Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 23:59, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Объект исследования - воспитание дошкольников средствами природы.
Предмет исследования – формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Введение ………………………………………………………………………….3
Теоретическое содержание ознакомления детей дошкольного возраста с природой…………………………………………………………………..7
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения и воспитания……………………………………………………………….7
1.2 Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой…………………….11
1.3 Содержание знаний, умений, навыков при ознакомлении детей с окружающим миром………………………………………………………………...15
Выводы…………………………………………………………………………..22
II. Методика ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром.23
2.1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой……...23
2.2 Формы организации детей при ознакомлении их с природой…………...31
Выводы………………………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованной литературы……………………………………….39
CОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
1.1 Общая
характеристика дошкольного возраста
и его возможностей для обучения и воспитания……………………………………………………
1.2 Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой…………………….11
1.3 Содержание знаний,
умений, навыков при ознакомлении детей
с окружающим миром……………………………………………………………….
Выводы………………………………………………………………
II. Методика ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром.23
2.1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой……...23
2.2 Формы организации детей при ознакомлении их с природой…………...31
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….39
ВВЕДЕНИЕ
Влияние родной природы каждый
из нас в большей или меньшей степени испытал
на себе и знает, что она является источником
первых конкретных знаний и тех радостных
переживаний, которые часто запоминаются
на всю жизнь.
Дети всегда
и везде в той или иной форме соприкасаются
с природой. Зеленые леса и луга, яркие
цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся
облака, падающие хлопья снега, ручейки,
даже лужицы после летнего дождя ― все
это привлекает внимание детей, радует
их, дает богатую пищу для их развития.
Игры
в лесу, на лугу, на берегу озера или реки,
сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение
за животными и растениями дают детям
много радостных переживаний. Всю жизнь
хранит человек воспоминания о речке,
в которой он в детстве купался, о лужайке,
на которой бегал за пестрой бабочкой
и собирал цветы. Из пристального внимания
к природе, из привязанности к месту детских
игр возникает и развивается любовь к
своему краю, к родной природе, к Родине,
воспитывается чувство патриотизма.
Окраска,
форма и запах цветов и плодов, пение птиц,
журчание ручья, плеск воды, шелест травы,
шуршание сухих листьев, скрип снега под
ногами ― все это позволяет детям почувствовать
природу и может служить богатым материалом
для развития у них эстетического чувства,
сенсорного воспитания.
Приобретенное
в детстве умение видеть и слышать природу
такой, какая она есть в действительности,
вызывает у детей глубокий интерес к ней,
расширяет их знания, способствует формированию
характера и интересов.
Ознакомление дошкольников
с природой ― это средство образования
в их сознании реалистических знаний об
окружающей природе, основанных на чувственном
опыте и воспитании правильного отношения
к ней.
Отсутствие у детей знаний,
верно отражающих действительность, приводит
нередко к образованию у них различных
предрассудков и суеверий. Неправильные
представления часто служат причиной
недоброжелательного отношения детей
к животным, уничтожения ими лягушек, ежей,
полезных насекомых и др. Это не только
наносит вред природе, но и отрицательно
действует на психику детей, ожесточает
их. Исправить имеющиеся неправильные
представления значительно труднее, чем
образовать новые, правильные. Вот почему
очень важно, чтобы дети уже в дошкольном
возрасте получили верные сведения о природе.
Для того чтобы дети правильно
воспринимали явления природы, необходимо
направлять процесс восприятия ими природы.
Без приближения детей к природе и широкого
использования ее в воспитательно-образовательной
работе детского сада нельзя решать задачи
всестороннего развития дошкольников
― умственного, эстетического, нравственного,
трудового и физического.
Р.Тагор
говорил: «Нельзя растить полноценного
человека без воспитания в нем чувства
прекрасного...»: в этих словах просто и ясно
выражена мысль о нерасторжимости нравственного
и эстетического воспитания, о связи между
эстетическими идеалами и пониманием
красоты как меры всех вещей...
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Объект исследования - воспитание дошкольников средствами природы.
Предмет исследования – формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Задачи исследования:
1) проанализировать психологические характеристики дошкольного возраста для ознакомления детей с природой.
2) Раскрыть значение природы в умственном, физическом, эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.
3) Проанализировать основные наиболее эффективные методы и формы работы по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Гипотеза
Если правильно и планомерно организовать воспитательную работу по ознакомлению дошкольников с природой, то это будет содействовать не только приобретению знаний о предметах и явлениях внешнего мира, но и трудовому, физическому и, в первую очередь, эстетическому воспитанию.
Методы исследования:
-изучение психолого-
-наблюдение за деятельностью дошкольников и воспитателей по ознакомлению с природой
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно {3;78}.
В
этом возрасте возрастает познавательная
активность: развиваются восприятие, наглядное
мышление, появляются зачатки логического
мышления. Росту познавательных возможностей
способствует становление смысловой памяти,
произвольного внимания.
Возрастает роль речи как в познании
ребёнком окружающего мира, так и в развитии
общения и разных видов деятельности.
Дошкольники начинают выполнять действия
по словесной инструкции, также происходит
усвоение знаний на основе объяснений, но
только при опоре на чёткие наглядные
представления.
Основой познания
в этом возрасте становиться чувственное
познание – восприятие и наглядное мышление.
От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника
восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, зависят его познавательные
возможности, дальнейшее развитие деятельности,
речи и более высоких, логических форм
мышления {8;34}.
Появляются новые виды деятельности:
Игра –
первый и основной вид деятельности.
Изобразительная деятельность –
первая продуктивная деятельность.
Элементы трудовой деятельности.
Так же происходит интенсивное
развитие личности ребёнка. Начинается
развитие воли. Детьми дошкольного возраста
уже усваиваются нравственные представления
и формы поведения в обществе.
В процессе воспитания в дошкольном учреждении
осуществляется всестороннее развитие
детей — физическое, умственное, нравственное,
трудовое и эстетическое
{3;62}.
Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.
Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, и воспитывается правильное отношение к природе.
В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные, задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.
Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.
У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.
Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три года дети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений{7;14}.
К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания, что способствует возникновению у них представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Детей учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.).
Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла). К переходу в школу у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое{7;15}.
1.2 РОЛЬ ПРИРОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски,
пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания{13;65}.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.
Информация о работе Методика ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром