Методика моделирования в процессе ознакомления с художественным произведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи и обогащает лексику.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач, мультфильмов и компьютерные игры. Поэтому перед педагогом стоит задача, используя разнообразные методы и приемы заинтересовать ребенка «миром литературы». Ведь в поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка. При этом используются разнообразные методы и приёмы ознакомления детей с литературой. Это чтение, пересказ, заучивание произведений, театрализованная деятельность, разнообразные игры, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей и моделирование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I. Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой….................................................................................................5
Влияние художественной литературы на развитие речи ребенка………………………………………………………….…….……5
1.2 Методики ознакомления с художественными произведениями дошкольников………………………………………………………………..9
II. Методика моделирования в процессе ознакомления с художественными произведениями…………………………………………………………….…13
Значение и виды моделирования в процессе ознакомления с литературными произведениями детей дошкольного возраста……………………………………………………………….…13
Использование методики моделирования в коррекционно – образовательной работе с детьми…………………………………………………………………….18
Вывод…………………………………………………………………………...21
Список используемой литературы………………………………..……….23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая2.docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

 

Курсовая работа

Тема: «Методика  моделирования в процессе ознакомления с художественным произведением»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

I. Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой….................................................................................................5

    1. Влияние художественной литературы на развитие речи ребенка………………………………………………………….…….……5

1.2 Методики ознакомления с художественными произведениями дошкольников………………………………………………………………..9

II. Методика моделирования в процессе ознакомления с художественными произведениями…………………………………………………………….…13

    1. Значение и виды моделирования в процессе ознакомления с литературными произведениями детей дошкольного возраста……………………………………………………………….…13
    2. Использование методики моделирования в коррекционно – образовательной работе с детьми…………………………………………………………………….18

Вывод…………………………………………………………………………...21

Список используемой литературы………………………………..……….23

 

 

 

 

 

Введение

   Художественная литература  служит действенным средством  умственного, нравственного и  эстетического развития детей,  оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи и обогащает лексику.

К сожалению, в наш век  информатизации отношение детей  к книге изменилось, интерес к  чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач, мультфильмов и компьютерные игры. Поэтому перед педагогом стоит задача, используя разнообразные методы и приемы заинтересовать ребенка «миром литературы». Ведь в поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать  с раннего возраста. В связи  с этим очень важно учить детей  слушать и воспринимать художественное произведение.

 С.Я. Маршак считал  основной задачей взрослых открыть  в ребенке «талант читателя».  Воспитатель должен быть компетентен  в вопросах детского чтения. Ведь  он не только решает задачу  приобщения дошкольников к книге,  формирование интереса к процессу  чтения, но и выступает как  пропагандист книги, как консультант  по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за  восприятием и воздействием художественного  текста на ребенка. При этом используются разнообразные методы и приёмы ознакомления детей с литературой. Это чтение, пересказ, заучивание  произведений, театрализованная деятельность, разнообразные игры, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей и моделирование.

В процессе изучения литературных произведений очень важна эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей и интерес, вследствие чего появляется мотивация к активной деятельности. Таким образом, приемы моделирования на занятиях по изучению художественной литературы составляют основную специфику методики. Обоснованный отбор нужных приемов важная задача педагог и методиста. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а так же повышает интерес к художественной литературе.

Проблемой влияния художественной литературы на всестороннее развития детей были отражены в трудах Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Д.В.Колесова, Г.А.Урунтаевой и др. Педагогический аспект развития мышления у дошкольников с помощью моделирования, излагается в трудах Н.А.Ветлугиной, А.А.Грибовской, Т.Н.Дороновой, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной, О.П.Радыновой, Е.А.Флёриной, Н.Б.Халезовой, Т.Я.Шпикаловой и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой.

    1. Влияние художественной литературы на развитие речи ребенка.

 

Художественная литература служит могучим действенным средством  умственного , нравственного и эстетического воспитания детей , она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций , воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи

В педагогике для определения  речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая  деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с  восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества.

Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной  речи, словарная работа и др. Таким  образом, ознакомление детей с литературными  произведениями является важной задачей  в работе над развитием речи дошкольников.

В соответствии с «Программой» педагоги знакомят детей с большим  количеством произведений детской  художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание - важная задача.

Воспитатель формирует у  детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок  должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Так  же идет работа над формированием  элементарных умений анализировать  произведения (его содержание и форму). К моменту поступления в школу ребенок должен уметь определить основных героев, высказать свое отношение к ним, определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка.

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть, часть  уметь передавать близко к тексту. Кроме того, ребенок овладевает способами  исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Одна из важных задач в  развитии речи детей – формировать  самостоятельность в художественно-речевой  и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая  роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

К сожалению, в наш век  информатизации отношение детей  к книге изменилось, интерес к  чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных  передач и мультфильмов, компьютерные игры.

Читая, человек  развивается, совершенствует свою память, внимание, воображение, усваивает и  использует опыт предшественников, учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах  художественная литература открывает  и объясняет ребенку жизнь  общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

Одним из важных назначений художественной литературы является то, что она оказывает огромное влияние  на формирование грамотной речи, обогащает  лексику.

         Занятии, проведённые во всех группах детского сада, показали, что речь большинства детей соответствует уровню программных требований. Дошкольники средней, старшей и подготовительной к школе групп имеют достаточный активный словарь, который позволяет им свободно пользоваться лексикой родного языка, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми. Дети старшей и подготовительной к школе групп используют в речи распространённые предложения, могут употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые синтаксические единицы речи, владеют элементарными нормами и правилами устного высказывания, стараются соблюдать правила речевого этикета. Следует отметить, что значительно повысился уровень связной речи дошкольников старшей и подготовительной логопедической групп по сравнению с прошлым годом. Это хорошо заметно при выполнении детьми заданий по пересказу художественного произведения. Стоит также отметить оптимальный уровень речевого развития в средней и младшей группах. Дети умеют внимательно слушать произведения, активны в речевом диалоге, используют в речи под руководством педагога разные формы художественного слова (стихи, загадки, сказки).

Воспитатель должен быть компетентен в вопросах по подбору художественных произведений. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый, который помогает развитию мыслительной деятельности. Но даже самое отвлечённое мышление, далеко выходя за пределы чувственного познания. Никогда, однако, полностью не отрывается от ощущений, восприятий и представлений. Эта неразрывная связь мыслительной деятельности с наглядно-чувственным опытом имеет ещё большое значение в ходе формирования понятий у детей дошкольного возраста. Поэтому большое значение необходимо придавать наглядному методу обучения.

Поэтому важно правильно подобрать материал для наглядного восприятия и составлении модельного ряда с целю максимально верно передать знания и развивать мышление в правильном ключе. овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

        Используемые  педагогами методы и приёмы ознакомления детей с литературой разнообразны. Это чтение, пересказ, заучивание  произведений, театрализованная деятельность, разнообразные игры, просмотр диафильмов, прослушивание грамзаписи и моделирование.

        Тем не менее, если говорить о художественной литере как о средстве развития ребёнка, важно использовать интересные формы приобщения детей к чтению создание вазуальных образов, которые будут у детей перед глазами. Для этого необходимо проявить творчество. Помимо уже названных выше форм работы с детьми и родителями, можно создать модель «Книжкину больницу», оформлять выставки поделок и рисунков, сделанных по мотивам прочитанных произведений, создать книжки-самоделки, оформить макеты по мотивам любимых сказок, поощрять создание семейных библиотек, посещать детскую библиотеку.

 

1.2 Методики ознакомления  с художественными произведениями  дошкольников.

       Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику. Для работы по ознакомления с художественной литературы используются разнообразные методы и приемы. Самый распространенный словесный метод ознакомления с произведением – чтение произведения воспитателем, т.е. дословная передача текста. Произведения, которые невелики по объему, воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть произведений читается по книге.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста (допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т.д.). Таким образом детей знакомят со многими сказками и некоторыми познавательными рассказами. Для лучшего понимания и усвоения произведения проводятся различного рода инсценировки, которые так же повышают интерес детей к литературным произведениям. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям, а так же во время подготовки ролей к инсценировкам театрализованных представлений. Часто на одном занятии по ознакомлению с произведением используют различные методы. Основой же всех методов является выразительное чтение произведение воспитателем. В старших группах для закрепления знаний литературного произведения и для приучения к коллективному разговору используется методы беседы и пересказа.

Словесные методы в, так называемом, чистом виде в детском саду употребляются  очень редко. Возрастные особенности  дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах  применяют или наглядные приемы обучения такие как построения визуального или модельного ряда (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки − предмета и др.).

Информация о работе Методика моделирования в процессе ознакомления с художественным произведением