Методическая работа в образовательных учреждениях, подготовка и проведение открытого урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 06:02, аттестационная работа

Краткое описание

При рассмотрении вопросов по методической работе мы с вами рассмотрим основные задачи методической работы. Мероприятия, которые проводятся в рамках методической работы. Одним из таких мероприятий является открытый урок (занятие). Суть методической работы знают все, многие даже знают её составляющие и у большинства все планы и мероприятия почти идентичны, но открытый урок это поле для раскрытия потенциала преподавателя, его навыков умений и знаний. Его коммуникативной сферы и умения отстоять свою точку зрения и научить этому учащихся, донести информацию понятным языком. Целью написания моей работы стало желание поделиться своими знаниями в плане открытого урока и информацией, которая для меня оказалась новой в плане методической работы в образовательных учреждениях.

Содержание

Введение
Методическая работа в образовательном учреждении
Методическая работа – это…
Основные задачи методической работы
Мероприятия, проводимые в рамках методической работы. Методический кабинет.
Индивидуальная методическая работа
Внутришкольный контроль
3. Открытый урок
3.1. Открытый урок – это…
3.2. Требования, предъявляемые к открытому уроку
3.2.1. Типы учебных занятий
3.3. Планирование и проведение открытого урока
4. Заключение
5. Литература
Приложения:
1)Примерный план поурочного плана
2)Схема самоанализа урока

Вложенные файлы: 1 файл

Методическая работа в образовательных учреждениях, подготовка и проведение открытого урока.docx

— 50.54 Кб (Скачать файл)

Открытые занятия чаще планируют у менее опытных и вновь принятых преподавателей и мастеров. Тема, дата и время их проведения объявляются заранее.

Обсуждение открытого занятия проводится под руководством руководителя  образовательного учреждения или его заместителей. Проводивший занятие рассказывает о подготовке к нему, обосновывает методы проведения занятия и отвечает на вопросы. Преподаватели и мастера высказывают свои замечания и пожелания. Руководитель образовательного учреждения подводит итог, отмечает   

                    

                                                                                         7           положительные и отрицательные стороны, объявляет оценку.

Открытые занятия по вождению проводятся по начальным упражнениям, вождению по ограниченным проездам, а при наличии учебного автомобиля с двумя спаренными кабинами или оборудованного двойным управлением автобуса – по остальным упражнениям.

  • Пробные занятия проводят, как правило, молодые и вновь принятые преподаватели для отработки первоначальных методических навыков, а также другие  менее опытные преподаватели по указанию руководителя образовательного учреждения с целью определения их готовности к проведению занятий, На пробных занятиях присутствуют преподаватели по данному предмету. Итоги проведения пробного занятия обсуждаются коллективом преподавателей, присутствовавших на занятии. После обсуждения занятия и положительной оценки руководитель образовательного учреждения даёт разрешение о допуске к преподаванию.
  • Показные занятия для  преподавателей и мастеров проводятся по новым и наиболее сложным темам (занятиям, упражнениям) в соответствии с расписанием учебных занятий с целью продемонстрировать  правильную организацию и методику проведения занятия, в том числе с использованием новых технологий обучения.

Они проводятся руководителем образовательного учреждения, его заместителями, старшим мастером или под их руководством наиболее опытными

преподавателями, мастерами. При подготовке показного занятия проводящему его оказывается организационная и методическая помощь.

Тема, план занятия, рекомендованная литература, дата и время проведения показного занятия объявляются всем преподавателям и мастерам заблаговременно.

Итоги проведенного показного занятия подводятся руководителем  образовательного учреждения или его заместителем. Он обязан

 

8

проанализировать содержание, использованные методы обучения, указать, что подлежит внедрению в

практику учебно-воспитательной работы. Оценка за проведение занятия не выставляется.

2.4.Индивидуальная  методическая работа

Основными формами индивидуальной методической работы в образовательных учреждениях являются:

  • самостоятельная подготовка;

Самостоятельная подготовка – основной метод повышения теоретического уровня, знаний по специальности, педагогического мастерства преподавателей и мастеров, она является составной частью непрерывного самообразования руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательного учреждения.

Направления самообразования:

повышение педагогической квалификации путём изучения новейших знаний и передового опыта в области педагогики, психологии, методики организации процесса обучения и воспитания;

совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по специальности и предмету;

расширение общекультурного кругозора и уровня общей образованности.

Конкретное содержание самообразования определяется спецификой деятельности каждого работника, задачами, которые он решает, а также целями самообразования.

Основные методы самообразования:

самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;

участие во всех формах методической работы образовательного учреждения;

 

9

изучение передового педагогического опыта, накопленного в образовательном учреждении;

взаимопосещение занятий, участие в разборе открытых занятий;

анализ своей работы и её результатов, участие в экспериментальной работе и проведении педагогических экспериментов;

разработка материалов по комплексному информационно-методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов и т. д.

Самообразование своим содержанием должно способствовать достижению конечных положительных результатов в практической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения  образовательного учреждения.

