Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 09:03, реферат
Современное общество испытывает глубочайшие изменения во всех сферах материальной и духовной жизни. Поставленные временем задачи требуют принципиального обновления и критической переоценки сложившейся системы ценностей. Приоритетным направлением развития системы высшего образования становится его гуманизация и гуманитаризация, подъем общей культуры формирующихся специалистов.
При данном
подходе происходит осмысление
художественного процесса как
некоей культурно-исторической
С тех пор, как учёные, философы пытались осмыслить и написать историю искусства, много раз менялась точка зрения на то, что есть начало искусства, где истинное, классическое искусство.
В середине
XIX в. искусствоведы разделились
на две группы: 1) тех, кто детально
изучал какие-либо эпохи, стили, отдельных
мастеров; и 2) тех, кто пытался обновить
понятийный аппарат
Однако вскоре и те, и другие поняли, что они не могут обойтись без опыта, накопленного историей культуры. Почти одновременно вышли две работы, авторы которых интуитивно приближаются к основам культурологического подхода: Каррьер «Искусство в связи с общим развитием культуры» (1870 г.) и Куглер «Руководство к истории искусства» (1869 г.). Признавая самоценность любого произведения искусства и универсальность художественного процесса как особой формы духовного творчества, они пришли к выводу, что история искусства является неотъемлемой частью более общей истории, в центре которой стоит человек.
Однако
встала проблема несовпадения
исторических закономерностей
В начале ХХ века в немецкой школе искусствознания Гильдебрандт, Фосслер, Фолль и другие в своих трудах наметили тенденцию к превращению истории искусства из науки о событиях в науку о культурно-исторических процессах. В произведении искусства находит отражение единство образа мира и образа человека. Следовательно, в самом произведении искусства можно найти исходное звено, по которому попытаться выстроить художественные циклы. Иными словами, через искусство можно увидеть культуру.
В отечественном искусствознании на рубеже XIX – XX вв. В.В. Стасов, Г. Ларош, А. Катарыгин совмещали скрупулёзный анализ какого-либо вида искусства (живописи, театра, музыки) с их рассмотрением на общекультурном фоне. К этому и сводился культурологический подход или, точнее, культурно-исторический фактор в русском искусствознании того периода.
Послереволюционное
развитие искусствознания
Выдающийся
советский искусствовед М.В. Алпатов
в своих трудах по
При формальном
использовании
4.3. Психологический подход
Основы
психологического подхода к
З. Фрейд ввёл в научный оборот понятие – бессознательного. Бессознательное может быть индивидуальным и коллективным. При анализе творчества художника Фрейда интересовали мотивы его поведения, обусловленные проявлениями индивидуального или коллективного бессознательного. Даже творчество великого Леонардо да Винчи Фрейд объясняет психологическими комплексами, сформировавшимися в детстве.
Ученик и последователь З. Фрейда К.Г. Юнг считал, что рождение крупного произведения искусства всегда связано с действием мощных сил, дремлющих в коллективном бессознательном. Достоинства произведения, по мнению культуролога, состоят в его возможностях выражать глубины всеобщего духа. Для характеристики коллективного бессознательного Юнг ввёл понятие «архетип». Архетипы выступают как всеобщие образы, формы, идеи, представляют собой доопытные формы знания. В каждом произведении искусства Юнг ищет воплощение архетипов.
Таким образом,
психоаналитические поиски в
сфере художественного
Основной
недостаток психологизма в
С другой
стороны, психологический подход
не прячет за произведением
личность художника, творческий
процесс. С точки зрения фрейдизма
можно проанализировать все
В ХХ веке теорию Фрейда и Юнга продолжил Р. Арнхейм. Процесс воздействия искусства на зрителя интересовал ещё Фрейда и Юнга. Р. Арнхейм в своей книге «Искусство и визуальное восприятие» разрабатывает теорию эстетического восприятия. Эстетическое восприятие – активный творческий процесс. Он имеет продуктивные функции, заключающиеся в создании визуальных моделей. Каждый акт визуального восприятия – это активное изучение объекта, его визуальная оценка, отбор существенных черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организация в целостный визуальный образ.
Символическое
значение произведения
Таким образом,
психологический подход
4.4. Иконографический метод
Иконография
в изобразительном искусстве
– строго установленная
В искусствознании
иконография – описание и
Метод иконографии
сложился в 1840-х гг. во Франции
и Германии как средство
В конце
XIX – начале ХХ века в России
Ф.И. Буслаев и Н.П. Кондаков использовали
этот метод для изучения
Н.П. Кондаков
в 1914-1915 гг. защищая докторскую
С 1950-х гг.
курсы по иконографии
В наше
время христианская
4.5. Иконологический метод
В ХХ
веке американский
Сам Панофский определял иконологию как «учение об изображении» - «попытку установить, какое культурное значение или социальный смысл могут иметь некоторые формы, способы выражения и изображения в определённую эпоху». Э.Панофский применил этот метод в книге «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада».
Суть иконологии – в интерпретации искусства. Она предполагает активную позицию зрителя и искусствоведа. Предполагается, что искусствовед должен быть знатоком всей эпохи, а не только искусства.
Э. Панофский предлагает три уровня анализа (выявления значения) произведения искусства:
1. Первичное,
естественное значение (зрительское)
– непосредственное
2. Вторичное,
условное значение –
3. Внутреннее
значение (содержание). Распознав изображение,
необходимо выйти за пределы
иконографии и определить
Как только
исследователь обнаружил «
Иконологический метод даёт возможность прочитать множество символических значений, что иногда превращается в увлекательную интеллектуальную игру.
Однако
данный метод не исчерпывает
содержания произведения
4.6. Атрибутивный метод (знаточество)
Атрибутивный метод – неотъемлемая часть научного искусствознания. Атрибуция – приписывание, определение времени создания произведения, художественной школы и, наконец, имени мастера.
Знаточество
предполагает совершенное