Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 06:02, аттестационная работа
При рассмотрении вопросов по методической работе мы с вами рассмотрим основные задачи методической работы. Мероприятия, которые проводятся в рамках методической работы. Одним из таких мероприятий является открытый урок (занятие). Суть методической работы знают все, многие даже знают её составляющие и у большинства все планы и мероприятия почти идентичны, но открытый урок это поле для раскрытия потенциала преподавателя, его навыков умений и знаний. Его коммуникативной сферы и умения отстоять свою точку зрения и научить этому учащихся, донести информацию понятным языком. Целью написания моей работы стало желание поделиться своими знаниями в плане открытого урока и информацией, которая для меня оказалась новой в плане методической работы в образовательных учреждениях.
Введение
Методическая работа в образовательном учреждении
Методическая работа – это…
Основные задачи методической работы
Мероприятия, проводимые в рамках методической работы. Методический кабинет.
Индивидуальная методическая работа
Внутришкольный контроль
3. Открытый урок
3.1. Открытый урок – это…
3.2. Требования, предъявляемые к открытому уроку
3.2.1. Типы учебных занятий
3.3. Планирование и проведение открытого урока
4. Заключение
5. Литература
Приложения:
1)Примерный план поурочного плана
2)Схема самоанализа урока
Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.
Урок повторения и обобщения полученных знаний
Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и
15
инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Учащиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.
Урок применения знаний, умений и навыков
Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.
Краткий перечень методов обучения
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые
16
предметы, явления, наглядные пособия); Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
3.3. Планирование и проведение открытого урока (занятия)
Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия.
Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности студентов на разных этапах занятия.
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно
17
раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства, и технологии по которой работает преподаватель.
При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит студентам быть в курсе современных достижений.
Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует подготовить и испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание студентов, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте урок наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на учебную цель занятия.
Полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, включает следующие документы (могут дополняться в зависимости от вида и типа учебного занятия):
- журнал
-календарно-тематический план;
- план учебного
занятия;
- задания для самостоятельной работы;
- комплект видеоматериалов для ТСО;
- варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания;
- методическая разработка
или рекомендации по проведению
открытого занятия.
К открытому занятию необходимо составить план занятия (см. приложение №1) с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают преподаватель и студенты (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных на урок). План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности, как студентов, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока. Примерная схема плана урока приведена в приложении, некоторые пункты могут быть дополнены или исключены по усмотрению преподавателя.
В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.
Открытое занятие, как говорилось уже выше, является демонстрацией опыта преподавателя над педагогической темой или проблемой, поэтому наличие поставленной методической цели урока, соответственно педагогической теме, желательно. Таким образом, методическая цель становится доминантой урока, его методическим стержнем.
Структура методической разработки должна содержать пояснительную записку, структуру урока, подробный конспект (сценарий) занятия, образцы дидактического материала, список используемой литературы и т.д.
В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль урока, педагогические цели, задачи стоящие перед преподавателем,
19
ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.
Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.
Подготовленная и оформленная методическая разработка после рассмотрения на заседании методической комиссии и утверждения зам. директора по УМР сдается в методический кабинет.
Проведение открытого занятия.
За 2 недели до проведения открытого занятия преподаватель вывешивает сообщение (объявление) о нем.
Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке.
Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание студентов и без помех наблюдать за действиями преподавателя и студентов.
Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятий, не выражать в присутствии студентов, своего отношения к работе преподавателя, ведущего его.
Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.
Обсуждение и анализ открытого учебного занятия.
Обсуждение открытого занятия проводиться в день его проведения. Организует обсуждение председатель цикловой комиссии или лицо, ответственное за подготовку занятия. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и
20
средств, помощь преподавателю увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.
При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методов работы, о конкретных явлениях данного занятия) не уводить обсуждения от поставленной цели. Обсуждение рекомендуется проводить в следующей последовательности:
Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил занятие. Он должен четко раскрыть цель учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Дать характеристику уровня знаний, успеваемости студентов, место урока в системе занятий, обосновав выбранные формы организации и тип урока (см. приложение № 2).
Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы. Развернутый самоанализ урока не только продемонстрирует присутствующим педагогическую и методическую грамотность педагога, но и предопределит возникшие в ходе урока вопросы.
Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ТСО, оборудования. Необходимо тщательно оценить занятие с позиции
21
реализации дидактических принципов. Обязательно в ходе обсуждения отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию системы работы.
В заключении выступает председатель методической комиссии и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности использования представленного опыта.
При анализе выступающие должны оценить воспитательную роль занятия, его значение. Содержанием и организацией, такое занятие способствует воспитанию качеств, необходимых будущему специалисту.
Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим деловой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают желание не только оценить критически работу коллег, но творчески использовать его опыт в работе.
После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем он не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.
Хорошо организованное обсуждение помогает придти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику.
Все, присутствующие на открытом занятии, сдают заполненные бланки анализа учебного занятия председателю цикловой комиссии или ответственному за проведение урока или методисту школы.