Методика обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить и подобрать наиболее эффективную методику лепки для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
. Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме обучения дошкольников методики лепки;
. Изучить теоретические основы обучения дошкольников лепки;
. Рассмотреть содержание обучения лепки детей дошкольного возраста;
. Провести практическое исследование по определению уровня владения приемами лепки и эффективности подобранной методики для детей старшего дошкольного возраста;

Вложенные файлы: 1 файл

Моя Курсовая.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, детям необходимо читать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот  или иной образ. Иногда используются загадки, но, как и в средней группе, надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей, формы, размеров, действий.

Например:

С рожками, бородкой,

хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Кто же это? (Козел.)

В конце занятия воспитатель  показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет  их ответы.

Важно, чтобы дети научились  критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей.

Предложенные занятия  для экспериментальной группы представлены в приложении Б. Альбом для лепки  представлен в приложении В.

 

.3 Анализ и  оценка деятельности старших  дошкольников на занятиях лепки  (контрольный этап)

 

Опытно-экспериментальная  работа проходила в январе 2010 года, в эксперименте участвовали дошкольники  старшей возрастной группы: экспериментальна группа - 10 детей, контрольная группа 10 детей.

Для анализа и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты:

Определение умения ставить  цель;

Умения планировать  работу.

Данный экспресс-анализ, нами использовался на констатирующем этапе исследования.

1.Определение  умения ставить цель;

Многократные наблюдения педагога за детьми позволят сделать самоанализ этого показателя и дать ему балловую оценку.

4 балла. Ребенок чаще ставит цель сам, чем принимает от взрослого, обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя и других.

3 балла. Ребенок чаще принимает цель от взрослого, чем ставит сам. Значимость и необходимость работы ребенком осознаются.

2 балла. Ребенок никогда не ставит цели сам, но принимает цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы он осознал значимость и необходимость работы.

1 балл. Ребенок принимает цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии совместного с ним действия. Он не рассуждает по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашается с вашими доводами.

2. Умения планировать  работу;

Отметим, что для полной оценки этого умения необходимо определить уровень и практического и словесного планирования. Для экспресс-анализа мы берем только практическое планирование. Ответ на этот вопрос даст наблюдение за ребенком в процессе работы. Наблюдая, отметим:

а) Организует ли ребенок рабочее место;

б) Последовательно ли выполняет все этапы работы;

в) Рациональные ли способы  действия использует;

г) Применяет ли контрольные  действия по ходу работы и по окончанию  ее;

Если ребенок, затрудняется в каком-либо из этих моментов планирования, сначала окажите ему косвенную помощь. Если при ваших косвенных подсказках ребенок не корректирует своего поведения, примените прямые указания. Если и прямые указания не перестраивают поведения ребенка, отнесем его к самому низкому уровню по умению планировать.

4 балла. Самостоятельно без вмешательства взрослого организует рабочее место, действует в правильной последовательности и рациональными способами, проверяет работу по ходу и окончанию ее.

3 балла. Все выше названное делает с косвенной помощью взрослого.

2 балла. Все выше сказанное делает с помощью прямых указаний взрослого.

1 балл. Действует хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.

Количество баллов за целостный процесс у каждого ребенка исчисляется следующим образом: складываются баллы, полученные за каждый компонент, их сумма делится на количество компонентов.

Если суммарный балл, набранный, дошкольником за весь процесс  составляет от 3, 5 до 4 - деятельность оптимальная;

От 2,4 до 3,4 - деятельность на высоком уровне;

,3 - 2,3 - деятельность на  среднем уровне;

Ниже 1,2 баллов - деятельность на низком уровне.

Проанализировав компоненты деятельности старших дошкольников экспериментальной и контрольной  групп, занесем результаты в таблицы 1 и 2.

 

Таблица 4 - Полученные уровни владения приемами лепки детей экспериментальной  группы на контрольном этапе исследования

№Имя ребенкаУмение  ставить цельУмения планировать  работуСредний балл и уровень1.Альфина3б4б3,5 - Оптимальный2.Виалетта2б2б2,0 - Средний3.Георгий4б4б4,0 - Оптимальный4.Дамир2б3б2,5 - Высокий5.Ирек3б2б2,5 - Высокий6.Людмила4б3б3,5 - Оптимальный7.Мунавара2б3б2,5 - Высокий8.Оля3б4б3,5 - Оптимальный9.Родион4б4б4,0 - Оптимальный10Тимофей3б3б3,0 - Высокий

Таблица 5 - Полученные уровни владения приемами лепки детей контрольной группы на контрольном этапе исследования

№Имя ребенкаУмение  ставить цельУмения планировать  работуСредний балл и уровень1.Влада3б2б2,5 - Высокий2.Динар2б1б1,5 - Средний3.Зина2б1б1,5 - Средний4.Игорь2б2б2,0 - Средний5.Катя1б1б1,0 - Низкий6.Надя2б2б2,0 - Средний7.Оксана2б2б2,0 - Средний8.Петр3б3б3,0 - Высокий9.Трофим3б3б3,0 - Высокий10Шамиль1б2б1,5 - Средний

Для сравнения уровней  владения приемами лепки детей экспериментальной  и контрольной групп на контрольном этапе исследования, построим таблицу 6.

 

Таблица 6 - Сравнительные  результаты уровней владения приемами лепки детей экспериментальной  и контрольной групп на контрольном  этапе исследования

Экспериментальная группаКонтрольная  группаОптимальный уровень - 50%Оптимальный уровень - 0%Высокий уровень - 40%Высокий уровень - 30%Средний уровень - 10%Средний уровень - 60%Низкий уровень - 0%Низкий уровень - 10%

Перенесем полученные результаты на гистограммы 3 и 4.

