Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 12:25, контрольная работа
Некоторые особенности становления грамматического строя речи детей дошкольного возраста изучены в психологии. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. К.Д. Ушинский отметил: «На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю речи».
Введение
На этапах дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи.
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.
Некоторые особенности становления грамматического строя речи детей дошкольного возраста изучены в психологии. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. К.Д. Ушинский отметил: «На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю речи».
В работе над формированием
грамматического строя речи можно
выделить следующие направления: предупреждать
появление у детей
§1. Причины грамматических ошибок.
Все мы знаем, что для того, чтобы подобрать правильные приемы работы, нужно понимать причины детских грамматических ошибок.
Грамматические ошибки дошкольников определяются разными причинами.
Во-первых, общими закономерностями развития ребенка, развитием его внимания, памяти, мышления, нервной системы.
Во-вторых, трудностями овладения грамматическим строем языка.
В-третьих, небольшим запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря. Не стоит забывать также о том, что у детей может быть недостаточно развито фонематическое восприятие речи и сам речевой аппарат.
В-четвертых, причиной грамматических ошибок детей может выступать неправильная речь родителей и нас, педагогов.
И, наконец, тем, что на эту сторону формирования детской речи обращается мало внимания на занятиях и в повседневной жизни.
Ошибки, которые допускают дети разнообразны. Их можно разделить на 3 группы:
1. морфологические
2. синтаксические
3. ошибки в словообразовании
К морфологическим относятся неправильные окончания существительных в:
• Р.п. мн.ч. (этажов, дерев)
• Р.п. ед.ч. (у кукле, у маме)
• В.п. (папа подарил слоненочек)
• П.п. неодушевленных сущ. М.р. (в лесе, в носе)
• Нулевом окончании (книгов)
Часто дети склоняют несклоняемые существительные (на пальте), неправильно употребляют род (большой яблок), причастия (сломатая, оборватая). Множество ошибок возникает при образовании слов, обозначающих детенышей животных, глагольных форм (искаю, хотишь), сравнительной степени прилагательных (чистее), склонении числительных (двое домов) и другие.
слова, составляют одно слово из двух синонимичных слов (бананас).
§2. Пути формирования грамматически правильной речи.
Одним из путей формирования грамматически правильной речи является исправление ошибок. Разумеется, это нужно делать не только на занятиях по развитию речи, но и на всех остальных занятиях и в повседневной жизни.
Это очень важно, потому что так дети привыкают различать как надо говорить правильно. Неисправленная грамматическая ошибка лишнее подкрепление неправильной формы как у одного ребенка, так и у всех детей. Не повторяйте за ребенком неправильную форму, предложите подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и попросить повторить его. Помните, что исправлять ошибки следует доброжелательно, можно не сразу, а по прошествии времени. Не будьте слишком навязчивы, учитывайте ситуацию и настроение ребенка. Например, если ребенок огорчен, жалуется, просит у вас помощи, совета или, наоборот, весело играет, эмоционально возбужден, или впервые решил прочитать стихотворение наизусть, не следует поправлять ребенка в такие моменты. В младшей и средней группе исправлять ошибки можно путем повторения фразы ребенка, но в правильной форме. Например, ребенок говорит: «Мы поставили на стол тарелку и много чашков и ложков». Воспитатель подтверждает сказанное, говоря: « Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек». Детей старшего возраста следует учить самостоятельно слышать ошибки и исправлять их. Например: « Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно». Можете также использовать речь других детей в качестве образца и привлекать их к исправлению ошибок. Но делать это следует очень осторожно и тактично.
Грамматическая работа с детьми-дошкольниками не может и не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок. Она строится постепенно, последовательно и только на игровой форме обучения и воспитания.
Термин "грамматика" употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку. Свод правил об изменении слов и их сочетаний в предложении. Грамматика по словам К.Д.Ушинского-логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как, род, число. время, лицо, употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит. замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь, расширяется сфера общения. Вновь усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запомнить в новой для него грамматической форме, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму. На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны детской речи. Морфология изучает грамматические свойства слова, синтаксис-словосочетания и предложения. И лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребенком грамматического строя языка. Овладение грамматикой как наукой осуществляется в школе. Уже в начальных классах ставится задача сознательного усвоения основных грамматических правил и законов. У детей школьников формируют ряд грамматических понятий ( о составе слова, о частях речи и т.д)..Появляется новое отношение к своей речи.
