Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа
Цель работы - исследование и анализ методических особенностей преподавания экономики для школьников младших классов, а также разработка формы проведения занятия по курсу "Основы экономической теории".
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности;
• определить основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников;
• рассмотреть содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений;
• исследовать игру, как форму проведения урока;
• разработать занятие по курсу “ Основы экономической теории ”;
• обобщить сформулированные выводы;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности………………………………………………....6
Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников……………………………………………………8
Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений………………………………………..10
Игра, как форма проведения урока…………………………………….12
РАЗДЕЛ 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….......16
ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства.
При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о содержании курса, о результатах занятий, консультации, собрания, конференции, участие в конкурсах, дискуссионный клуб, обмен опытом между родителями.
4.Игра, как форма проведения урока
В современных условиях непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры [9].
Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике.
В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.
В играх “Кондитерская фабрика”, “Ателье для маленьких красавиц”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания, умения и навыки [17].
Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие.
Обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с окружающим миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно-тематических занятий “ Город-завод”, “Трудовой день города”.
Новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов. Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.
В процессе игры:
· осваиваются правила поведения и роли социальной группы, переносимые затем в “большую” жизнь;
· рассматриваются возможности самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
· приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
· накапливаются культурные традиции, внесённые в игру участниками, учителями, привлечёнными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учениками [8].
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учиться. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна [15].
Урок, проводимый в игровой форме, требует определённых правил, требует определённых правил.
Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
3. Обязательная констатация результата игры.
4. Компетентное жюри.
5. Обязательные игровые моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.
Одна из форм проведения урока - это деловая игра. Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Такое обучение помогает формировать навыки сотрудничества , воспитывает ответственность за качество выполненной работы, формирует умение делать выбор.
Значительное место в обучении экономике отводится сказке. Народные сказки, вобравшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких “экономических” качеств личности, как трудолюбие, бережливость, практичность. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления [19].
Включаясь в решение сюжетной задачи, ребёнок открывает для себя экономическую сферу социальной жизни людей.
Основное знакомство детей с экономическими понятиями мною осуществляется на факультативных занятиях. Для этих занятий используют комплект учебных пособий: книга для чтения Т.В.Смирновой “Белка и компания”. В этой книге в доступной для детского восприятия форме сказок раскрываются основные понятия рыночной экономики: потребности, производство, товар, цена, предприятия, кредит, банкротство, залог и т.д.
Герои сказки -Белка, ёжик Пыхтя, мышонок Шмыг, лис Фукс, стараются вместе решить нелёгкие задачи, которые ставит перед ними жизнь леса. Чтобы вести своё хозяйство разумно, им приходится постоянно думать, считать, планировать. Поддерживая и выручая друг друга, наши герои стараются понять, как действуют основные экономические законы. А дети, незаметно для себя овладевают экономическими знаниями [1].
Кроме уроков в игровой форме можно использовать отдельные игровые моменты, например игра «Кто больше?». На отдельных карточках записаны определения, каждое из которых имеет номер. Количество карточек должно быть на 3-4 больше количества детей в классе. Карточки раскладываются на все столы в классе. Задача учеников состоит в том, чтобы за 5-7 минут, передвигаясь по классу, садясь на свободные места , ответить на наибольшее количество вопросов.
При контроле за уровнем усвоения материала, особенно во 2 классе, рекомендуется использовать вопросы, требующие ответа «да», «нет», «+», «-».
Например:
Самостоятельная игра по теме «Деньги»:
1. Всегда ли можно расходовать деньги на то, что хочется?
2. Всегда ли деньги находятся в движении?
3. Нужно ли платить налоги?
4. Можно ли купить за деньги здоровье, дружбу, уважение?
Главное - в каждом уроке должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
Использование таких подходов в работе позволили добиться неплохих результатов. При проведении исследования «Мое отношение к учению» у выпускников начальной школы выяснилось, что отрицательного или крайне отрицательного отношения к данному предмету нет ни у одного ученика. У всех обучающихся активно-положительное или положительное отношение к предмету. Качественная успеваемость составила 87-100% [15].
РАЗДЕЛ 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В своей практической работе я решил выполнить творческое задание по подготовке урока для учеников 3 класса по теме “ Сущность аренды. Понятие об арендной плате, арендном договоре ”.
