Методика моделирования в процессе ознакомления с художественным произведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи и обогащает лексику.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач, мультфильмов и компьютерные игры. Поэтому перед педагогом стоит задача, используя разнообразные методы и приемы заинтересовать ребенка «миром литературы». Ведь в поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка. При этом используются разнообразные методы и приёмы ознакомления детей с литературой. Это чтение, пересказ, заучивание произведений, театрализованная деятельность, разнообразные игры, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей и моделирование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I. Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой….................................................................................................5
Влияние художественной литературы на развитие речи ребенка………………………………………………………….…….……5
1.2 Методики ознакомления с художественными произведениями дошкольников………………………………………………………………..9
II. Методика моделирования в процессе ознакомления с художественными произведениями…………………………………………………………….…13
Значение и виды моделирования в процессе ознакомления с литературными произведениями детей дошкольного возраста……………………………………………………………….…13
Использование методики моделирования в коррекционно – образовательной работе с детьми…………………………………………………………………….18
Вывод…………………………………………………………………………...21
Список используемой литературы………………………………..……….23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая2.docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)
  • на занятиях по развитию речи, математике;
  • индивидуально вне занятий;
  • в самостоятельной деятельности детей.

В педагогической работе важнейшим  условием совершенствования речевой  деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей развитию речевого общения, поэтому я использую "речевые  кубы" в своей практике, внедряя  их в образовательный процесс, так  как это пособие даёт заряд  положительных эмоций, удовольствие от процесса выполнения заданий и  позволяет педагогу учить детей, играя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

            Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику. Если говорить о художественной литере как о средстве развития ребёнка, важно использовать интересные формы приобщения детей к ней. Для этого необходимо проявить творчество, различные формы работы. Но на смотря на все предлагаемое разнообразие методик и программ, всегда будет присутствовать словесный метод изложения произведения дошкольникам, а так как слуховое восприятие подкрепленное визуальным, гораздо более действенно нежели без зрительного образа, то словесные методы в, так называемом, чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения такие как построения визуального или модельного ряда (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки − предмета и др.).              

Наглядность играет важную роль в процессе формирования понятий. С одной стороны она облегчает  этот процесс. На начальных этапах развития мысли ребёнку легче оперировать  с наглядным чувственно-конкретным материалом. Многие понятия гораздо  прочнее усваиваются на основе наглядности (предметы, картины, рисунки и т.д.). Но с другой стороны чрезмерное использование  наглядности может сыграть отрицательную  роль в формировании отвлечённого мышления. Большое количество ярких конкретно-чувственных  деталей в наглядных пособиях может отвлекать внимание от основных существенных свойств познаваемого объекта. Тем самым затрудняется анализ и обобщение этих наиболее существенных признаков. Здесь приходит на помощь модель. Модель в педагогике и психологии понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов. Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Подьяковым, Д.Б. Элькониным. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

    Методика моделирования применима также к коррекционно-образовательной работе, так как является наглядным методом, а значит хорошо доступным для детского восприятия. Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999.
  2. Программа «Развитие» (основные положения). — М.: Новая школа, 1994.
  3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М., 2000.
  4. Журнал "Воспитатель ДОУ" № 5 - 2007г. "Использование наглядного моделирования в работе со старшими дошкольниками".
  5. Журнал "Дошкольное воспитание" № 3 - 2009 г. "Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников".
  6. Журнал "Логопед" №3 -2008 г. "Наглядное моделирование в работе с детьми".
  7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. С-Пб.: “Союз”, 2004.
  8. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М., 2002.

 

 

 


Информация о работе Методика моделирования в процессе ознакомления с художественным произведением