжает формироваться  стремление на все иметь свою точку  зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и  обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая  оценка обычно бывает у детей в  том случае, если родители относятся  к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.

Однако вскоре у ребенка  складывается новое представление  о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному «Я» [16].

Младший школьный возраст  один из важнейших периодов в развитии самосознания.

Имеется в виду рефлексия  в плане мышления. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны  логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить  намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного  времени.

В школьные годы способность  хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается  метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. В проведенных исследованиях по запоминанию списка предметов дошкольники не справились с заданием, а школьники вспомнили все предметы. Они целенаправленно повторяли, организовывали в памяти, совершенствовали информацию для того, чтобы лучше запомнить, и потом могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти.

Информация о работе Межличностные отношения в коллективе младших школьников