Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 21:30, курсовая работа
Цель курсовой: изучить основы формирования умственных способностей при изучении вычислительных приемов в пределах 100.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические основы формирования и развития умственных способностей младших школьников на уроке математики;
2) проанализировать исследование вычислительных приемов в концентре «Сотня»;
3) содействовать формированию умственных способностей при изучении вычислительных приемов в концентре «Сотня» .
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….....................3
ГДАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ
СПОСОБНОЧТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ………………………................5
ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ И
ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
В КОНЦЕНТРЕ «СОТНЯ»……………………………………10
2.1 Сложение чисел в концентре «Сотня»……………………..14
2.2 Вычитание чисел в концентре «Сотня»……………………15
2.3 Умножение чисел в концентре «Сотня»…………………...16
2.4 Деление в концентре «Сотня»………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..23
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...24
Формирование вычислительных умений в пределах 100 традиционно считается одной из ведущих и самых «трудоемких» тем в начальной школе. Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане. Широкое распространение калькуляторов ставит необходимость «жесткой» отработки этих умений под сомнение, поэтому многие не связывают хорошее владение арифметическими вычислениями с математическими способностями и математической одаренностью. Однако внимание к устным арифметическим вычислениям является традиционным для методической школы. В связи с этим значительная часть всех существующих сегодня учебников математики для начальной школы отведена формированию устных вычислительных умений и навыков.
Рассматривая проблему формирования вычислительных навыков у младших школьников, методисты, как правило, обращаются к «технологической» стороне этого процесса, предлагая учителю целый ряд чисто «технических» приемов выполнения этих вычислений, получивших название «удобных способов». Применение этих «удобных способов» демонстрируют соответствующие страницы учебников. Учитель чаще всего придерживается рекомендованных учебником способов вычислений, приучая к ним и детей. Вопрос о том, действительно ли этот способ «удобен» всем ученикам, обычно не дискутируется. При такой тактике формирования вычислительной деятельности, естественно, возникает проблема формирования умственных способностей. Эта проблема начинает приобретать «хроническое» состояние уже с I класса, становится нормой, с которой учитель заранее смиряется. Иными словами, в любом классе всегда есть ученики, испытывающие постоянные трудности при устных вычислениях в пределах 100, при этом «по умолчанию» считается, что это их обычная проблема и уж если «не дано, так не дано» [6, с. 59].
Рассмотрим достаточно нетрадиционный подход к анализу этой проблемы, который позволил в свою очередь разработать необычный, на первый взгляд, но достаточно действенный прием формирования вычислительной деятельности ученика в пределах 100.
Психологи выделяют два
Формирование умственных
Развитие аналитического типа
мыслительной деятельности
Таким образом, физиологии мозга ребенка младшего школьного возраста (6-9 лет), с теоретической точки зрения, более соответствует синтетический (конструктивный) тип изложения материала, сопровождаемый внешними опорами образного характера, и такой стиль учебной деятельности является наиболее адекватным для большинства младших школьников. Практически, неравномерность процесса развития мозговых структур как раз и «дает» то неравномерное соотношение аналитиков и синтетиков, которое характерно для начальных классов, т.е. преобладание вторых и намного меньшее количество первых, которое отмечается психологами.
Обратимся к конкретной проблеме формирования вычислительных навыков у детей с преобладанием синтетического типа мыслительной деятельности. Поясним свою мысль:
Синтез – это соединение
Анализ – это «разложение на
составные части», выделение и
вычленение их из целого. Именно
такой путь знакомства со
25 + 3 = (20 + 5) +3 = 20 + (5 + 3) = 20 + 8 = 28
23 + 50 = (20 + 3) + 50 = (20 + 50) +3 = 70 +3 =73
Задача ребенка в этой
При сложении чисел в концентре «Сотня» предварительно отрабатывается состав двухзначных чисел в ходе выполнения упражнений вида:
«Запиши число 46 в виде суммы
разрядных слагаемых: 46 = 40 + 6». Когда
этот навык у детей сформирован
I этап. Сначала можно на палочках показать детям сложение круглых десятков, затем перейти к примерам вида
20 + 30 = 2 дес. + 3 дес. = 5 дес. = 50
60 + 20 = 6 дес. + 2 дес. = 8 дес. = 80 и 80 + 4 = 84
II этап. Упражнения «Доведи до круглого десятка». Сначала дети решают примеры вида 64 + 6 с рассуждением
64 + 6 = 60 + (4 + 6) = 60 + 10 = 70 затем, когда будут делать это с легкостью, говорят только ответ.
III этап. Соединяется II этап с I этапом.
«64 + 9 – я сначала к 64 прибавляю 6, получится 70, а затем к 70 прибавляю 3, получится 73».
«64 + 29 – я сначала к 64 прибавляю 20, получится 84, потом к 84 прибавляю 9, получится 93».
Решение таких примеров с рассуждением идет очень долго.
При вычитании в концентре «Сотня» ученики выполняют вычитание с переходом через десяток после отработки задания «Получи 10».
I этап. Сначала дети решают с рассуждением, а затем говорят только ответ. «От 12 отниму 2, получится 10».
12 – 2 = 10
II этап. «Я сначала отниму от 12 число 2, получится 10, а 7 – это 2 и 5. Из 10 вычесть 5, получим 5».
12 – 2 = 10
7 = 2 + 5
10 – 5 = 5
Предварительно отрабатывается состав двухзначных чисел в ходе выполнения упражнений.
I этап. Сначала отрабатываем примеры с использованием счетных палочек, затем учащиеся решают примеры в уме, говорят только ответ.
II этап. 60 – 4. «Я сначала из 10 вычту 4, получится 6, и прибавлю 50, получится 56».
10 – 4 = 6 и 6 + 50 = 56
Когда эти примеры ученики решают легко, переходим к следующему этапу.
III этап. 60 – 24. «Я сначала из 60 вычту 20, получу 40, затем 40 - 4 = 36». Вначале можно показать ученикам на палочках, как решать эти примеры, чтобы они не путали их с примерами II этапа.
64 – 20. «Я из 60 вычту 20, получу 40, затем к 40 прибавлю 4, получится 44».
60 – 20 = 40
40 + 4 = 44
IV этап. 64 – 29. «Я сначала из 64 вычту 20, получится 44, затем из 44 вычту 9, получится 35».
64 – 20 = 44
44 – 9 = 35
Решение таких приемов с рассуждением идет очень долго.
При умножении чисел в концентре «Сотня» на доске записывались примеры вида: 20·4, 30·3, 10·6. Детям предлагается прочитать первые множители в этих примерах и сказать, чем похожи эти числа. [20, 30, 10 – двухзначные числа, которые оканчиваются нулем.] «О чем говорит нуль в записи каждого из этих чисел? [В числе содержаться только десятки, и нет отдельных единиц.] На этом и основан прием умножения таких чисел», детям предлагалось самостоятельно рассмотреть рисунок в учебнике и записи под ним, объяснить решение каждого примера на умножение.
Для первичного закрепления
При умножении суммы на число в качестве подготовки к рассмотрению нового, полезно включить в устные упражнения задания вида: «Сумму чисел 25 и 5 увеличить в 2 раза. Сумму чисел 40 и 8 уменьшить на 2 и т.п.».
Далее детям предлагается
После этого необходимо было
проиллюстрировать записанный
Далее дети пробовали
Для закрепления умений умножать двухзначные числа, оканчивающиеся нулем, соответствующие примеры также необходимо включать в устные упражнения. Поэтому использовали прием составления и решения примеров «цепочек» вида: 50 · 30 · 20 · 30. Затем такие примеры составляли по очереди друг другу и сами дети.
С объяснением и записью на
доске и в тетрадях
При делении в концентре «Сотня», для подготовки к рассмотрению нового материала: приема деления для случаев вида 80:20 и закрепления знания таблиц было полезно решить несколько примеров на табличное деление, которые были записаны ранее на доске: 64:7, 24:8, 35:5, 36:9. Задавался детям вопрос: «Как можно найти частное 63:7, пользуясь таблицей умножения?» [Чтобы найти частное 63:7, достаточно указать, на какое число надо умножить 7, чтобы получилось 63.], или «Сколько раз по 8 надо взять, чтобы получилось 24?», или «Сколько раз по 8 содержится в 24?». Далее детям предлагался следующий столбик записанных на доске примеров (50:10, 90:30, 80:40, 100:20) отмечалось, что при делении на двухзначное число можно рассуждать так же. Дети по очереди комментировали решение каждого примера индивидуально, а ответы записывались на доске. Объяснения были следующими: «Чтобы найти частное 50:10, узнаю, на какое число надо умножить 10, чтобы получилось 50. Это число 5, так как 10-5=50, значит, 50:10=5, или, короче: «90:30=3, так как 30-3=90», или: «80:40=2, так как в 80 содержится 2 раза по 40», или: «В 8 д. содержится 2 раза по 4 д.» и т.п.
Информация о работе Методика работы над вычислительными приемами в концентре «Сотня»