Методика моделирования в процессе ознакомления с художественным произведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи и обогащает лексику.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач, мультфильмов и компьютерные игры. Поэтому перед педагогом стоит задача, используя разнообразные методы и приемы заинтересовать ребенка «миром литературы». Ведь в поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка. При этом используются разнообразные методы и приёмы ознакомления детей с литературой. Это чтение, пересказ, заучивание произведений, театрализованная деятельность, разнообразные игры, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей и моделирование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I. Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой….................................................................................................5
Влияние художественной литературы на развитие речи ребенка………………………………………………………….…….……5
1.2 Методики ознакомления с художественными произведениями дошкольников………………………………………………………………..9
II. Методика моделирования в процессе ознакомления с художественными произведениями…………………………………………………………….…13
Значение и виды моделирования в процессе ознакомления с литературными произведениями детей дошкольного возраста……………………………………………………………….…13
Использование методики моделирования в коррекционно – образовательной работе с детьми…………………………………………………………………….18
Вывод…………………………………………………………………………...21
Список используемой литературы………………………………..……….23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая2.docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)

Универсальным методом закрепления  знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она  используется для решения всех задач  развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей. Так же работу со знакомым литературным текстом можно проводить с  помощью игры-драматизации, настольной инсценировки, и других видов театрально-игровой  деятельности, которые способствуют непринужденному и эффективному закреплению знания литературного  произведения.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Приемы − это элементы метода. Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые. Наиболее распространены следующие словесные приемы.

Речевой образец − правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец  должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими  приемами − пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой  деятельности детей; во время одного занятия он может использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится  детям подчеркнуто, четко, громко, неторопливо.

Повторение − преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала  воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя  и ребенка или двух детей), а  также хоровое. Особенно нуждается  в четком руководстве хоровое  повторение. Желательно предпослать  ему пояснения: предложить сказать  всем вместе четко, но не громко.

Объяснение − раскрытие  воспитателем сущности какого-либо явления  или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной  работе, но он находит место и  при решении других задач.

Указания − разъяснение  детям, как надо действовать, как  достичь требуемого результата. Различаются  указания обучающего характера, а также  организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение −  многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки  и совершенствования речевых  умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей  частотой, вариативностью, большей  долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи −  развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень  усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств  детской речи, она дается сразу  после ответа, с тем, чтобы ее приняли  во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных  сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться»  − попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель  может высказать свое мнение об ответе более кратко − похвалой, замечанием, порицанием.

Моделирование - представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов). Рассмотрим методику моделирования в процессе ознакомления детей с художественной литературой подробнее. Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Методика моделирования в процессе ознакомления с художественными произведениями.

2.1 Значение и виды моделирования в процессе ознакомления с литературными произведениями детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст обладает сензитивностью, т.е. особой благодатной восприимчивостью. С помощью новых моделей воспитания и усовершенствованием уже имеющихся методик, необходимо грамотно приобщать детей к художественной литературы, тем самым развивать важнейшие из процессов на пример мышление.

Мышление прибывает в форме абстрактных понятий. Для того чтобы дети овладели этой формой мышления надо сформировать у них понятия. Но даже самое отвлечённое мышление, далеко выходя за пределы чувственного познания. Никогда, однако, полностью не отрывается от ощущений, восприятий и представлений. Эта неразрывная связь мыслительной деятельности с наглядно-чувственным опытом имеет ещё большое значение в ходе формирования понятий у детей дошкольного возраста. Поэтому большое значение необходимо придавать наглядному методу обучения.

Однако наглядность играет двойную роль в процессе формирования понятий. С одной стороны она  облегчает этот процесс. На начальных  этапах развития мысли ребёнку легче  оперировать с наглядным чувственно-конкретным материалом. Многие понятия гораздо  прочнее усваиваются на основе наглядности (предметы, картины, рисунки и т.д.). Но с другой стороны чрезмерное использование  наглядности может сыграть отрицательную  роль в формировании отвлечённого мышления. Большое количество ярких конкретно-чувственных  деталей в наглядных пособиях может отвлекать внимание от основных существенных свойств познаваемого объекта. Тем самым затрудняется анализ и обобщение этих наиболее существенных признаков. Здесь приходит на помощь модель.

Под «МОДЕЛЬЮ» в педагогике и психологии понимается система  объектов или знаков, воспроизводящая  некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

В дидактике выделены три вида моделей:

  1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения.
  2. Предметно-схематическая модель.

Здесь выделенные в объекте  познания существенные компоненты и  связи между ними обозначаются при  помощи предметов-заместителей и графических  знаков.

Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам  изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом  познания. Предметно-схематическая  модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой  предметно-схематической модели может  служить модель для раскрытия  детям понятия о покровительственной  окраске, как проявлении связи животного  со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).

  1. Графические модели – обобщённо предающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

Моделирование как наглядно-практический метод получает всё большее распространение  в обучении детей дошкольного  возраста.

Под моделированием понимается процесс создания моделей (вместе с  детьми) и их использования в целях  формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Особенности моделирования  как метода обучения в том, что  оно делает наглядным скрытые  от непосредственного восприятия свойства связи, отношения объектов, которые  являются существенными для понимания  фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Например, знакомя дошкольников со свойствами воды, мы можем показать им, как лёд превращается в воду, а вода в пар, и объясняем это  тем, что в тепле лёд тает, а  при нагревании на огне вода начинает кипеть, и образуется пар. Но ведь мы называем только условия превращения, не объясняя, как это происходит. Даже если мы им объясним, что все  предметы состоят из молекул, и молекулы твёрдых веществ наиболее плотно расположены друг к другу, а молекулы жидких веществ находятся на более  далёком расстоянии и т.д., дошкольник не способен понять это, т.к. его абстрактное мышление находится в стадии образования.

Не можем мы ему и показать расположение этих молекул, т.к. в этом случае нам бы понадобился сверхмощный микроскоп. Вот тут-то нам приходит на помощь метод моделирования «маленькими человечками». Рассказывая ребёнку, как плотно стоят друг к другу и крепко держатся за руки «человечки льда», им очень тяжело разжать руки, поэтому лёд трудно расколоть, а «человечки воды» стоят так же плотно, но за руки не держатся, поэтому наши руки свободно проходят сквозь воду, совсем другие «человечки пара», они очень шаловливые, никак устоять на месте не могут, разбегаются в разные стороны, поэтому пар быстро распространяется по всему помещению, и наши руки, когда мы проводим по пару, не ощущают сопротивления, мы закладываем у него основы физического строения тел твёрдых, жидких и газообразных.

Доступность метода моделирования  для дошкольников показана была психологами  А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Подьяковым, Д.Б. Элькониным. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а)     чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б)    ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в)     быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г)     должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;

д)    не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е)     нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно. Например, при ознакомлении детей с новым животным им нужно самостоятельно отнести его к какому-либо классу (птиц, рыб, зверей), ребёнок понимает необходимость использования моделей (при условии, что он раньше пользовался ими).

Использование метода моделирования  в обучении детей помогает им легче  усвоить понятия, приводит детей  к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует  предпосылки развития логического  мышления, т.к. развитое наглядно-образное мышление подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать  обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т.е. является прочным фундаментом логического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Использование методики моделирования в коррекционно – образовательной работе с детьми.

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество  методик, с помощью которых можно  регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается  как процесс применения наглядных  моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.К Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Многие авторы разрабатывают  вопрос применения наглядного моделирования  для опосредованного решения  познавательных задач, формирования представлений  о логических отношениях, способности  к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Ветрова Н.М., Агеева Е.Л. и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Цеханская Л.И.) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.).

Введение наглядных моделей  в процесс обучения позволяет  педагогу более целенаправленно  развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Практика моей работы показывает, что в качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников можно использовать игровое пособие "Речевой куб". Он позволяет  ребенку зрительно соотнести  картинку, схему с понятиями "слово", "текст", научиться работать с  ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у  них решаются с преобладающей  ролью внешних средств, наглядный  материал усваивается лучше вербального. "Речевые кубы" представляют собой  кубы одинакового размера, но разного  цвета, изготовленные из картона  и обклеенные цветной плёнкой. На гранях кубов располагаются картинки, схемы, которые способствуют развитию у детей словарного запаса, лексико-грамматического  строя речи и связной речи. Картинки и схемы на гранях кубов меняются по мере усвоения данного материала. Данное пособие можно использовать в работе с детьми с 5 лет. Кубы могут  использоваться:

Информация о работе Методика моделирования в процессе ознакомления с художественным произведением