Методика обучения дошкольников рисованию животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу). Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности.

Содержание

Введение
1.Методика обучения дошкольников рисованию животных
1.1 Содержание обучения детей рисованию животных на разных возрастных этапах
1.2 Использование нетрадиционных приемов обучения рисованию животных
2.Организация занятий дошкольников по обучению рисованию животных с использованием нетрадиционных приемов и техник
2.1 Особенности планирования занятий по обучению рисованию животных в дошкольном учреждении
2.2 Разработка конспектов занятий по обучению рисованию животных с использованием нетрадиционных техник
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

файл с курсовой.docx

— 49.50 Кб (Скачать файл)

 

Изображение животного по алгоритмической схеме начинается с геометрической фигуры, основе туловища животного, к которой последовательно  дорисовываются голова, ноги, хвост.

 

Дети старшего дошкольного  возраста могут рисовать животных в  статике и в движении. При изображении  того или иного животного они  обращают внимание не только на его  внешнюю форму, но и на характер, особенности поведения [10, c.25].

 

Дети рисуют не только домашних животных, знакомых каждому ребенку, но и диких лесных животных, с  которыми они знакомятся по иллюстрациям, игрушкам, а также в ходе посещения  зоопарка.

 

 

 

 

Рис.3. Алгоритмические схемы  рисования диких животных

 

В старшем дошкольном возрасте дети также часто рисуют животных с натуры. Для того чтобы умело  работать с натуры, совсем не обязательно  рисовать всех зверей. Вполне достаточно изучить формы двух, наиболее совершенных  представителей животных, которых не так уж сложно заполучить в натурщики. Речь идет, во-первых, о кошке. Кстати, домашняя кошка – самый трудный  зверек для изображения. Она дает ключ к рисованию всего семейства  кошачьих, например, львов, тигров.

 

Рисование животных в дошкольном учреждении предполагает использование  самых разных методических приемов, которые позволяют учитывать  взаимосвязь между видами деятельности, развивать творческие способности  детей, что положительно влияет на результат  продуктивной изобразительной деятельности [1].

 

Рисование животных в дошкольном учреждении является очень важным видом  деятельности. Используя различные  техники рисования, в том числе  и нетрадиционные воспитатель прививает  любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В  детском саду могут использоваться самые разнообразные способы  и приемы рисования животных от рисования  пальчиками до мыльных пузырей.

 

Главная задача педагога при  этом заключается не только в том, чтобы научить рисовать различных  животных, познакомить их с лучшими  произведениями мастеров анималистического  жанра, но и привить своим воспитанникам  умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир  живых существ. В дошкольном детстве  у ребенка, прежде всего, закладывается  отношение к миру, поэтому важно  подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в  природе есть царство животных; царство  животных интересно и удивительно.

1.2 Использование нетрадиционных  приемов обучения рисованию животных 

 

Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два  основных подхода, которые можно  определить как академическое обучение и свободное воспитание.

 

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического  изобразительного искусства. При такой  системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения  художественных задач, не приобщаются  к искусству. Это – обучение без  творчества.

 

Во втором случае для детей  создаются благоприятная среда  и условия для творчества без  оказания целенаправленного педагогического  воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными  материалами и т.п. Но это –  творчество без обучения.

 

В методике обучения дошкольников изобразительной деятельности нужен  особый путь – путь целенаправленного  руководства творческим развитием  детей.

 

Анималистические темы занимают достаточно большое место в процессе обучения дошкольников рисованию. В  связи с этим встает вопрос применения наряду с традиционными нетрадиционных техник и приемов рисования, благодаря  которым можно поддерживать постоянный интерес ребенка к творчеству и воспитывать любовь и уважение к окружающему миру [3].

 

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность  состоит в том, что они позволяют  детям быстро достичь желаемого  результата. Например, какому ребёнку  будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит  быстро достигать результата в своей  работе, а ют этому.

 

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у  ребёнка:

 

·  Мелкой моторики рук  и тактильного восприятия;

 

·  Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного  восприятия;

 

·  Внимания и усидчивости;

 

·  Изобразительных навыков  и умений, наблюдательности, эстетического  восприятия, эмоциональной отзывчивости;

 

·  Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника  формируются навыки контроля и самоконтроля.

 

Рисование животных – достаточно сложная деятельность для ребенка. В вязи с этим на занятиях важно  активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при  помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

 

·  игра, которая является основным видом деятельности детей;

 

·  сюрпризный момент –  любимый герой сказки или мультфильма  приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

 

·  просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать  себя значимыми;

 

·  музыкальное сопровождение  и т.д.

 

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам  способы действий и показывать приемы изображения.

 

Учитывая возрастные особенности  дошкольников, овладение разными  умениями на разных возрастных этапах, для рисования животных рекомендуется  использовать особенные техники  и приемы.

 

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании  животных уместно использовать рисование  пальчиками и ладошками, оттиск печатями из картофеля.

 

Детей среднего дошкольного  возраста можно знакомить с более  сложными техниками: тычок жесткой  полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными  палочками; волшебные веревочки.

 

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще  более трудные методы и техники:

 

·  рисование песком;

 

·  рисование мыльными пузырями;

 

·  рисование мятой бумагой;

 

·  кляксография с трубочкой;

 

·  печать по трафарету;

 

·  монотипия предметная;

 

·  кляксография обычная;

 

·  пластилинография.

 

Каждая из этих техник –  это маленькая игра. Их использование  позволяет детям чувствовать  себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

Рассмотрим подробнее  каждую из этих техник.

 

В ходе занятий рисования  пальчиками дети воспроизводят разнообразные  движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с  техникой «пальцеграфия» начинается после  освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более  целенаправленных движений.

 

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают  следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь  дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес  к ним. В процессе обучения можно  предлагать детям дорисовывать изображения  животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала  оставляют отпечаток руки на листе  бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ  какого-либо животного. На первом этапе  дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип  изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок [11, c.12-20].

 

 

 

Рис.4. Рисование ладошкой

 

рисование животный обучение дошкольный

 

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный  в использовании материал применяется  для изображения животных. Для  этого ребенок прижимает печатку  к штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу. Для  получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка  является одним из интереснейших, доступных  ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования  пряничных досок и т. д. Эта  техника позволяет многократно  изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

 

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для  этого берут картофель, разрезают  пополам и на гладкий срез наносят  шариковой ручкой рисунок печатки  – определенного животного, затем  аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над  рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

 

Одной из разновидностей печаток  является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия  необходимо сделать тампон из марли  или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как  передает фактурность пушистой поверхности  объекта [2, c.2-20].

 

В средней группе также  часто используется техника тычка  жесткой кистью. Предлагаемый метод  рисования не требует от детей  умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы  и тонкими прямыми линиями. В  процессе закрашивания тычками эти  неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших  дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе  у детей рисует простым карандашом контур какого-либо животного. Дети сначала  рассматривают и обводят пальцем  контур данного животного, называя  вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии  контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем  произвольными тычками закрашивают  поверхность внутри контура. Остальные  необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

 

 

 

Рис.5. Рисунки животных, выполненные  в технике тычка

 

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов  простым карандашом или сразу  кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. Изображенные на Рис.5 животные могут быть выполнены  как в технике тычка, так и  в технике тампонирования или  оттиска.

 

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно  использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем  немного краски, а стекой будем  проводить по поверхности щетки  – быстрыми движениями, по направлению  к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление  движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или  отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько  красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно  выполнить изображения самых  разнообразных животных: Африканские  жители, Зоопарк, Животные на ферме  и т.д.

 

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для  этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали [6].

 

Данная техника развивалась  от одной интересной изобразительной  техники – кляксографии. Для этого  потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно  капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить  в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом  можно получить оригинальное изображение  животного, фантазия ребенка подскажет  на кого оно похоже.

 

 

 

Рис.7. Изображения жирафа, аиста, собаки в технике «кляксография»

 

Монотипия также может  использоваться ля изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно  изобразить отражение медвежонка в  зеркальной глади воды. Для этого  берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а  нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем  по линии сгиба складываем рисунок  и проглаживаем, чтобы получился  отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую  досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем  изображение предметов– фигурки  птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и  снимаем, на листе получается оттиск [10, c.35-38].

Информация о работе Методика обучения дошкольников рисованию животных