 Самостоятельная подготовка  проводится по личным планам  преподавателей (мастеров), утверждённым  заместителем руководителя образовательного  учреждения по учебно-производственной  работе. Помощь в самостоятельной  подготовке и контроль за ней осуществляют руководитель образовательного учреждения, его заместители и старший мастер.

  • выполнение индивидуальных заданий

Индивидуальные задания предназначены для совершенствования учебного процесса и повышения квалификации преподавателей и мастеров и включают:

изучение и обобщение передового опыта учебно-воспитательной работы;

углубленную разработку отдельных вопросов методики подготовки специалистов;

подготовку и проведение показных и инструктивно-методических занятий, методических инструктажей;

составление методических разработок, инструктивных и

 

10

маршрутных карт;

совершенствование учебно-наглядных пособий;

оборудование учебных кабинетов, автодромов (радиополигонов и т.д.).

Методические разработки, создаваемые по всем темам программы обучения, являются для обучающих основным консультативным документом при составлении плана занятий.

Инструктивные и учебно-тренировочные (технологические) карты используются на лабораторно-практических и практических занятиях при выполнении работ (операций) по обслуживанию изучаемой техники и отработке технических нормативов.

  • Взаимное посещение занятий с целью обмена опытом работы

Взаимные посещения занятий - одна из форм изучения и распространения передового опыта учебно-воспитательной работы. Они проводятся по договорённости между преподавателями (мастерами), а также по указанию руководителя образовательного учреждения и его заместителей.

 

2.5.Внутришкольный  контроль.

 Контроль за учебно-воспитательным  процессом в образовательном  учреждении осуществляется в  целях его всестороннего совершенствования  путем предупреждения, выявления  и устранения недостатков, обобщения  и распространения передового  опыта, поиска резервов для улучшения  качества подготовки обучаемых.

Внутришкольный контроль включает систему планомерной целенаправленной и объективной проверки, учёта и анализа качества учебно-воспитательного процесса.

Контроль организуется и проводится по следующим этапам: перед

 

11

началом учебного года, в ходе учебно-воспитательного процесса, итоговый контроль качества подготовки обучаемых.

Контроль должен быть как плановым, так и внезапным. Он должен строиться на регулярной основе.

Контроль может быть:

комплексным, т.е. всесторонне и глубоко охватывающим организацию обучения в учебном взводе (группе);

тематическим, включающим углубленное изучение какого-либо определенного вопроса;

персональным,  включающим проверку работы преподавателя, мастера производственного обучения, их профессиональную подготовленность.

Особое внимание при проведении внутришкольного  контроля обращается на:

разработанность планирующих документов, их согласованность между собой, обеспеченность спланированных учебных занятий;

готовность объектов учебно-материальной базы и обеспечение ее необходимой пропускной способности;

наличие и качество методических разработок по всем занятиям, учебников и учебных пособий в необходимом количестве по всем предметам обучения.

По итогам контроля вырабатываются решения и рекомендации по обобщению положительного опыта, устранению недостатков, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению педагогического мастерства обучающего состава, изысканию более рациональных способов использования учебно-материальной базы.

 

 

 

 

12

3.Открытый урок

3.1. Открытый урок – это…

          Открытый урок – это знаменательное событие в жизни

каждого учителя. На занятии выявляется профессиональная пригодность педагога, умение подать себя и свои знания, способность выбирать верные методики обучения.

Открытый урок является формой распространения и пропаганды передового опыта, элементом методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.

Целью открытого урока является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

Задачей преподавателя, готовящего открытый урок, является оценка эффективности применяемых методов; совершенствование отдельных приемов, педагогических находок; создание своей системы учебно-воспитательной работы.

Для проведения открытого урока может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.

В начале учебного года составляются графики проведения открытых занятий (предметной недели) в каждой методической комиссии, на основании которых составляется единый график проведения открытых занятий в школе. Открытые занятия проводят все сотрудники имеющую педагогическую нагрузку.

 

 

13

Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знания, умений и навыков, приобретенных учащимися под руководством преподавателя.

Открытые занятия для всех преподавателей колледжа направлены на оказание им помощи в решении задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

3.2.Требования, предъявляемые  к открытому уроку

Уровень занятий должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.

Методическая оптимальность занятий должна определить правильность избранного ею вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении, правильное распределение времени на структурные элементы занятия.

Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов, являются основными требованиями к открытому занятию.

Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента, работы над педагогической темой, результата работы по педагогической технологии или на основании многолетнего опыта работы. До проведения открытого занятия целесообразно доложить на заседании методической комиссии о проделанной работе и своих наблюдениях.

В плане урока необходимо указать тип и вид учебного занятия. В колледже обозначены следующие виды занятий – теоретическое и

 

 

14

практическое. Это продиктовано удобством заполнения журнала, странички которого делятся на теоретическое и практическое  обучение, и отражено  в календарно-тематическом плане дисциплины. Форму организации по данному виду занятия преподаватель выбирает самостоятельно. Это может быть лекция, семинар, лабораторная работы, экскурсия и т.д.

3.2.1. Типы учебных занятий

Тип учебного занятия определяется его содержанием и учебными целями.

Комбинированный урок

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Информация о работе Методическая работа в образовательных учреждениях, подготовка и проведение открытого урока