При подготовке практического занятия я пользовался методическими рекомендациями, указанными в учебном пособии Дмитриенко Ю.Н. [21, 85-106].
В своей практической работе я предполагаю использование таких методов преподавания:
1) объяснительно-иллюстративный
(информационно-рецептивный)
2) частично-поисковый. (Эвристический), при реализации которого преподаватель формулирует проблему, поэтапное решение которой осуществляют ученики под его руководством (при этом происходит сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся);
3) инструктивно-практический
метод преподавания и
4) метод ассоциаций. Ассоциативная гроздь - этап актуализации и осознание знаний. Она базируется на поисковых ассоциациях, возникающих у учащихся.
А также я планирую использовать такие методы организации познавательной деятельности, как:
1) беседа - диалогический
метод обучения, при котором учитель
с помощью удачно поставленных
вопросов побуждает учащихся
воспроизводить ранее
2) рассказ - образное, динамичное, эмоциональное изложение информации о различных явлениях и событиях.
3) инструктаж - короткие, лаконичные, четкие указания (рекомендации) по выполнению действия.
За отведённое время (45 минут) я планирую проверить домашнее задание, провести изложение основного материала, сделать физическую паузу, поработать с учениками над проблемными вопросами и дать им задание на следующее занятие и завершить все это подведением итогов.
План конспекта урока
І. Организационно - подготовительная часть.
II. Теоретико – практическая часть.
III. Подведение итогов.
Цель:
1. Раскрыть сущность аренды, познакомить с её основными принципами (срочность, возвратность, платность)
2. Обратить внимание на уровень арендной платы (её величина определяется договором об аренде).
Тип урока:
Урок закрепления полученных и освоения новых знаний.
На доске :
Тема и план урока.
Оборудование:
1. Смирнова Т. Белка и компания.
Экономика для детей в сказках, играх и
задачах.
2. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова. Путешествие
в компании Белки и её друзей. Задачник
– рабочая тетрадь по экономике. 2 – 3 класс,
часть I.
Ход урока:
I. Актуализация знаний. Экономическая разминка.
1. Игра “Кто больше знает экономических терминов”.
Учитель показывает карточки с буквами Б, Д, К, П, С, Т, У, а дети называют экономические термины, некоторые из них учитель просит пояснить.
2. Беседа (по изученному ранее)
– Какой была последняя затея Фукса? (он хотел открыть ресторан)
– Чем эта затея закончилась? (Фукс разорился, т.к. за долги Филин отнял дом Фукса)
– Как в экономике называется явление, когда за долг изъяли дом (или что – то другое)? (Залог)
– Как поступили герои книги в такой ситуации? (Мышонок Шмыг предложил пожить Лису в своей норе, а Пыхтя со Шмыгом стали искать способ, как вернуть нору Фуксу).
II. Изучение нового материала.
1. Постановка проблемы.
– А как бы вы предложили помочь Фуксу? (Мнения детей)
– Сегодня мы узнаем, какая мысль пришла в голову Фуксу и его друзьям.
2. Инсценировка статьи
“Друзья помогают Фуксу
– Что можете сказать об очередной идее Фукса?
– Почему Фукс не может распоряжаться кладовками Шмыга?
– Что значит “собственность”? (То, чем мы владеем, пользуемся, распоряжаемся по закону).
– Разберёмся с кладовками с этой точки зрения. Кто владеет кладовками? (Шмыг).
– Он может распоряжаться ими? (Да)
– А как быть с норой Шмыга? (Разрешил пользоваться сам Шмыг)
– Значит, пользоваться собственностью может не только владелец, а распоряжаться может только владелец.
Физкульт пауза
Я, как учитель, предлагаю ученикам немного отвлечься от темы занятия и сделать легкую разминку.
Схема физкультурной паузы будет такой:
Ученики встают на рабочих местах.
Первое упражнение - потягивание (около 10 секунд).
Второе упражнение - для расслабления мышц рук: разминание пальцев рук, круговые обороты плечевыми суставами (30 секунд).
Третье упражнение - гимнастика для глаз посмотреть примерно на ладонь, затем резко вдаль в окно; не сдвигая шеи посмотреть максимально влево и вправо.
Занять рабочие места.
3. Рассказ.
– сейчас мы пронаблюдаем, как лесные звери распорядились своей собственностью. Собственность имеет положительные и отрицательные черты. Попробуйте их назвать
Информация о работе Методика преподавания экономики для младших классов