Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 09:03, реферат
Современное общество испытывает глубочайшие изменения во всех сферах материальной и духовной жизни. Поставленные временем задачи требуют принципиального обновления и критической переоценки сложившейся системы ценностей. Приоритетным направлением развития системы высшего образования становится его гуманизация и гуманитаризация, подъем общей культуры формирующихся специалистов.
Знаточество
необходимо любому историку
История
знаточества начинается в XVI века
с Дж. Вазари. Он писал биографии
художников и параллельно
Известный
путешественник и географ П.П.
Семёнов-Тян-Шанский был
Сейчас
атрибутивный метод в чистом
виде используется редко. Знаточество
всегда толкает на путь узкой
специализации. Обычно знаток бывает
узким специалистом (по эпохам, по
видам искусства, по школам), он
мало интересуется общими
4.7. Комплексный подход
В самой природе искусства, в его структуре – сложной, разветвлённой, многослойной – заложены предпосылки для комплексного подхода к его изучению. Путь к реализации такого подхода пролегает прежде всего через гибкое сочетание исторических исследований с исследованиями сравнительного и типологического характера. Это должно позволить выявить если не на всех, то, по крайней мере, на основных уровнях картину как частных, так и общих закономерностей художественного процесса.
Комплексный подход опирается на интеграцию наук: социология, этнография, психология, философия, история, эстетика, литературоведение, искусствоведение, естественные науки.
4. План-конспект урока в игровой форме
Изучив назначение, трудоемкость и междисциплинарные связи дисциплины «Истоия искусств», рассмотрев технологии процесса обучения и подходы к изучению истории искусств, мною был составлен план-клнспект урока в игровой форме, посвященной теме «Искусство древней Греции».
Цель урока: познакомить учащихся с искусством древней Греции. Развивать чувство прекрасного, творческое мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, трудолюбие
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний, совершенствование умений и навыков.
Оборудование:
Методы и приемы: работа в группах, индивидуальные сообщения
План урока:
I. Организация начала урока. Постановка цели и задачи
II. Основная часть урока:
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
- Учитель: Путешествовать по Древней Греции мы будем тремя командами. За каждое выполненное задания, вы будете получать звездочки справедливости — Фемиды и складывать их в шкатулки, которые имеются у вас на столах. В конце нашего путешествия подведем итоги.
Посовещайтесь и придумайте название для своей команды.
1 команда — «Аргонавты» — «Люди в туманную даль никогда не устанут пускаться, как за руном золотым, за золотою мечтой».
2 команда — «Нить Ариадны» — «Пусть же всегда путеводная нить Ариадны к жизненной цели отважных и смелых ведет».
3 команда — «Огонь Прометея» — «Вот вам огонь! Разожгите костры и согрейтесь! Свет и тепло пусть счастливыми сделают вас».
- С искусством
какой страны мы знакомились
на предыдущих уроках?
- Сегодня
мы продолжаем знакомства с искусством
Древней Греции.
- С культурой
и искусством древнегреческого народа
мы знакомились на прошлых уроках. Этот
кроссворд позволит закрепить ваши знания.
Ключевое слово нашего кроссворда “Античность”,
от лат. слова “антигиус”, т. е. “древний”,
и говоря “античное искусство” - мы подразумеваем
искусство Древней Греции и Рима.
Задание 1.
Вопросы:
III. Объяснение нового материала.
-
На прошлом уроке мы познакомились с секретами
изготовления керамической посуды древних
греков. Говорили о том, что изделия гончаров
очень ценились.
-
Как вы думаете, почему?
-
Вспомните, как называлось предместье
Афин, где жили гончары? (“Керамик”, от
греческого слова “керамос”, т. е. “глина”,
а отсюда уже и слово “керамика” - изделие
из обожженной глины).
-
В Древней Греции были созданы тысячи
мастерских для формовки и росписи разнообразных
сосудов.
-
Что еще вам известно о древнегреческой
керамике? (Греки разрабатывали для определенных
типов сосудов специальные формы).
Задание 2
- Назовите виды древнегреческих сосудов, вспомните, для чего они служили?
Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.
Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.
Кирик - широкая чаша с ручками для вина.
Пиксид - сосуд для хранения женских украшений.
Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.
Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись, так мы называем искусство росписи.
- Существовало два стиля
В V веке фон стал черным, а фигуры – оранжево-красными,
цвета обожженной глины. Этот стиль получил
название – краснофигурный.
Внимательно рассмотрите фотографии с изображением древнегреческой вазописи, как вы думаете, какие сюжеты изображали древнегреческие мастера?
- Действительно, вазопись является
своеобразной иллюстрацией
Основные сюжеты – это фрагменты легенд-мифов. Почему? (В образе богов греки воплощали представление о совершенном человеке и сами стремились достичь этого идеала).
Задание 3
- Вспомните и назовите героев
древних мифов. (Верховный Бог
– Зевс; Клио – муза истории;
Терпсихора – муза танца; Геракл
– сын Зевса, совершивший 12 подвигов:
умертвил девятиглавую гидру, задушил
неуязвимого немейского льва
и т. д.( за эти подвиги Зевс даровал
ему вечную жизнь); Одиссей – царь острова
Итака, известен своим умом и храбростью,
о его странствиях повествует “Одиссея”
Гомера (ослепил циклопа, проплывая мимо
острова сладкоголосых сирен, приковал
себя к мачте); Ахилл – воин, младенцем
мать окунула его в священные воды Стикса,
отчего его тело стало неуязвимым; бог
моря Посейдон и его сын Тесей, который
совершил немало подвигов, в кносском
лабиринте уничтожил Минотавра и нашел
выход оттуда с помощью клубка Ариадны;
Гермес – сын Зевса, подаривший людям
огонь.
IV. Самостоятельная работа учащихся
Задание 4
- У
каждой команды подготовлен
Задание 5
Найдите ошибки в тексте.
Критский бык — первый подвиг Геракла. (седьмой). Для выполнения этого поручения царя Эврисфея Геракл отправился на остров Кипр (Крит). Эврисфей поручил ему привести в Афины (Микены) критского быка. Этого быка царю Крита Миносу, сыну Европы, послал бог неба (моря) Посейдон. Но царю Крита не хотелось приносить в жертву такого прекрасного быка — он оставил его в своем стаде. А в жертву Посейдону принес одного из своих быков. Посейдон разгневался на Миноса и наслал на подаренного быка бешенство. Геракл поймал быка, сел на его широкую спину и переплыл на нем через море с Крита на Пелопоннес. Геракл привел быка в Микены, но Эврисфей побоялся оставить быка Посейдона в своем стаде и отпустил его на волю. Этот спокойный (бешенный) бык пробежал через весь Пелопоннес на север и прибежал в Аттику, где его убил афинский герой Карм (Тесей). (6 ошибок)
V. Подведение итогов урока
Заключение
История искусств – это преднамеренно выработанный для специальных целей язык, представляющий собой особым образом организованную систему, предназначенную для того, чтобы служить максимально точному и действенному выражению содержания и осуществлению воздействия на разум и чувства человека.
Процесс становления искусства – отражение процесса становления самого человека, формирования его как личности. В свою очередь искусство оказывает на человека обратное воздействие. И это взаимодействие, взаиморазвитие человека и искусства определяет то, что искусство откликается на изменение интересов и запросов человека. А человек создает такое искусство, каков он сам.
Искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переносится в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми, в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.
Знание истории искусства дает человеку возможность приобщиться к духовному опыту старших поколений, соизмерить его с личным опытом, создать потенциальные возможности для всестороннего развития личности и приобщения ее к общечеловеческим идеалам.
История искусств тесно связана с другими гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в вузе, - с философией, историей, культурологией, социологией, психологией и др. В синтезе они способствуют формированию комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.
Важной проблемой при составлении программ и изучении предмета является выбор научного подхода или метода в искусствознании. Искусствознание состоит из трёх разделов: теория искусств, история искусств и художественная критика.
История
искусств изучает и описывает
развитие искусства в целом, в
конкретной стране или
В искусствознании сложилось несколько подходов к изучению истории искусств: исторический подход, культурологический подход, психологический подход, иконографический метод, иконологический метод, атрибутивный метод, комплексный подход. Все подходы и методы изучения искусства дополняют друг друга и интересны как объект специального исследования.
Список используемой литературы
1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 2010. – 125 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 2007. – 201 с.
3. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2009 -87 с.
4. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: В 3 т. – СПб., 2011 – 324 с.
5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 115 с.
6. Каган М.С. Мир общения. М., 2007. – 305 с.
7. Кузьмина Н.В. Профессионализм
личности преподавателя и
8. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 94 с.
9.Помигуева Е.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История искусства». – Таганрог: Изд-во Технологического института ЮФУ, 2007. – 56 с.