 

Рисунок 3 - Уровни экспериментальной  группы на контрольном этапе исследования

 

Рисунок 4 - Уровни контрольной  группы на контрольном этапе исследования

 

Для наглядности на гистограммах 5 и 6 отобразим полученные результаты экспериментальной и контрольной  групп на констатирующем и контрольном  этапах исследования, тем самым покажем, как изменились результаты экспериментальной и контрольной групп.

 

Рисунок 5 - Сравнительная  гистограмма экспериментальной  группы

Рисунок 6 - Сравнительная  гистограмма контрольной группы

 

Итак, на контрольном  этапе исследования нами получены следующие уровни владения приемами лепки:

Оптимальный уровень  выявлен у 50% детей экспериментальной  группы, напомним, что на констатирующем этапе дошкольников с таким уровнем  обнаружено не было, т.е. данный результат  увеличился на 50%. В контрольной группе указанный уровень не выявлен. Дошкольники чаще ставят цель сами, чем принимают от взрослого, обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя и других. При планировании работы самостоятельно без вмешательства взрослого организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Высокий уровень показали 40% детей экспериментальной и 30% детей  контрольной групп. Данные старшие  дошкольники, при постановке цели чаще принимают цель от взрослого, чем ставят ее сами. Значимость и необходимость работы детьми осознаются. При планировании работы лишь с косвенной поддержкой взрослого дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Средний уровень показали 10% детей экспериментальной и 60% детей  контрольной групп. Эти ребята никогда  не ставят цели сами, но принимают цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы они осознавали значимость и необходимость работы. Планирование работы, происходит при помощи прямых указаний взрослого, дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Низкий уровень у  детей экспериментальной группы не выявлен, на констатирующем этапе  он составлял 20%, в контрольной группе обнаружен у - 10% детей. Старшие дошкольники  принимают цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии  совместного с ним действия. Они не рассуждают по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашаются с вашими доводами. При планировании работы дошкольники действуют хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.

Таким образом, можно  говорить об эффективности подобранной  нами методики и занятий, проводимых с учащимися экспериментальной  группы, дети контрольной группы свои результаты не улучшили.

Третья глава была посвящена опытно-экспериментальной работе со старшими дошкольниками. Практическая часть состояла из трех этапов.

На констатирующем этапе  исследования для анализа и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты: определение  умения ставить цель и умения планировать  работу. Нами были получены следующие уровни владения приемами лепки:

Оптимальный уровень  у детей экспериментальной и  контрольной групп на данном этапе  работы не был обнаружен.

Высокий уровень показали 20% детей экспериментальной и 30% детей  контрольной групп. Данные старшие дошкольники, при постановке цели чаще принимают цель от взрослого, чем ставят ее сами. Значимость и необходимость работы детьми осознаются. При планировании работы лишь с косвенной поддержкой взрослого дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Средний уровень показали 60% детей экспериментальной и 50% детей  контрольной групп. Эти ребята никогда  не ставят цели сами, но принимают цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы они осознавали значимость и необходимость работы. Планирование работы, происходит при помощи прямых указаний взрослого, дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Низкий уровень был  выявлен у - 20% детей экспериментальной  и 20% детей контрольной групп. Старшие  дошкольники принимают цель, поставленную взрослым с большим трудом при  условии совместного с ним  действия. Они не рассуждают по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашаются с вашими доводами. При планировании работы дошкольники действуют хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.

На формирующем этапе  исследования для старших дошкольников экспериментальной группы была подобрана  специальная методика обучения лепки. Дети контрольной группы на данном этапе работы участия не принимали.

На контрольном этапе  исследования нами получены следующие уровни владения приемами лепки:

Оптимальный уровень  выявлен у 50% детей экспериментальной  группы, напомним, что на констатирующем этапе дошкольников с таким уровнем  обнаружено не было, т.е. данный результат  увеличился на 50%. В контрольной группе указанный уровень не выявлен. Дошкольники чаще ставят цель сами, чем принимают от взрослого, обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя и других. При планировании работы самостоятельно без вмешательства взрослого организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Высокий уровень показали 40% детей экспериментальной и 30% детей  контрольной групп. Данные старшие  дошкольники, при постановке цели чаще принимают цель от взрослого, чем ставят ее сами. Значимость и необходимость работы детьми осознаются. При планировании работы лишь с косвенной поддержкой взрослого дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Средний уровень показали 10% детей экспериментальной и 60% детей  контрольной групп. Эти ребята никогда  не ставят цели сами, но принимают цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы они осознавали значимость и необходимость работы. Планирование работы, происходит при помощи прямых указаний взрослого, дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Низкий уровень у детей экспериментальной группы не выявлен, на констатирующем этапе он составлял 20%, в контрольной группе обнаружен у - 10% детей. Старшие дошкольники принимают цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии совместного с ним действия. Они не рассуждают по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашаются с вашими доводами.

При планировании работы дошкольники действуют хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого  мало перестраивают действия ребенка  или даже не принимаются.

Таким образом, проведенная  практическая работа, доказывает эффективность  подобранной методики лепки для  старших дошкольников.

 

Заключение

 

Методика руководства  изобразительной деятельностью  детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания.

В круг вопросов методики изобразительной деятельности входит определение таких методов и приемов воспитания и обучения, которые наилучшим способом влияли бы на развитие детей. Для этого надо хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребенка.

Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей от двух до семи лет дает основание правильно строить работу с детьми, т.е. определить содержание, методы и приемы их воспитания и обучения.

На занятиях лепкой формируются  такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.

Информация о работе Методика обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении