В практической части нашего
исследования была разработана серия
уроков по знакомству младших школьников
с оригами: «Знакомство с оригами», «Знакомство с условными обозначениями».
Тема урока – знакомство с оригами
Объект труда – изготовление
стаканчик
Оборудование – бумага, ножницы,
линейка и карандаш
Цель – формирование личности
учащегося
1. Организационный момент.
2. Сообщение теоретических
сведений по новой теме.
Что такое оригами?
Дорогие ребята! Все вы умеете
складывать из бумаги кораблики, пилотки
и несложные самолетики. Однако вряд ли
вы догадываетесь, что из обычного бумажного
квадратика можно сделать тысячи самых
разных фигурок. Они могут быть и очень
простыми, и очень сложными. Складывание
из бумаги – настоящее искусство. Называется
оно оригами. Это японское слово. Ведь
первыми делать из бумаги разные фигурки
стали именно японцы. Случилось это очень
давно – много веков назад. Слово оригами
так и переводится – «Сложенная бумага».
Раньше оригами занимались только японцы.
Сейчас оригами начинают увлекаться дети
и взрослые. Они не только учатся складывать,
известные модели, но и начинают изобретать
собственные. Возникли клубы и кружки
любителей складывания из бумаги. Появились
книжки и журналы, посвященные оригами.
3. Вводный инструктаж.
Объяснение учащимся техники
безопасности.
1. Работать ножницами
и другими режущими инструментами
необходимо только по его прямому
назначению.
2. Рабочую зону стола
содержать в чистоте.
3. Внимательно слушать
и следить за действиями учителя
при объяснении материала.
4. Самостоятельная работа учащихся.
На первом же уроке с обоими
классами мы пытаемся изготовить изделие.
И первое изделие – это классическая модель
– стаканчик. (Однако первой группе предлагается,
просто, повторять за действиями учителя,
а другой группе, помимо, демонстрации
учителя, предоставляется показ видео
изготовления этого изделия).
1. Ученики повторяют действия
учителя, т.е. следят и выполняют
последовательные этапы загиба
бумаги.
2. Запоминают процесс
выполнения изготовления.
5. Домашнее задание.
Первой группе класса необходимо
выполнить дома и принести на следующий
урок все те изделия из бумаги, которые
они умеют делать, используя лишь метод
загиба (самолётики, кораблики и т. д.).
Другой же группе необходимо выполнить
аналогичное задание, но при этом по возможности
раскрасить свои изделия, используя краски,
карандаши, фломастеры или же применить
цветную бумагу.
6. Уборка помещения.
Наведение порядка и разложение
инструментов по своим местам.
Тема урока – знакомство с условными
обозначениями
Объект труда – изучение условных
обозначений
Оборудование – бумага, ножницы,
линейка и карандаш
Цель – формирование
личности учащегося
- Организационный момент.
– Приветствие;
– Проверка присутствующих;
– Раздача папок с бумагами
и необходимыми инструментами;
–Активизация внимания и настрой
учащихся на трудовую деятельность.
- Проверка ЗУН полученных на предыдущем уроке.
– Предыдущий урок был посвящён
теме: «Истории оригами»;
Вопросы:
1. Что означает слово
Оригами?
2. Страна зарождения искусства
Оригами.
3. Из чего делается
бумага?
Ответы:1.
Оригами – это искусство
складывания бумаги.
2. Страна зарождения Оригами
– Япония.
3. Бумага делается из
древесных пород.
3. Сообщение теоретических
сведений по новой теме. Изучение
условных обозначений в оригами.
Вводный инструктаж.
Объяснение учащимся изготовление
классической модели – коробочка. Процесс
изготовления осуществляется по схемам
с обеими группами, комментированием со
стороны учителя пошаговых действий, а
так же применяя методику преподавания
урока используя видео демонстрацию изготовления
коробочки со второй группой.
1) Самостоятельная работа учащихся.
1. Ученики повторяют действия
учителя, т.е. следят и выполняют последовательные
этапы загиба бумаги
2. Запоминают процесс
выполнения изготовления.
4. Домашнее задание.
1. Знать и уметь читать схемы
условных обозначений оригами.
2. Выполнить и принести на следующий
урок предложенное учителем изделие.
5. Уборка помещения.
Наведение порядка на рабочих
местах.
Тема урока: Работа с бумагой.
Оригами. Бабочка.
Цели: продолжение обучения технике оригами,
закрепление навыков работы с бумагой,
развитие логического мышления, пространственного
представления, конструкторских и творческих
способностей, упражнение в контроле при
выполнении работы, воспитание трудолюбия
и бережного отношения к природе
Оборудование и материалы: журнальная бумага, ножницы,
видеозаписи
Ход урока:
1. Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами будем работать
с бумагой, мы сделаем бабочку в
технике оригами.
И полянка у нас готова, только
на ней не очень оживлённо.
Когда на ней появятся красивые
бабочки, полянка наша преобразится.
2. Беседа «Бабочка, как
чудо природы»
Нет человека, который бы не
видел в своей жизни бабочку.
Вы согласны? И нет, наверное, ни одного
равнодушного человека к этому созданию
природы.
Мы идём, и вдруг видим: бабочка!
Что мы делаем? (останавливаемся, следим
за её полётом)
Есть соблазн схватить за крылышки,
но не нужно этого делать!
А как зарождается бабочка?
Яичко – гусеница – куколка – бабочка.
Сейчас мы посмотрим, как из
куколки рождается бабочка Монарх (видео)
3. Подготовка к практической
работе.
Сейчас у нас тоже, уважаемые
гости, на ваших глазах будет
рождаться бабочка, да не одна! И не настоящая,
а из бумаги.
Нам понадобится: - журнальная
бумага, т. к. бабочки бывают самых разных
расцветок
- ножницы (как нужно обращаться
с ножницами?)
- ваши руки
- дисциплина (правила оригамиста)
5. Практическая работа
совместно с учителем (до трудного
места).
6. Многозначность слова
«бабочка».
Слово «бабочка» может обозначать
не только насекомое, оно может иметь и
другие значения.
- галстук-бабочка
- способ плавания, баттерфляй.
(видео)
7. Физкультминутка
8. Продолжение работы.
9. Бал бабочек (дети размещают
готовые изделия на доске, где приготовлена
полянка).
10. Оригамский «поцелуй» - подведение
итогов работы
(учитель показывает фигурку
«оригамский поцелуй» и благодарит за
работу)
11. Оригами в быту (возможность
закрепления технологии складывания бабочки).
К вам приходят гости домой?
Я сейчас вам покажу, как можно удивить
гостей. Вы делаете такую же бабочку только
из салфетки и красиво накрываете стол
в японском стиле.
12. А сейчас мы ещё раз полюбуемся
чудом превращение бабочки и восхитимся
её красотой! (видео).
Подводя итоги можно сказать,
что данная методика:
- упрощает изготовления изделий;
- позволяет понять последовательность
выполнения работы;
- способствует пониманию процесса
изготовления даже тем людям, которые
ни разу не встречались с искусством оригами
Заключение
Актуальность данной работы
особенно значима в деятельности учителей
начальных классов, ответственных во многом
за духовное, умственное, нравственное,
эстетическое развитие учащихся.
В результате практической
работы стало очевидным, что процесс выполнения
работ оригами очень увлекательный. У
каждого ребенка формируется особое видения
мира природы, его изучение и собственное
преобразование.
Методика преподавания оригами
в начальных классах имеет свою особенность,
специфичность в подборе технологий, материалов
инструментов. Знание основ теории и практики
данного вида работ учителем, позволяет
ему грамотно планировать, творчески и
увлекательно строить педагогический
процесс.
Оригами – сложенная бумага,
а также искусство складывания бумаги,
создание различных фигурок и декоративных
вещей. Диапазон возможностей оригами
велик: от простой детской игры до целого
искусства. Оригами используется в определенных
японских ритуалах и церемониях, в реабилитационный
период после некоторых болезней. Значительное
место оригами занимает в образовании
и развитии ребенка:
- Учит детей различным приемам
работы с бумагой, таким, как сгибание,
многократное складывание, надрезание,
склеивание.
- Развивает у детей у детей
способность работать руками, приучает
к точным движениям пальцев, у них совершенствуется
мелкая моторика рук, происходит развитие
глазомера.
- Учит концентрации внимания,
так как заставляет сосредоточиться на
процессе изготовления поделки, учит следовать
устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти,
так как ребенок, чтобы сделать поделку,
должен запомнить последовательность
ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными
геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и
т. д. при этом происходит обогащение словаря
ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное
воображение – учит читать чертежи, по
которым складываются фигурки и представлять
по ним изделия в объеме, помогает развитию
чертежных навыков, так как схемы понравившихся
изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
- Развивает художественный
вкус и творческие способности детей,
активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых
ситуаций, расширяет коммуникативные
способности детей
- Совершенствует трудовые навыки,
формирует культуру труда, учит аккуратности,
умению бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее
место.
- Большое внимание при обучении
оригами уделяется созданию сюжетно-тематических
композиций, в которых используются изделия,
выполненные в технике оригами.
Элементы складывания в стиле
оригами находят место даже в космических
технологиях. Оригами – идеальный способ
проведения досуга.
Подводя итоги работы, можно
сказать, что поставленные в начале исследования
задачи были полностью решены, а цель успешно
достигнута.
Список используемых источников
1. Адаменко, А. С. Творческая
техническая деятельность детей и подростков
/ А. С. Адаменко - М., 2003. - С. 38-40.
2. Алексеев, В. Е. Организация
технического творчества учащихся / В.
Е. Алексеев - М., 2004. - С. 23-38.
3. Артемов, А. В. Декоративно
прикладное искусство / А. В. Артемов. –
М., 1990. – С. 250.
4. Афонькин С.Ю. Международные
условные знаки, принятые в оригами/ С.Ю.
Афонькин, Е.Ю. Афонькина // Оригами на праздничном
столе. – М., 1996. – С. 2–3.
5. Афонькин, С. Ю. Уроки оригами
в школе и дома: экспериментальный учебник
для начальной школы / С. Ю. Афонькин, Е.
Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1995. – С. 132.
6. Афонькин, С. Ю. Всё об оригами:
справочник / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина
/ С-Пб: Кристалл, М.: Оникс, 2005. – С. 95.
7. Баранов, С. П. Принципы обучения
/ С. П. Баранов. – М., 2005. - С. 44.
8. Белим, С. Н. Задачи по геометрии,
решаемые методами оригами / С. Н. Белим.
– Минск, 2001. – С. 96.
9. Выгонов, В. В. Практикум по
трудовому обучению / В. В. Выгонов. – М.:
Академа, 1999. – С. 108.
10. Гагарин, Б. Г. Конструирование
из бумаги / Б. Г. Гагарин. - Ташкент, 1988.
– С. 204.
11. Даванова, В. Н. Уроки труда
для начальной школы: пособие для учащихся
/ В. Н. Даванова. - Москва-Ставрополь, 2000.
– С. 86.
12. Демидова, А. П. Справочник
по трудовому обучению / А. П. Демидова.
– М., 1989. – С. 243.
13. Долженко, Г. И. 100 оригами
/ Г. И. Долженко. - Ярославль, Академия развития,
1999. – С. 205.
14. Жерлова, М. С. Оригами / М.
С. Жерлова. - Минск: Астрель, 2005 – 2008. –
С. 200.
15. Ильина, Т. А. Педагогика школы
/ Т. А. Ильина. – М., 2002. - С. 18-22.
16. [Интернет ресурс] www. Origami
school narod. Ru. (Дата просмотра 10. 03. 2014)
17. Каиров, И. А. Педагогическая
энциклопедия / И. А. Каиров. – М., 2004. –
С. 122.
18. Лаврушина, А. А. Обучение
технологии через творческое проектирование//
Педагогические инновации в образовательных
учреждениях региона: Тезисы III региональной
научно-практической конференции.- Ульяновск:
ИПК ПРО, 2004. - С.119-120.
19. Лернер, И. Я. Процесс обучения
и его закономерности / И. Я. Лернер – М.,
2004. - С. 66.
20. Махмутов, М. И. Современный
урок. Вопросы теории / М. И. Махмутов. –
М., 2002. - С. 37-40.
21. Онищук, В. А. Урок в современной
школе / В. А. Онищук. – М., 2002. - С. 58-60.
22. Опаричева, С. В. Образовательная
программа детского творческого объединения
«Трансформация бумажного листа-оригами»
(объединение «Ребята-оригамята). Программно-методическое
обеспечение дополнительного образования
детей. Серия «ДОД: мастерство и творчество».
Сборник №5.// Редактор составитель З. А.
Каргина. – М.: СОУ ДОМ, 2005. - С. 145 – 171.
23. Опаричева, С. В. Методологические
аспекты развития творческих способностей
на примере занятий оригами. – М.: Издательский
дом «Первое сентября», 2012. – С. 200.
24. Пожидаева, С. П. Курсовые
и выпускные квалификационные работы
на факультете технологии и предпринимательства
(методические рекомендации). – Бирск:
гос. соц-пед. Акад., 2007.- С. 43.
25. Скакун, В. А. Методика производственного
обучения. Ч. 1-2 / В. А. Скакун. – М., 2002. –
С. 305.