Методика формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:26, контрольная работа

Краткое описание

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. Общая характеристика психологических особенностей
детей дошкольного возраста…………………………………………3
2. Методические приемы формирования пространственных представлений детей дошкольного возраста……………………...8
3. Современные педагогические технологии……………………........13
4. Исследование уровня сформированности временных
представлений у старших дошкольников Чугуевского отделения
социальной реабилитации КГА УСО «АСРЦН «Ласточка»………14
5. Заключение…………………………………………………………….16
6. Список используемой литературы………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.docx

— 67.21 Кб (Скачать файл)

На музыкальном и физкультурном занятиях, по изодеятельности воспитатель также обучает детей пространственным понятиям: правая, левая рука; вправо, влево, вперед, назад, вниз, вверх и т. д.

Во время умывания и одевания воспитатель непринужденно разговаривает с детьми, называет части тела и лица: «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб. Надень на голову платок»; проводятся дидактические игры “Купание куклы”, “Укладывание куклы спать”, “Оденем куклу”. Важно, чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и пр.

На прогулке также закрепляются понятия об ориентировке в пространстве и во времени. Формированию у ребенка пространственных и временных представлений способствует использование методики развития элементарных математических представлений.

Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является четкое знание методики, но, чтобы процесс обучения детей самым сложным понятиям - пространственные и временные ориентировки - стал понятен детям, необходимо использовать и современные технологии развития детей, представленные выше

Список используемой литературы

  1. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение 1982г.
  2. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под.ред. Ананьева Б.Г. и Ломова Б.Ф. - М.: 1961г.
  3. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. - М., 2001.
  4. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение 1984г.
  5. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для ВУЗов. М., Просвещение, 1988г.
  6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
  7. Учебно-игровое пособие «На золотом крыльце» и игра «Кростики» (автор Б. Б. Финкелыдтейн, СПб., ООО «Корвет»)
  8. А. А. Смоленцевой и О. В Суворовой «Математика в проблемных ситуа­циях для маленьких детей».— СПб., 2004, с. 72, 73.)

 

Используемые интернет-ресурсы:

    1. http://allbest.ru.
    2. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1128/Itemid,118/limit,20/limitstart,100/
    3. http://malenkajastrana.my1.ru/publ/skoro_v_shkolu/razvivaem_myshlenija/prostranstvennoe_myshlenie_zanjatie_1/119-1-0-2181
    4. http://studopedia.net/9_42062_metodicheskie-priemi-formirovaniya-prostranstvennih-predstavleniy-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html.

 

 

Приложение 1

Конспект занятия по математике.

Цель: Развитие пространственного воображения и логического мышления дошкольников. 

Программное содержание:

1. Продолжать  учить детей составлять и решать  простых арифметических задач.

2. Закреплять  знания детей о порядковом  счете.

3. Развивать  пространственное воображение, логическое  мышление, память, внимание.

4. Воспитывать  умение слушать.

Методы и приемы: наглядный, словесный, показ, беседа, объяснение, поощрение.

Материалы: игрушечные звери, линейки с цифрами, мяч, карандаши, вырезанные квадраты.

Ход занятия:

Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним русскую народную сказку «Колобок». А так как страна Сказок и Страна Математика -  это близкие подруги. Предлагаю вам русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Посмотрим, что из этого получиться.

Вспомним начала сказки:

«Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: - Испеки мне, старуха, колобок. Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остудиться. (Показ картинки колобок).

-Что было  дальше?

Дети: Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке.

Воспитатель: Катится Колобок, катится, а на встречу ему… Ежик.

Ежик: Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, Ежик, лучше задай мне задачи.

Воспитатель: давайте поможем Колобку решить задачи, иначе Ежик может съесть его.

1. Задания Ежика:

1. По счету, на  каком месте я стою?

Лиса -  Заяц –  Волк – Ежик.

2. На 2-ом месте  кто стоит? На 1-ом? На 3-ем?

3. Сколько частей  в сутках?

4. Сколько месяцев  в году?

Молодцы ребята. Ежик отпустил Колобка.

Катится Колобок дальше, а ему на встречу Заяц.

Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, Заяц, лучше вопросы трудные и  сложные задай.

2. Задания Зайца:

Игра с мячом: «Назови на единицу больше (меньше). Дети стоят в кругу, воспитатель-в центре круга. Она кидает любому ребенку мяч и называет число. Ребенок должен поймать мяч и назвать число на единицу больше.

Я сейчас назову число, а вы мне скажете число на один больше. Число 3, 4, 6.

Я сейчас назову число, а вы мне скажете число на один меньше. Число 4, 6, 5.

Какое число между числами 4 и 6, 3 и 5, 5 и, 7.

Сколько дней в неделе( 7) .

Давайте расскажем, что мы делаем каждый день.

