Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:56, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе
2. Рассмотреть занятия по развитию мелкой моторики
Введение………………………………………………………………..3
1 Понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..5
1.1 Развитие мелкой моторики в раннем возрасте………..……………..5
1.2 Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте……...…………6 2 Занятия по развитию мелкой моторики……………………….12 Заключение…………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………..22
Этот пальчик – я,
Вот и
вся моя семья!
Поочерёдное
сгибание пальцев, начиная с большого.
По окончании покрутить кулачком.
ПАЛЬЧИК
– МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С
этим братцем песни пел.
На первую
строчку показать большой палец.
Затем поочерёдно соединять его
с остальными пальцами одной руки.
УЛЕЙ
Вот маленький улей где пчёлы спрятались,
Никто их не видит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззззз!
Пальцы
сжаты в кулак, затем отгибают
по одному. На последнюю строчку
руку поднимают вверх с
КУЛАЧОК - ВАНЮША
Ванька-встанька,
Ванька-встанька
спрятать большой палец в кулак
Просыпайся, улыбайся.
постучать по кулаку пальчиком ребёнка
Тук-тук, тук-тук.
Ванька-встанька тут как тут!
Большой
палец выскакивает из кулака
СПИТЕ ПАЛЬЧИКИ МОИ
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
Загибаем и разгибаем пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот - резал.
Этот - ел.
Ну, а этот - лишь глядел!
Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем
немножко. (руки на колени).
Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке
давали. (указательным пальчиком водим
по ладошке) [16]
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук тук да тук,
Тук-тук
тук да тук . (стучать кулачками друг
о друга)
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А
мизинчик хоть и мал, зато ловок и
удал!
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На
первом ежи, мы еще к ним придем.
Трёхлетние
малыши осваивают пальчиковые игры, которые
проводятся двумя руками, например[17]:
КАПУСТА
Это, что еще за скрип? (пальцы сжаты в «замок», поднимаем и опускаем их)
Это, что ещё за хруст?
Это, что ещё за куст? (растопыриваем пальцы, имитируя куст)
Как же быть без хруста, если я капуста.
Мы капусту рубим – рубим, (прямые ладони вверх вниз)
Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачёк)
Мы капусту солим – солим, (поглаживание подушечек пальцев)
Мы
капусту жмём – жмём – жмём. (сжимаем
и разжимаем кулачки)
СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке – косолапому,
Зайчику
усатому.
На
первые две строчки – ритмичное сгибание
пальцев обеих рук в ритме потешки, на
следующие строчки - поочерёдное сгибание
пальчиков, начиная с большого[18].
СТРОИТЕЛЬ
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены. Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И
тюльпан в саду расцвёл!(Соединяем
вместе ладошки и медленно раскрываем
пальчики - "бутончик тюльпана")
КОРАБЛИК
По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - смотрим вдаль)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
Только
кошки да коты! (Показываем две открытые
от себя ладошки, затем пальчики слегка
сгибаем - получаются "коготки")
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие
И по морю поплыву пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут
рыбки тут и там. (Полностью соединить
друг с другом две ладошки для имитации
рыбок и снова волнообразные движения
- "рыбки плывут")[19]
ПАУЧОК
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы
погулять на ветке.
ЛАДОНЬ – КУЛАК
- Хочешь? Тоже делай так:
То – ладонь, а то – кулак.
Ладони
прижаты к столу. Одновременно сжимать
кулачки, потом разжать, по тексту. Для
усложнения можно ускорить темп или делать
руки поочередно ( правая – ладонь, левая
– кулак) [20].
БУСИНКИ – ГОРОШКИ
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики,
ладошки.
Дети старшего возраста могут использовать в пальчиковых играх с мелкие предметы (шариками, кубиками, орехами, карандашами, крупой и т.д.).
КАРАНДАШ
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть
послушным научу.
ОРЕХИ
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы
ровные писать.
ПОМОШНИК
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис
от гречки отличу.
ДОРОЖКА
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
Вот волшебный самолёт
Отправляется в полёт.
Он планирует над партой.
Ну
а где же наша карта?