Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определить роль познавательной активности школьников, при изучении курса информатики.
Объект исследования - учебный процесс по изучению курса информатики.
Предмет исследования - педагогические условия и принципы, способствующие развитию познавательной активности учащихся в курсе информатики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Развитие познавательной активности как педагогичесая проблема 7
1.1. Проблема равития позновательной активности в научно-педагогической литературе 7
1.2. Сущность и значение понятия «познавательная активность» 11
ГЛАВА II. Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника 17
2.1. Из опыта учителей по активизации мыслительной деятельности ………. школьников 17
2.2. Методика развития мыслительной активности школьника 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 5 курс информтика.docx

— 69.61 Кб (Скачать файл)

Мыслительная активность школьника рассматривается как вечно меняющееся качество или свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Инициативность, самостоятельность, активность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития мыслительной активности школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка.

Основными характеристиками мыслительной активности являются:

  • Желание школьников узнать что-то новое;
  • Положительное отношение к учебе;
  • Активная мыслительная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого результата;
  • Проявление волевых качеств, в процессе овладения знаниями.

Мыслительная активность человека наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии. Нами были обнаружены следующие способы и условия, способствующие развитию мыслительной активности школьника на уроках информатики:

  • обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность;
  • исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
  • комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
  • обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;
  • обучение школьников рациональным способам умственной работы;
  • эмоциональная насыщенность занятия, "взволнованность" самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность;
  • стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;
  • на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
  • организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;
  • занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

Всем этим условиям отвечают уроки информатики. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития мыслительной активности школьника актуальны, важны для каждого педагога.  

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и вызвать их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Поэтому уроки информатики в начальной школе вносят наиболее весомый вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности детей.

Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности. Поэтому каждому учителю необходимо ставить перед собой следующие задачи:

  • закрепление интереса, с которым дети пришли в школу;
  • развитие и направление интереса к учению;
  • учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и его личного продвижения в процессе обучения и воспитания;
  • достижение высокого качества образования.

Становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо понимать, что от того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроках, зависит то, как они в дальнейшем будут рассуждать, думать, доказывать, творчески мыслить, применять изученное в различных ситуациях. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся и повысить интерес на каждом этапе урока информатики, необходимо работать, на наш взгляд, в инновационном режиме, используя информационные технологии, что и является основным направлением модернизации образования. В этом огромную роль играет изучение курса информатики в начальных классах. Этот курс и вносит значимый вклад в развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Рассмотрим задачи обучения информатики в школе:

  • ознакомление школьников с основными свойствами информации;
  • формирование первоначальных представлений о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • формирование навыков сознательного использования основных мыслительных операций: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы, грамотно обращаться с информацией.

У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Этим тоже можно объяснить необходимость изучения основных понятий информатики в начальных классах.

Целесообразность изучения информатики в начальных классах подтверждается результатами обучения:

  • учащиеся знакомились с видами информационной деятельности;
  • получили навыки клавиатурного письма;
  • узнали о видах информационных объектов, сами создали проекты презентации, информационные объекты на разных программах;
  • у детей повышался уровень логического мышления;
  • увеличивалась скорость мыслительных операций.

Изучение информатики гарантирует реализацию межпредметных связей и преемственности со средней школой.

Уроки это своеобразная оболочка, которая должна наполняться содержанием основных уроков. Например, после изучения темы «Классификация» можно предложить задания на классификацию объектов на уроках русского языка, математики, окружающего мира и так далее на соответствующем программном материале. Этому же способствуют темы: «Признаки», «Множество и его элементы», «Истина», «Алгоритм», «Волшебная цепочка». Таким образом, один раз в неделю на уроке «Информатика» дается новый материал, который потом в течение недели закрепляется на всех остальных уроках и наоборот.

Результатом работы является развитие грамотной речи, умение детей слушать и слышать друг друга, проявление познавательных интересов, применение знаний на других уроках.

Известно, что если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт наталкивает на мысль применять новые информационные технологии на любом уроке. Правильное использование компьютера решает проблему дефицита подвижной наглядности, например, с помощью программы Power Point.

Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности [21, с.29].

Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.

Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время при проверке домашнего задания, также при организации фронтального опроса, и организации индивидуализации обучения.

Считаем полезным также использование информационных технологий в виде мультимедийные игры при устном счете, при умножении и делении, сложении и вычитании, также для развития внимания и памяти, воображения и мышления. Например, ведущий прием уроков на тему «Разные общие названия одного отдельного объекта», «Отличительные признаки разных объектов в группе» ситуация игры и поиска [17, с.167]. Из серии картинок учащиеся находят рисунки предметов одинаковых по одному признаку, но разных по другим признакам. Классифицируют их по группам или же объединяют их в одну группу. В итоге к нужному выводу дети приходят на основе наблюдений и сравнений, иногда и эксперимента.

Таким образом, использование информационных технологий и уроки информатики дают возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования.

Показано, что компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебно-познавательной деятельности в начальной школе. Сформулируем основные приемы, способствующие развитию мыслительной активности школьников на уроках информатики:

  • широкое применение игровых форм занятий;
  • высокая автономность работы ученика за компьютером;
  • активное использование мультимедийных средств;
  • создание дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.

 

 Сформулируем несколько основных принципов организации урока информатики для школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.

1. Использование преимущественно  игровых форм занятий, особенно  на начальном этапе обучения. Для детей 5-12 лет игра преобладает над другими видами деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детей естественны.

2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.

3. Высокая степень самостоятельности  выполнения детьми заданий за  компьютером. Автономная деятельность  повышает личную ответственность  ребенка, а самостоятельность принятия  решений в сочетании с их  положительными результатами дает  заряд позитивных эмоций, порождает  уверенность в себе и устойчивое  желание возобновлять работу, постепенно  переходя на более сложный  уровень заданий. Самостоятельная работа за компьютером - это основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой деятельности, к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.

4. Максимальное использование  мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют  обеспечить наилучшую, по сравнению  с другими техническими средствами  обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее  место в образовательных технологиях  начальной школы. Кроме того, средствам  мультимедиа отводится задача  обеспечения эффективной поддержки  игровых форм урока, активного  диалога «ученик-компьютер».

5. Создание обстановки  психологического комфорта на  уроке. Этому в значительной мере  способствуют простые и дружелюбные  интерфейсы современных обучающих  и развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных  ошибок, нередко многократно повторяют  задания сначала до положительного  результата, что делает даже самых  робких и застенчивых учеников  раскрепощенными и активными.

6. Всестороннее использование  знаний школьных предметов. Применение  на уроках информатики широкого  разнообразия обучающих и развивающих  программ позволяет эффективно  закреплять знания других школьных  дисциплин и пробуждать дополнительный  интерес к их изучению, укреплять  межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.

Перечисленные принципы организации уроков информатики в начальной школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Актуализация познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом информатики, а с использованием компьютерных технологий. Широкое использование компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные с информатикой шансы стать любимым детьми.

Информация о работе Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника