Методика преподавания истории искусств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 09:03, реферат

Краткое описание

Современное общество испытывает глубочайшие изменения во всех сферах материальной и духовной жизни. Поставленные временем задачи требуют принципиального обновления и критической переоценки сложившейся системы ценностей. Приоритетным направлением развития системы высшего образования становится его гуманизация и гуманитаризация, подъем общей культуры формирующихся специалистов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 105.37 Кб (Скачать файл)

      Знаточество  необходимо любому историку искусства, серьёзно занимающемуся наукой. Всякий историк искусства должен  быть знатоком изучаемого им  материала.

      История  знаточества начинается в XVI века  с Дж. Вазари. Он писал биографии  художников и параллельно атрибутировал картины. В XIX в. этот метод обрёл научную основу. Так, например, Джованни Морелли стал первым использовать фотографию и составлять собственный фотоархив. Он также предложил узнавать автора по незначительным деталям – рисунок рук, ног, ушей, которые художник пишет, не задумываясь, «на автомате». Так выявляется характерный для него почерк.

      Известный  путешественник и географ П.П. Семёнов-Тян-Шанский был выдающимся  коллекционером и знатоком искусства. К своей коллекции, насчитывающей  около 700 картин, Семёнов-Тян-Шанский  создал каталог.

      Сейчас  атрибутивный метод в чистом  виде используется редко. Знаточество  всегда толкает на путь узкой  специализации. Обычно знаток бывает  узким специалистом (по эпохам, по  видам искусства, по школам), он  мало интересуется общими проблемами, средой, социологией в широком  смысле этого слова, закономерностями  развития. Для него главное –  конкретные, единичные факты. Поэтому  необходимо чувство меры, равновесие  между чистым знаточеством и  обобщающей способностью интеллекта. Русский художник Александр Бенуа  – пример знатока, критика, историка  искусства.

 

4.7. Комплексный  подход

      В самой  природе искусства, в его структуре  – сложной, разветвлённой, многослойной  – заложены предпосылки для  комплексного подхода к его  изучению. Путь к реализации такого  подхода пролегает прежде всего через гибкое сочетание исторических исследований с исследованиями сравнительного и типологического характера. Это должно позволить выявить если не на всех, то, по крайней мере, на основных уровнях картину как частных, так и общих закономерностей художественного процесса.

      Комплексный подход опирается на интеграцию наук: социология, этнография, психология, философия, история, эстетика, литературоведение, искусствоведение, естественные науки.

 

4. План-конспект урока в игровой форме

Изучив назначение, трудоемкость и междисциплинарные связи дисциплины «Истоия искусств», рассмотрев технологии процесса обучения и подходы к изучению истории искусств, мною был составлен план-клнспект урока в игровой форме, посвященной теме «Искусство древней Греции».

 Цель урока: познакомить учащихся с искусством древней Греции. Развивать чувство прекрасного, творческое мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, трудолюбие

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний, совершенствование умений и навыков.

Оборудование:

  1. кисти № 2, 3, гуашь, шаблоны, повторяющие форму греческого сосуда.
  2. Компьютер
  3. Презентация
  4. Тексты мифа с ошибками
  5. кроссворд

Методы и приемы: работа в группах, индивидуальные сообщения

План урока:

I. Организация  начала урока. Постановка цели  и задачи

II. Основная  часть урока:

  1. Представление команд.
  2. Задание 1 .кроссворд
  3. Задание 2 .вспомнить  виды древнегреческих сосудов и  для чего они служили
  4. Задание 3 . вспомнить имена богов
  5. Задание 4 .нарисовать в группах вазы
  6. Задание 5 «найти ошибки»
  7. Подведение итогов

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и  целей урока

- Учитель: Путешествовать по Древней Греции  мы будем тремя командами. За каждое выполненное задания, вы будете получать звездочки справедливости — Фемиды и складывать их в шкатулки, которые имеются у вас на столах. В конце нашего путешествия подведем итоги.

Посовещайтесь и придумайте название для своей команды.

1 команда — «Аргонавты» — «Люди в туманную даль никогда не устанут пускаться, как за руном золотым, за золотою мечтой».

2 команда — «Нить Ариадны» — «Пусть же всегда путеводная нить Ариадны к жизненной цели отважных и смелых ведет».

3 команда — «Огонь Прометея» — «Вот вам огонь! Разожгите костры и согрейтесь! Свет и тепло пусть счастливыми сделают вас».

 
- С искусством  какой страны мы знакомились  на предыдущих уроках? 
- Сегодня мы продолжаем знакомства с искусством Древней Греции.  
- С культурой и искусством древнегреческого народа мы знакомились на прошлых уроках. Этот кроссворд позволит закрепить ваши знания. Ключевое слово нашего кроссворда “Античность”, от лат. слова “антигиус”, т. е. “древний”, и говоря “античное искусство” - мы подразумеваем искусство Древней Греции и Рима.

 
Задание 1.

Вопросы:

  1. Главный храм Акрополя.
  2. Богиня, в честь которой построен Парфенон.
  3. Одежда древних греков из легкой струящейся ткани.
  4. Древнегреческий скульптор, автор скульптуры “Дискобол”.
  5. Мастер, создающий изделия из глины.
  6. Так называли себя древние греки.
  7. Порядок расположения элементов в древнегреческой архитектуре.
  8. Верховный бог.
  9. Древнегреческий скульптор, написавший теоретический труд “Канон”.
  10. Древнегреческий философ.

 
 
III. Объяснение нового материала. 
- На прошлом уроке мы познакомились с секретами изготовления керамической посуды древних греков. Говорили о том, что изделия гончаров очень ценились. 
- Как вы думаете, почему? 
- Вспомните, как называлось предместье Афин, где жили гончары? (“Керамик”, от греческого слова “керамос”, т. е. “глина”, а отсюда уже и слово “керамика” - изделие из обожженной глины). 
- В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов. 
- Что еще вам известно о древнегреческой керамике? (Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы). 

Задание 2

- Назовите виды древнегреческих  сосудов, вспомните, для чего они  служили?

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.

Кирик - широкая чаша с ручками для вина.

Пиксид - сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.

 

 

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись, так мы называем искусство росписи.

- Существовало два стиля вазописи. Более ранний стиль – чернофигурный – сформировался к VI веку до н. э. Черные фигуры изобретали на оранжево-красном фоне.

В V веке фон стал черным, а фигуры – оранжево-красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный. 
 

 
Рис. 2.                              Рис. 3.

 

Внимательно рассмотрите фотографии с изображением древнегреческой вазописи, как вы думаете, какие сюжеты изображали древнегреческие мастера?

- Действительно, вазопись является  своеобразной иллюстрацией жизни  древних греков. Именно роспись  ваз дает нам наглядное представление  о верованиях и быте народа.

Основные сюжеты – это фрагменты легенд-мифов. Почему? (В образе богов греки воплощали представление о совершенном человеке и сами стремились достичь этого идеала).

 

Задание 3

- Вспомните и назовите героев  древних мифов. (Верховный Бог  – Зевс; Клио – муза истории; Терпсихора – муза танца; Геракл  – сын Зевса, совершивший 12 подвигов: умертвил девятиглавую гидру, задушил  неуязвимого немейского льва  и т. д.( за эти подвиги Зевс даровал ему вечную жизнь); Одиссей – царь острова Итака, известен своим умом и храбростью, о его странствиях повествует “Одиссея” Гомера (ослепил циклопа, проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, приковал себя к мачте); Ахилл – воин, младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым; бог моря Посейдон и его сын Тесей, который совершил немало подвигов, в кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка Ариадны; Гермес – сын Зевса, подаривший людям огонь. 
IV. Самостоятельная работа учащихся

 
Задание 4

- У  каждой команды подготовлен шаблон, повторяющий силуэт древнегреческого  сосуда. Ваша задача укрепить  свое изделие, росписью по мотивам  греческой вазописи. При этом  вы должны учесть следующее:

  1. Выбор сюжета росписи.
  2. Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе (показ на доске).
  3. Сюжетное изображение дополняем орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. С элементами древнегреческого орнамента мы знакомились на прошлом уроке. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.

 

Задание 5

Найдите ошибки в тексте.

Критский бык — первый подвиг Геракла. (седьмой). Для выполнения этого поручения царя Эврисфея Геракл отправился на остров Кипр (Крит). Эврисфей поручил ему привести в Афины (Микены) критского быка. Этого быка царю Крита Миносу, сыну Европы, послал бог неба (моря) Посейдон. Но царю Крита не хотелось приносить в жертву такого прекрасного быка — он оставил его в своем стаде. А в жертву Посейдону принес одного из своих быков. Посейдон разгневался на Миноса и наслал на подаренного быка бешенство. Геракл поймал быка, сел на его широкую спину и переплыл на нем через море с Крита на Пелопоннес. Геракл привел быка в Микены, но Эврисфей побоялся оставить быка Посейдона в своем стаде и отпустил его на волю. Этот спокойный (бешенный) бык пробежал через весь Пелопоннес на север и прибежал в Аттику, где его убил афинский герой Карм (Тесей). (6 ошибок)

 

V. Подведение итогов урока

 

Заключение

 

История искусств – это преднамеренно выработанный для специальных целей язык, представляющий собой особым образом организованную систему, предназначенную для того, чтобы служить максимально точному и действенному выражению содержания и осуществлению воздействия на разум и чувства человека.

Процесс становления искусства – отражение процесса становления самого человека, формирования его как личности. В свою очередь искусство оказывает на человека обратное воздействие. И это взаимодействие, взаиморазвитие человека и искусства определяет то, что искусство откликается на изменение интересов и запросов человека. А человек создает такое искусство, каков он сам.

Искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переносится в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми, в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.

Знание истории искусства дает человеку возможность приобщиться к духовному опыту старших поколений, соизмерить его с личным опытом, создать потенциальные возможности для всестороннего развития личности и приобщения ее к общечеловеческим идеалам.

История искусств тесно связана с другими гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в вузе, - с философией, историей, культурологией, социологией, психологией и др. В синтезе они способствуют формированию комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.

Важной проблемой при составлении программ и изучении  предмета является выбор научного подхода или метода в искусствознании.       Искусствознание состоит из трёх разделов: теория искусств, история искусств и художественная критика.

      История  искусств изучает и описывает  развитие искусства в целом, в  конкретной стране или отдельную  эпоху, анализирует эволюцию какого-либо  вида или жанра искусства, творчество  отдельного художника или целого  направления.

      В искусствознании  сложилось несколько подходов  к изучению истории искусств: исторический подход, культурологический подход, психологический подход, иконографический метод, иконологический метод, атрибутивный метод, комплексный подход.  Все подходы и методы изучения искусства дополняют друг друга и интересны как объект специального исследования.

 

 

Список используемой литературы

  

1. Алпатов М.В. Немеркнущее  наследие. М., 2010. – 125 с.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 2007. – 201 с.

3. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2009 -87 с.

4. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: В 3 т. – СПб., 2011 – 324 с.

5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 115 с.

6. Каган М.С. Мир общения. М., 2007. – 305 с.

7. Кузьмина Н.В. Профессионализм  личности преподавателя и мастера  производственного обучения. М., 2010. – 135 с.

8. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 94 с.

9.Помигуева Е.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История искусства». – Таганрог: Изд-во Технологического института ЮФУ, 2007. – 56 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика преподавания истории искусств