Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 15:27, реферат
Цель исследования: разработать теоретически обоснованную и экспериментально проверенную методику формирования интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности познавательного интереса.
3. Подобрать и апробировать методические приемы, направленные на формирование познавательного интереса младших школьников к чтению
4. Разработать методические рекомендации для учителя по формированию познавательного интереса к чтению у младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………...……………………………..6
1.1. Познавательный интерес….……………………………………6
1.2. Формирование личности ученика в процессе обучения…………..………………………………………..……….11
1.3. Познавательный интерес как фактор учебного процесса…..14
1.4. Педагогические условия формирования познавательного интереса……………………………………………………………..17
1.5. Значение литературы в развитии личности младшего школьника…………………………………………………………..25
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………….…………………28
2.1.Формирующий эксперимент…………………………………..28
2.1.1.Выявление уровня сформированности познавательного интереса…………………………………..28
2.1.2.Экспериментальная методика по формированию у учащихся интереса к чтению………….................................30
2.1.3. Результаты исследования…………………………….33
2.2. Рекомендации учителю по формированию познавательного
интереса учащихся к чтению……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…...…………………….……………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...…………………...…46
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Муниципальное
бюджетное образовательное
РЕФЕРАТ
Методические приемы
по формированию познавательного интереса
младших школьников к чтению в процессе обучения
Выполнила: учитель начальных классов
Киселёва Мария Викторовна
заявленная категория первая
ВВЕДЕНИЕ…………...………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………...……………………………..6
1.3. Познавательный интерес как фактор учебного процесса…..14
1.5. Значение литературы в развитии
личности младшего школьника………………………………………………………
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………….…………………28
2.1.Формирующий эксперимент…………………………………..28
2.1.1.Выявление уровня сформированности познавательного интереса…………………………………..28
2.1.2.Экспериментальная
методика по формированию у учащихся интереса
к чтению…………....................
2.1.3. Результаты исследования…………………………….33
2.2. Рекомендации учителю по формированию познавательного
интереса учащихся к чтению……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…...…………………….…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...…………………...…46
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательного интереса является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Проблема формирования познавательного интереса младших школьников возникла уже давно. Еще Я.А. Коменский в «Великой дидактике» [11] уделял этому вопросу большое внимание. Этой проблемой занимались такие выдающиеся ученые как Н. И. Пирогов, И. Н. Новиков, Н. А. Данилов, Я. Лернер [9,14, 19] и многие другие.
И в настоящее время этот вопрос не потерял своего актуального звучания. Для продуктивной успешной деятельности на уроке необходима активность учащихся, основанная на познавательном интересе.
Проблема исследования: учеными обнаружена пассивность учащихся в учебном процессе. Средние показатели пассивности колеблются между 10-12%, максимальные превышают 50% времени урока, достигая в экстремальных случаях 100%. Значительной разницы по учебным предметам не наблюдалось. При сравнении девочек и мальчиков, более пассивными оказались мальчики. [27, с. 76]
Проблема активизации познавате
Возможно, своей пассивностью на уроках, инертностью, иждивенчеством дети защищают свой организм от чрезмерных нагрузок, внезапно обрушившихся на них с поступлением в школу. И это своеобразный плюс. Меньше нагрузка на нервную систему, нет тревожности, меньше и учебная нагрузка. Но каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.
Исследуя данную проблему в своем классе, автор данной работы предположила что, учить надо так, чтобы полученное знание возбуждало интерес к дальнейшему обучению. Необходима хорошо продуманная система активизации учеников в учебном процессе. Особенно важно это в начальных классах, так как, ввиду сравнительно низкого уровня развития волевых качеств младшего школьника, нельзя ожидать, чтобы он всегда сознательно, путем волевых усилий максимально напрягал свои силы и стремился проявлять свои способности. Его произвольную деятельность необходимо поддерживать непроизвольной деятельностью.
Автором данной работы был проанализирован процесс обучения учащихся и сделано предположение о необходимости формирования познавательного интереса учащихся и, прежде всего, к чтению, так как овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования: комплекс методических средств, взаимодействие которых обеспечивает формирование познавательного интереса младших школьников к чтению в процессе обучения.
Цель исследования: разработать теоретически обоснованную и экспериментально проверенную методику формирования интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические
методики по выявлению уровня
сформированности
3. Подобрать и апробировать методические приемы, направленные на формирование познавательного интереса младших школьников к чтению
4. Разработать методические рекомендации для учителя по формированию познавательного интереса к чтению у младших школьников.
Гипотеза данного исследования основывается на предположении, что целенаправленная работа учителя по формированию познавательного интереса учащихся к чтению способствует активизации учащихся и стимулирует умственное развитие.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №53 города Ижевска, учащиеся 2В класса.
Методы исследования: эмпирические: анкетирование, наблюдение,
теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает учителю достаточно эффективную методику по формирования у младших школьников интереса к чтению.
I. ТОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Познавательный интерес
Сила познавательного интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус...» [1, 83c]. Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и др. Под влиянием интереса познание принимает личностный смысл. Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности.
Познавательный интерес – важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.
Познавательный интерес
Интерес – это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес – это единство познавательных, эмоциональных и волевых сфер психики человека. Сложностью и значимостью этого явления можно объяснить, что категория интереса рассматривается в философии, социологии, психологии, физиологии, педагогике, частных методиках. В каждой из этих областей наук проблеме интереса посвящено большое число работ.
Установлено, что интерес является одной из форм общественной направленности личности. Через интерес человек выражает идеологию, взгляды, настроения, эмоциональные реакции. Под сильным влиянием интересов находится предметная деятельность людей. Словом, интерес имеет огромное значение в развитии общества.
Проблема интереса нашла свое отражение в исследованиях высшей нервной деятельности человека. И.П. Павлов доказал, что физиологической основой возникновения интереса является ориентировочный исследовательский рефлекс - рефлекс «Что такое?» По мнению великого физиолога, такой рефлекс является одним из фундаментальных. Следовательно, интерес представляет большую ценность и для самой личности, ибо он приближает к человеку объективный мир, делает последний необходимым, ценным для его (человека) существования и развития. Отсюда вытекает необходимость развития интересов у людей различных социальных и возрастных групп, что переходит в область психолого-педагогических наук. Естественно, для общества не безразлично, какие интересы будут формироваться у подрастающего поколения. Ему необходимо, чтобы эти интересы были социально-полезными. Поэтому важна не только констатация интересов детей в связи с их возрастной периодизацией, но и выявление и разработка условий формирования и развития интересов.
Проблеме формирования интереса уделил внимание Я.А. Коменский. В «Великой дидактике» [11] он советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию» [11, т. 1. - с. 242]. Огромную роль интересу придавал Ж.Ж. Руссо: «Непосредственный интерес – вот великий двигатель – единственный, который ведет верно и далеко». [31]
В России в поисках иных путей усвоения знаний, к решению проблемы интереса подошли Н.Ф. Бунаков, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов и др.[19]. Но наиболее обстоятельно в контексте своей педагогической теории рассматривал проблему интереса К. Д. Ушинский [26]. Интерес, по его мнению, связан с потребностью личности и является ее качественной характеристикой. Для развития интереса важно использовать природное любопытство ребенка, которое должно перерастать в любознательность. Он увидел и психологические основы интереса, связав его с вниманием. При этом, отдавая должное развитию произвольного внимания, указывая, что нельзя отбрасывать и непроизвольное внимание, в развитии интереса в ребенке он видит путь к развитию в нем стремления к самообразованию. К.Д. Ушинский убедительно показал, что интерес обеспечивает умственное и нравственное становление личности.
Л.Н. Толстой при всей противоречивости его взглядов обогатил теорию интереса обращением к индивидуальности духовного мира ребенка, к созданию условий для ее самораскрытия, самовыражения.
Еще в начале 20 века, методисты-естественники убедительно показали, что весь процесс обучения должен быть в максимально возможной степени исследовательским, тогда ребенок в этом процессе будет поставлен в ситуацию субъекта деятельности. Так был разработан исследовательский метод, который активно влиял на развитие интересов к учению.
В послереволюционный период проблему формирования интереса к учению исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, С.Л. Рубинштейн, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская Д.Б. Эльконин, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, К.П. Ягодовский, Д.И. Трайтал, С.П. Баранов, и другие. Из общей проблемы интереса был выделен «познавательный интерес». [6, 13, 28, 29]. Исследовались разные стороны и подходы к решению проблемы познавательных интересов. Л.С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев [2, 21] познавательный интерес связывают с удовлетворением потребности в знаниях. По их мнению, интерес возникает на основе потребностей, но не сводится к ним. Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, В.А. Сухомлинский и другие [5, 6, 12], указывают, что под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится более продуктивной. И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова [18] отводят познавательным интересам огромную роль в развитии самостоятельной познавательной деятельности. По мнению И.Я. Лернера, М.И. Махмутова [14, 15] стремление развить у детей познавательный интерес способствует росту творческого мастерства учителя. М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков [9, 10, 23] указали, что развитию устойчивых познавательных интересов способствуют такие формы обучения как читательские конференции, школьные олимпиады, конкурсы. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов [8, 30] доказали, что познавательные интересы не могут возникнуть иначе, как только в деятельности. В свою очередь познавательный интерес является мотивом, стимулом умственной деятельности, а Г.И. Щукина считает, что не только умственной, но всякой деятельности: «интерес – важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности» [28 с.19]. Можно также считать установленным, что интерес к познавательной деятельности резко снижает утомляемость школьников.