Физминутка:

В понедельник я купался (показ жестов купания)

А во вторник рисовал (показ жестов владения карандашом)

В среду долго умывался (показ жестов умывания)

А в четверг футбол играл (показ жестов игры в мяч)

В пятницу я прыгал, бегал (показ жестов бега, прыжки на месте)

Очень долго танцевал (показ жестов танца)

А в суббота, воскресенье

Целый день я отдыхал. (дети садятся)

Заяц отпустил Колобка.

Катится Колобок дальше, а на встречу ему Мышка.

Мышка: Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня  Мышка, лучше примеры или задачи  наитруднейшие задай.

3. Задания Мышки: - Принесла я с поля 5 колосков, а потом еще 2. Сколько колосков у меня стало? Кто напишет мне на доске? Прочитай решение. 5+2=7

На ветке сидело 6 воробьев, 1 из них улетела. Сколько воробьев на ветке? Написать на доске. Прочитай решение. 6-1=5.

Отпустила Мышка Колобка, и покатился Колобок дальше

Катится Колобок, катится, а на встречу ему серый Волк.

Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, Волк, лучше подари мне игру.

4. Задание Волка: Физминутка для глаз. (Движения глаз дети сопровождают словами) .

Вот мы с вами пришли в волшебный лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Снежинки блестят и искрятся,

На ладошки к ребятам садятся.

Игра «Найди лишнее»

- Я буду называть  группы предметов, а вы находить  лишнее слово (Дети называют лишний  предмет и объясняют свой ответ) .

Понедельник, вторник, март, среда.

Круг, пять, квадрат, овал.

Красный, синий, машина, желтый.

Сколько месяцев в году? А, давайте мы и про месяцы расскажем Колобку.

Вот январь, вот февраль.

Март, апрель и теплый май.

Июнь шесть, июль семь,

Вот тепло уже совсем.

Жаркий август будет восемь.

И, теперь, начнем мы осень.

Вот сентябрь, вот октябрь,

А одиннадцать ноябрь.

Все закончим декабрем,

И по кругу вновь пойдем.

Колобок поблагодарил Волка, и покатился дальше.

И покатился Колобок дальше.

Катится Колобок, катится, а навстречу ему Лиса

Лиса: Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня  Лиса, лучше в игру мою поиграй  «Сложи квадрат».

5. Задания Лисы: Соберите из этих частей бумаг  квадрат. Молодцы, ребята!

Колобок поблагодарил Лису и покатился дальше и дальше по дорожке. По пути встречался со многими лесными жителями, узнавал много нового и свои знания передавал другим.

И для вас, ребята, Колобок оставил задание- это физминутка про четыре времени года.

В году четыре времени,

И все они дружны.

Эти четыре времени

Ребята знать должны!

Зимой год начинается

Все снегом покрывается,

Весною продолжается

Листочки появляются.

Летом солнце греет

И листья зеленеют.

Осенью листва желтеет,

Ветер сорвет ее

И по полям развеет.

А после осени опять

Зима год будет продолжать.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

 

Ребята, получилась у нас сказка?

А что больше всего понравилось в сказке?

Какие игры мы с вами играли?

Какие задания решили?

Молодцы, ребята! Наше занятие подошла концу. Вот вам в подарок за активное участие веселые шарики! Спасибо вам за занятие!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 Тема «Путешествие  в страну Математику».

Цель:  Развитие пространственного воображения и логического мышления дошкольников. 

Формы и методы: наглядный, словесный, показ, беседа, объяснение, поощрение

Этап         

Назначение

Содержание этапа

Материалы, оборудование

Время

1.Организационный 

 

Сбор детей,

подготовка.

Приветствие детей. Объявление темы занятия.

 

2 мин

2. Основной

 Продолжать учить детей составлять и решать простых арифметических задач.

 Закреплять знания детей  о порядковом счете.

 Развивать пространственное  воображение, логическое мышление, память, внимание.

 Чтение сказки «Колобок». Выполнение заданий в ходе чтения сказки.

 Картинки с изображением  героев сказки,

игрушечные звери, линейки с цифрами, мяч, карандаши, вырезанные квадраты.

15 мин

4. Итоговый 

Рефлексия.  

 Подведение итогов.

Закрепление полученных знаний.

Шарики с улыбками  по числу участникам занятия

3 мин


 

 

Приложение 3

 


 

 

 

Количество баллов

Фамилия. Имя

Начало реабилитации

Окончание реабилитации

Коля С.

8 (с)

10(в)

Наташа И.

5 (н)

7 (с)

Сережа Ш.

3 (н)

5 (н)

Аня С.

8 (с)

9 (с)

Даша С.

4 (н)

5 (н)

Надя Ф.

6 (с)

9 (в)

Высокий уровень – 10-12 баллов

Средний уровень – 6-9 баллов

Низкий уровень – 0-3 баллов


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста