Методика преподавания оригами в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть методику преподавания оригами в начальных классах.
Задачи:
Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть приемы и технологию выполнения изделий в технике оригами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы методики преподавания оригами в начальных классах…………………………………………………………...…….5
История возникновения техники оригами ……………………..............5
Учебно-методические рекомендации выполнения и преподавания оригами ………………………..……..……………………………………………12
Глава 2. Экспериментальное изучение методики преподавания оригами в начальных классах……………………………………………………………......19
2.1 Основные положения методики преподавания оригами в третьих классах………………………..……………………………..................................19
2.2 Применение методик преподавания уроков оригами в начальных классах………………...………..………...…………………………………………23
Заключение……………………………………………………………….......26
Список использованных источников………………………………………28
Приложение………………………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курс ОЗО Оптовки 26 03 готова.docx

— 131.48 Кб (Скачать файл)

Движение "1000 журавликов" возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии[14].

Каждая страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своей культурой и традициями.

В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Формы его существования устоялись и даже стали несколько традиционными. Оригами для британцев еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время.

В Америке дела обстоят точно так же, только поставлено все с американским размахом. Если в Великобритании оригами проникнуто чисто английским индивидуализмом, то в США оригамисты выступают большой дружной командой. Но суть остается прежней: оригами - повод для общения.

В России и Беларуси так получилось, что большинство взрослых оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Оригами распространяется среди преподавателей и рассматривается как прием обучения и развития учащихся. Во многих школах ведется преподавание оригами в начальных классах. По мнению известного российского популяризатора оригами С. А. Афонькина, занятия можно проводить в 1-4 классах вместо уроков труда, уроки оригами могут быть введены в сетку часов расписания учебного заведения как постоянный предмет. Оригами можно сделать факультативным предметом или проводить занятия в группах продленного дня или кружках[5].

Вернемся к Японии. В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбкой, журавликом, цветком ириса.

Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички – «пахариты». Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII веке. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире)[2].

Первые упоминающийся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово «пахарита» (птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании «делать пахариты», а сами фигурки – «различные другие пахариты». Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде «Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту на фоне города Толедо».

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань – воротники (в костюмах XVI – XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором «фольклорных» фигурок из бумаги [14].

Любителем оригами был Льюис Керрол – автор «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Керрола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье «Что такое искусство?» он пишет: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».

Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший создать ему много новых забавных фигурок. В 1937 году в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбел «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – «водяная бомбочка», «птица», «лягушка». В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.

Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его применения. Так, математики открыли множество возможностей для решения геометрических и топологических задач. Архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Даже возник новый термин – «оригамика». Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребёнка, что прямо связано с развитием интеллекта. Для психологов оригами – это одно из направлений арттерапии, возможности оказания психологической помощи больному посредством искусства.

 

    1. Учебно-методические рекомендации выполнения и преподавания оригами

 

В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных «нот», следуя которым можно воспроизвести любую работу [22]. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике. 

Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой [22]. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит «изобретать велосипед» и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки.

Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со «школы оригами» – с базовых форм [13]. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Некоторые базовые формы происходят из восточной культуры – основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах.

Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом.

Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы «квадрат» можно сделать базовые формы «журавлик», «лягушка». Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как «треугольник», «квадрат», «трапеция», «прямоугольник»; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь. Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты:

Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата [5].

Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника [5].

Блин - складки этой формы кажутся очень простыми, но это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм [5].

Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму [5].

Двойной треугольник - другое название двойного треугольника - водяная бомбочка [5].

Двойной квадрат - если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник [5].

Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок [5].

Из базовой формы «Журавлик» можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, мартышку, ворону, воробья, кузнечика, стрекозу, стоящего журавлика.

Из базовой формы «Верблюд» можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы.

Из базовой формы «Пони» можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент.

К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов [7]. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов.

Занятия оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии [8].

Обеспечение функционирования преподавание уроков или сети кружковой деятельности способствует поддержанию положительного эмоционального фона, создает условия для эстетического и нравственного развития личности, развитию её творческой индивидуальности.

Воспитанию творца способствует умение педагога увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, наклонности, способности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их творческого развития и реализации [14].

Мы должны вводить в воспитательный процесс начальной школы технологии по развитию личности ребёнка, организовывать внеурочную деятельность так, чтобы были востребованы самостоятельность мысли и действия ребёнка, а для этого использовать в своей педагогической деятельности новые воспитательные технологии, технологии задачного подхода, внутреннего диалога, имитационных игр, востребующих деятельность личности [14]. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребёнка тоже обретает смысл и новую, более сильную мотивацию, у ребёнка появляются возможности свободно выражать свои творческие силы.

Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке [14]. И, несомненно, преподавание уроков оригами будет способствовать всестороннему развитию ребёнка.

От полученной фигурки ребёнку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.

Чистота метода не должна заслонять цель. Ребенок должен получать радость от занятий, радость от того, что у него все получилось. Поэтому сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами! После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурно оживает. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок: Здравствуй! Давай дружить! Что мы будем делать? Ребята проговаривают эти реплики, они вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами.

Но как преподавать оригами в начальных классах? Этот вопрос является одним из главных проблем. Наверняка, именно на этот вопрос желали бы найти ответ многие начинающие преподаватели уроков оригами. Они хотели бы, заранее, знать о методических приёмах, облегчающих преподавание оригами детям. Однако единой методики, конечно, не существует, да, наверно, и не может быть. Как преподавать историю, физику, биологию? Существуют десятки различных приёмов, но все, в конечном счёте, зависит от способностей, таланта и личности учителя. Тем не менее, здесь представлено несколько практических советов, которые могут оказаться полезны [10]:

  1. Работая с первоклассниками, демонстрируйте только сам процесс складывания. Только немногие в этом возрасте способны работать со схемами;
  2. Работая с ребятами постарше, можно начать рисовать схемы на доске, или предложить им работать по учебнику;
  3. Дети в третьем-четвертом классе могут начать перерисовывать ваши чертежи себе в альбом, если у них нет учебников.

Также предлагаются следующие методики знакомства младших школьников с оригами: разведите руки в стороны и поздоровайтесь с ними. Здравствуй, левая рука! Здравствуй, правая рука! Поработаем вместе? Сведите руки, как это делают японцы, и усадите ребят жестом на места [19]. Можно придумать и другое приветствие.

Предлагается продемонстрировать складывание с помощью большого квадрата, который должен быть с одной стороны цветной, с другой – белый. Он должен быть хорошо виден из любой точки класса.

Рекомендуется постепенно приучать ребят к условным знакам и схемам. Если работать с детьми 1–2 классов, сначала изредка надо чертить на доске отдельные рисунки, а затем полностью вычертите несколько схем складывания, дополняя чертежи демонстрацией на руках и комментируя словами. Если ребята постарше, то можно с первого же урока приучать их к схемам на доске или в учебнике [6].

Информация о работе Методика преподавания оригами в начальных классах