Методика преподавания оригами в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть методику преподавания оригами в начальных классах.
Задачи:
Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть приемы и технологию выполнения изделий в технике оригами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы методики преподавания оригами в начальных классах…………………………………………………………...…….5
История возникновения техники оригами ……………………..............5
Учебно-методические рекомендации выполнения и преподавания оригами ………………………..……..……………………………………………12
Глава 2. Экспериментальное изучение методики преподавания оригами в начальных классах……………………………………………………………......19
2.1 Основные положения методики преподавания оригами в третьих классах………………………..……………………………..................................19
2.2 Применение методик преподавания уроков оригами в начальных классах………………...………..………...…………………………………………23
Заключение……………………………………………………………….......26
Список использованных источников………………………………………28
Приложение………………………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курс ОЗО Оптовки 26 03 готова.docx

— 131.48 Кб (Скачать файл)

 

В практической части нашего исследования была разработана серия уроков по знакомству младших школьников с оригами: «Знакомство с оригами», «Знакомство с условными обозначениями».

Тема урока – знакомство с оригами

Объект труда – изготовление стаканчик

Оборудование – бумага, ножницы, линейка и карандаш

Цель – формирование личности учащегося

1. Организационный момент.

2. Сообщение теоретических сведений по новой теме.

Что такое оригами?

Дорогие ребята! Все вы умеете складывать из бумаги кораблики, пилотки и несложные самолетики. Однако вряд ли вы догадываетесь, что из обычного бумажного квадратика можно сделать тысячи самых разных фигурок. Они могут быть и очень простыми, и очень сложными. Складывание из бумаги – настоящее искусство. Называется оно оригами. Это японское слово. Ведь первыми делать из бумаги разные фигурки стали именно японцы. Случилось это очень давно – много веков назад. Слово оригами так и переводится – «Сложенная бумага». Раньше оригами занимались только японцы. Сейчас оригами начинают увлекаться дети и взрослые. Они не только учатся складывать, известные модели, но и начинают изобретать собственные. Возникли клубы и кружки любителей складывания из бумаги. Появились книжки и журналы, посвященные оригами.

3. Вводный инструктаж.

Объяснение учащимся техники безопасности.

1. Работать ножницами  и другими режущими инструментами  необходимо только по его прямому  назначению.

2. Рабочую зону стола  содержать в чистоте.

3. Внимательно слушать  и следить за действиями учителя  при объяснении материала.

4. Самостоятельная работа учащихся.

На первом же уроке с обоими классами мы пытаемся изготовить изделие. И первое изделие – это классическая модель – стаканчик. (Однако первой группе предлагается, просто, повторять за действиями учителя, а другой группе, помимо, демонстрации учителя, предоставляется показ видео изготовления этого изделия).

1. Ученики повторяют действия  учителя, т.е. следят и выполняют  последовательные этапы загиба  бумаги.

2. Запоминают процесс  выполнения изготовления.

5. Домашнее задание.

Первой группе класса необходимо выполнить дома и принести на следующий урок все те изделия из бумаги, которые они умеют делать, используя лишь метод загиба (самолётики, кораблики и т. д.). Другой же группе необходимо выполнить аналогичное задание, но при этом по возможности раскрасить свои изделия, используя краски, карандаши, фломастеры или же применить цветную бумагу.

6. Уборка помещения.

Наведение порядка и разложение инструментов по своим местам.

Тема урока – знакомство с условными обозначениями

Объект труда – изучение условных обозначений

Оборудование – бумага, ножницы, линейка и карандаш

Цель – формирование личности учащегося

  1. Организационный момент.

– Приветствие;

– Проверка присутствующих;

– Раздача папок с бумагами и необходимыми инструментами;

–Активизация внимания и настрой учащихся на трудовую деятельность.

  1. Проверка ЗУН полученных на предыдущем уроке.

– Предыдущий урок был посвящён теме: «Истории оригами»;

Вопросы:

1. Что означает слово  Оригами?

2. Страна зарождения искусства  Оригами.

3. Из чего делается  бумага?

Ответы:1.

 Оригами – это искусство  складывания бумаги.

2. Страна зарождения Оригами  – Япония.

3. Бумага делается из  древесных пород.

3. Сообщение теоретических сведений по новой теме. Изучение условных обозначений в оригами.

Вводный инструктаж.

Объяснение учащимся изготовление классической модели – коробочка. Процесс изготовления осуществляется по схемам с обеими группами, комментированием со стороны учителя пошаговых действий, а так же применяя методику преподавания урока используя видео демонстрацию изготовления коробочки со второй группой.

1) Самостоятельная работа учащихся.

 1. Ученики повторяют действия учителя, т.е. следят и выполняют последовательные этапы загиба бумаги

2. Запоминают процесс  выполнения изготовления.

4. Домашнее задание.

1. Знать и уметь читать схемы условных обозначений оригами.

2. Выполнить и принести на следующий урок предложенное учителем изделие.

5. Уборка помещения.

Наведение порядка на рабочих местах.

Тема урока: Работа с бумагой. Оригами. Бабочка.

Цели: продолжение обучения технике оригами, закрепление навыков работы с бумагой, развитие логического мышления, пространственного представления, конструкторских и творческих способностей, упражнение в контроле при выполнении работы, воспитание трудолюбия и бережного отношения к природе

Оборудование и материалы: журнальная бумага, ножницы, видеозаписи

Ход урока: 

1. Сообщение темы урока.                                                                                                          Сегодня мы с вами будем работать с бумагой,  мы  сделаем бабочку в технике оригами.

И полянка у нас готова, только на ней не очень оживлённо.

Когда на ней появятся красивые бабочки, полянка наша преобразится.

2. Беседа «Бабочка, как  чудо природы» 

Нет человека, который бы не видел в своей жизни бабочку. Вы согласны? И нет, наверное, ни одного равнодушного человека к этому созданию природы.

Мы идём, и вдруг видим:  бабочка! Что мы делаем? (останавливаемся, следим за её полётом)

Есть соблазн схватить за крылышки, но не нужно этого делать!

А как зарождается бабочка? Яичко – гусеница – куколка – бабочка.

Сейчас мы посмотрим, как из куколки рождается бабочка Монарх (видео)

3. Подготовка к практической  работе.

Сейчас у нас тоже, уважаемые гости, на ваших глазах будет рождаться бабочка, да не одна! И не настоящая, а из бумаги.

Нам понадобится:                                                                                                                            - журнальная бумага, т. к. бабочки бывают самых разных расцветок

- ножницы (как нужно обращаться  с ножницами?)

- ваши руки

- дисциплина (правила оригамиста)

5. Практическая работа  совместно с учителем (до трудного места).

6. Многозначность слова  «бабочка».

Слово «бабочка» может обозначать не только насекомое, оно может иметь и другие значения.

- галстук-бабочка

- способ плавания, баттерфляй.  (видео)

7. Физкультминутка

8. Продолжение работы.

9. Бал бабочек (дети размещают готовые изделия на доске, где приготовлена полянка).

10. Оригамский «поцелуй» -  подведение итогов работы

(учитель показывает фигурку  «оригамский поцелуй» и благодарит за работу)

11. Оригами в быту (возможность закрепления технологии складывания бабочки).

К вам приходят гости домой? Я сейчас вам покажу, как можно удивить гостей. Вы делаете такую же бабочку только из салфетки и красиво накрываете стол в японском стиле.

12. А сейчас мы ещё раз полюбуемся чудом превращение бабочки и восхитимся её красотой! (видео).

 Подводя итоги можно сказать, что данная методика:

- упрощает изготовления изделий;

- позволяет понять последовательность выполнения работы;

- способствует пониманию процесса изготовления даже тем людям, которые ни разу не встречались с искусством оригами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Актуальность данной работы особенно значима в деятельности учителей начальных классов, ответственных во многом за духовное, умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся.

 В результате практической работы стало очевидным, что процесс выполнения работ оригами очень увлекательный. У каждого ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование.

Методика преподавания оригами в начальных классах имеет свою особенность, специфичность в подборе технологий, материалов инструментов. Знание основ теории и практики данного вида работ учителем, позволяет ему грамотно планировать, творчески и увлекательно строить педагогический процесс.

Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях, в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:

- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

- Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

- Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей

- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Элементы складывания в стиле оригами находят место даже в космических технологиях. Оригами – идеальный способ проведения досуга.

Подводя итоги работы, можно сказать, что поставленные в начале исследования задачи были полностью решены, а цель успешно достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1. Адаменко, А. С. Творческая техническая деятельность детей и подростков / А. С. Адаменко -  М., 2003. - С. 38-40.

2. Алексеев, В. Е. Организация технического творчества учащихся / В. Е. Алексеев - М., 2004. - С. 23-38.

3. Артемов, А. В. Декоративно прикладное искусство / А. В. Артемов. – М., 1990. – С. 250.

4. Афонькин С.Ю. Международные условные знаки, принятые в оригами/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина // Оригами на праздничном столе. – М., 1996. – С. 2–3.

5. Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома: экспериментальный учебник для начальной школы / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1995. – С. 132.

6. Афонькин, С. Ю. Всё об оригами: справочник / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина / С-Пб: Кристалл, М.: Оникс, 2005. – С. 95.

7. Баранов, С. П. Принципы обучения / С. П. Баранов. – М., 2005. - С. 44.

8. Белим, С. Н. Задачи по геометрии, решаемые методами оригами / С. Н. Белим. – Минск, 2001. – С. 96.

9. Выгонов, В. В. Практикум по трудовому обучению / В. В. Выгонов. – М.: Академа, 1999. – С. 108.

10. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги / Б. Г. Гагарин. - Ташкент, 1988. – С. 204.

11. Даванова, В. Н. Уроки труда для начальной школы: пособие для учащихся / В. Н. Даванова. - Москва-Ставрополь, 2000. – С. 86.

12. Демидова, А. П. Справочник по трудовому обучению / А. П. Демидова. – М., 1989. – С. 243.

13. Долженко, Г. И. 100 оригами / Г. И. Долженко. - Ярославль, Академия развития, 1999. – С. 205.

14. Жерлова, М. С. Оригами / М. С. Жерлова. - Минск: Астрель, 2005 – 2008. – С. 200.

15. Ильина, Т. А. Педагогика школы / Т. А. Ильина. – М., 2002. - С. 18-22.

16. [Интернет ресурс] www. Origami school narod. Ru. (Дата просмотра 10. 03. 2014)

17. Каиров, И. А. Педагогическая энциклопедия / И. А. Каиров. – М., 2004. – С. 122.

18. Лаврушина, А. А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. - С.119-120.

19. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер – М., 2004. - С. 66.

20. Махмутов, М. И. Современный урок. Вопросы теории / М. И. Махмутов. – М., 2002. - С. 37-40.

21. Онищук, В. А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. – М., 2002. - С. 58-60.

22. Опаричева, С. В. Образовательная программа детского творческого объединения «Трансформация бумажного листа-оригами» (объединение «Ребята-оригамята). Программно-методическое обеспечение дополнительного образования детей. Серия «ДОД: мастерство и творчество». Сборник №5.// Редактор составитель З. А. Каргина. – М.: СОУ ДОМ, 2005. - С. 145 – 171.

23. Опаричева, С. В. Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2012. – С. 200.

24. Пожидаева, С. П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства (методические рекомендации). – Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2007.- С. 43.

25. Скакун, В. А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 / В. А. Скакун. – М., 2002. – С. 305.

Информация о работе Методика преподавания оригами в начальных классах