§3. Работа над формированием грамматического строя речи.
В работе над формированием
грамматического строя речи
- общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);
- трудностями овладения;
- запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря
- педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.
Начало образования новых слов начинается с двух лет. По сути дела они являются искаженным воспроизведением слов, услышанных от взрослых. Например, ребенок, услышав от взрослого слово картинки, по-своему произносит "акинии". Психологи объясняют создание детьми новых слов растущей потребностью в общении. Темп накопления словаря недостаточно высок, а потребность рассказать и объяснить все растет, поэтому дети образуют новое, пользуясь своими грамматическими наблюдениями, по аналогии "Ты будешь принимать в игру, будешь приниматель" Большинство слов укладывается в усвоенные модели, но иногда нужное слово в русском языке имеет словообразовательную особенность, о которой ребенок дошкольник еще не знает. Так и появляются лексические и грамматические ошибки. "Я рисоваю", "Большая платье", "Вон голубчики ходят", увидев голубей говорит малыш.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения. На занятиях по родному языку дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. На занятиях дети учатся изменять слова, строить предложения, образовывать формы слов. Грамматический строй речи дети усваивают постепенно, в определенной последовательности. На занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения постоянно представляется возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм. Педагог должен дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от педагога требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы с исправленной ошибкой пропал интерес к слову, о котором она свидетельствует. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строится так, чтобы предоставить каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи. На первых этапах усвоения грамматических средств и способов языка перед ребенком ставят задачу понимать смысл сказанного . Следующая задача- использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как хотят, как говорят по аналогии со знакомыми ( например, форму "фишками"-играю фишками, хотя взрослый впервые употребил это слово в именительном падеже ед.числа. И совсем иная, еще более трудная задача- оценивать грамматическую правильность речи, определять, можно или нельзя так сказать) В средней группе детей учат использовать точные наименования предметов посуды. Многие названия им знакомы- тарелка, чашка, блюдце. Но есть такие, которых дети еще не знают,- салфетница, сахарница. Чтобы новые слова запомнились, детей надо многократно упражнять в их использовании. С этой целью можно провести дидактическое упражнение " Накрой Таня на стол", в этой игре педагог ставит задачу познакомить детей с назначением предметов, ввести их в активный словарь . Отклонения в усвоении грамматического строя речи чаще всего наблюдаются в случае задержки речевого развития. Если переход к фразовой речи заметно запаздывает, т.е. осуществляется лишь после 2-3 лет, то аграмматизмы в речи задерживаются до 6-10 лет и более. Когда ученик 2-3 класса говорит ДОМЫ вместо слова ДОМА, то и здесь не приходится говорить о возрастных своеобразиях речи. Это уже отклонения от нормы. такие аграмматизмы устной речи обычно отражаются и на письме.
Грамматическая работа с детьми не может и не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок. Она строится постепенно и только на игровой форме обучения и воспитания.
§4. Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей вне занятий
Формирование грамматической стороны речи ребенка — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.
Работа вне специальных занятий — это в основном исправление ошибок детей. При этом внимание ребенка должно быть остановлено на правильной форме.
Исправлять ошибку нужно доброжелательно, тактично и не в моменты эмоционального состояния, творческого подъема ребенка.
Не следует повторять ошибку,— лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если воспитатель дает ребенку аналогичные примеры.
Повторение ребенком подсказанного
педагогом слова или
Исправление на занятиях делается громко, чтобы его восприняли все дети. Иногда (особенно в старших группах) вместо подсказа бывает достаточно замечания («Ты опять сказал неправильно!»), вопроса-напоминания («Ты забыл, как нужно говорить слово «пальто»?), укоризненного взгляда или жеста.
Желательно, чтобы воспитатель объяснил детям, что не нужно обижаться на товарищей, которые поправляют ошибку, ведь они хотят помочь научиться говорить правильно, красиво.
Иногда педагогу приходится сталкиваться с влиянием на ребенка неправильной речи кого-то из его родных («А моя мама говорит: «Склизко». У нас все говорят: «Красивше»).
В этом случае воспитатель может поговорить с родителями малыша, убедить их в правильности своих требований, попросить объяснить дочери (сыну), что им в детстве не удалось правильно выучить это слово и теперь они будут учить его вместе и т. д.
План
Информация о работе Методика исправления грамматических ошибок в повседневной жизни