Методические приемы по формированию познавательного интереса младших школьников к чтению в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 15:27, реферат

Краткое описание

Цель исследования: разработать теоретически обоснованную и экспериментально проверенную методику формирования интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности познавательного интереса.
3. Подобрать и апробировать методические приемы, направленные на формирование познавательного интереса младших школьников к чтению
4. Разработать методические рекомендации для учителя по формированию познавательного интереса к чтению у младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………...……………………………..6
1.1. Познавательный интерес….……………………………………6
1.2. Формирование личности ученика в процессе обучения…………..………………………………………..……….11
1.3. Познавательный интерес как фактор учебного процесса…..14
1.4. Педагогические условия формирования познавательного интереса……………………………………………………………..17
1.5. Значение литературы в развитии личности младшего школьника…………………………………………………………..25
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………….…………………28
2.1.Формирующий эксперимент…………………………………..28
2.1.1.Выявление уровня сформированности познавательного интереса…………………………………..28
2.1.2.Экспериментальная методика по формированию у учащихся интереса к чтению………….................................30
2.1.3. Результаты исследования…………………………….33
2.2. Рекомендации учителю по формированию познавательного
интереса учащихся к чтению……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…...…………………….……………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...…………………...…46

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова [5, 6, 16, 28] считают, что познавательный интерес имеет «поисковый» характер. Инициатива поиска и самостоятельность в добывании знаний, выдвижение и постановка познавательных задач являются самыми характерными проявлениями познавательного интереса.

Познавательный интерес является важнейшим видом интереса вообще. Поэтому он характеризуется всеми особенностями интереса как психологического образования и в то же время он отличается своей областью и направленностью.

Определение понятия «интерес»  впервые попытался дать И. Кант [31]. По его мнению, интерес – это то, что делает «разум практическим, причиной, определяющей волю». Кант в основу определения интереса кладет чистый разум, но считает интерес постоянным фактором. Кант не дал определения познавательного интереса, но был близок к этому, т.к. среди видов деятельности выделил познавательную деятельность.

В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного  интереса Г.И. Щукиной. По ее мнению, это  «...избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к  ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» [1 с.11]. В своем исследовании мы и исходим из этого определения. Мы также ориентируемся на характеристики познавательного интереса о том, что он направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и способ получения этих знаний. Познавательный интерес может достигнуть такого развития, когда не довольствуется прямым расширением знаний об интересующем предмете, а вызывает стремление переработки этих знаний, поиска существенных связей и отношений внутри этих знаний.

Таким образом, познавательный интерес  – это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает  наиболее благоприятные условия  для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.

Возникновение интереса могут вызывать различные мотивы:

- положительное эмоциональное  отношение к объекту своей  деятельности;

- личный пример учителя, его  высокая научно-теоретическая и  психолого-педагогическая подготовка;

- осознание личной значимости приобретенных знаний;

- осознание общественной значимости  приобретенных знаний;

- стремление познать всевозможные  связи и отношения реального  мира.

Считается, что в младшем школьном возрасте интерес вряд ли разовьется до потребности. Но установлено, что уже в этом возрасте формируется интерес к учебным предметам, выявляются наклонности к различным областям знаний, к видам практической деятельности, развиваются нравственные и познавательные стремления. Кроме того, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к знаниям, деятельности. Выше сказанное позволяет говорить о достаточной многосторонности интересов детей 7-10 лет.

1.2. Формирование личности ученика в процессе обучения

 

Обучение в школе – необходимый этап подготовки человека к жизни, к полезной деятельности в обществе. Это сложный процесс формирования личности, обеспечивающий ее образование, развитие, воспитание.

Развитие человека – это процесс прогрессивных последовательных изменений, которые характеризуются переходом от низших форм к высшим формам и уровням всей жизнедеятельности человека.

Процесс развития ребенка многозначен, динамичен. В этом процессе значительна  роль воспитания и обучения, как  организованных процессов, реализующих  цели, поставленные перед ними обществом. В специально организованных, целенаправленных процессах воспитания и обучения происходит образование молодого поколения, вооружение его знаниями, умениями, навыками, воспитание мировоззрения, убеждений, многообразных отношений к обществу, труду, людям, науке, искусству.

В педагогической трактовке термин «формирование» углубляет феномен  развитие, которое, как известно, детерминировано  обстоятельствами жизни человека, его  деятельностью, целенаправленными  процессами воспитания и обучения. В отличие от целенаправленного, организованного процесса воспитания формирование включает в себя еще и множество внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов, стихийно влияющих на личность. Формирование – это не только результат развития личности, но и процесс ее становления.

Важнейшая основа развития человека, становления его как личности – деятельность.

Условиями благоприятного протекания деятельности и положительного ее влияния  на личность ребенка являются:

1. Максимальное использование не только объективных возможностей деятельности, но и всестороннее обеспечение в ней субъективных начал. Особо значимыми в них являются: обеспеченность мотивации, как всей деятельности, так и отдельных предметных действий школьника; взаимосвязь мотивов и способов деятельности; закрепление успехов в совершаемых действиях и в результатах деятельности в целом.

2. Постепенное усложнение деятельности, ее содержания, задач, мотивов,  операционной стороны.

3. Всемерное развитие в деятельности  активности и самостоятельности самого ребенка.

Различные виды деятельности, в которые  включается школьник и где происходит процесс его развития – это  единый комплекс необходимых социальных основ, в котором формируется  активная личность.

В школьном возрасте ведущей деятельностью является учение. Его главная функция – систематическое овладение знаниями, умениями и навыками.

Формирование личности в учебном процессе сопряжено c развитием  всех познавательных процессов школьника, в первую очередь его мышления, что достигается подведением учащихся к более сложным уровням обобщения, к овладению их многообразными логическими операциями, к переводу их c формальнологических форм мышления к мышлению диалектическому. Речевое развитие школьника в учебном процессе также совершается под целенаправленным влиянием развивающей функции. Обогащение словарного запаса, терминологического научного состава, структуры речевых форм, усложнение семантических и коммуникативнык функций речи, ее экспрессивности происходит неуклонно и непрерывно благодаря движению познания в различных областях научных знаний, благодаря специальным упражнениям и творческим задачам, которые встают на пути учения.

B учебном процессе  происходит развитие сенсорной  и двигатeльной сферы школьника  в единстве c другими процессами и при совершении oсобых практических действий.

Интеллектуальное, волевое, эмоциональное развитие учащихся в  учебном процессе в прямом смысле находится в зависимости от характера  той деятельности, которая организуется в познавательных целях. B сложнoй  деятельности, требующей поиска различных пyтей решения, выхода из необычной, сложной ситуации, требующей игры воображения, активного использования прежнeго опыта в целях создания нoвых решений, в деятельности, завершающейся успехом, развитие происходит интенсивней, радостней для самого ученика.

В учебном процессе реализуется  единство всех компонентов учебного процесса: целей, содержания, методов  и организации обучения, и единство социального, психологического и педагогического, и единство функций обучения –  от этого зависит практическое применение комплексного подхода к обучению.

 

 

1.3 Познавательный интерес как фактор учебного процесса

 

Познавательный интерес  нужно признать одним из самых  значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо, как  на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Попытаемся разобраться в этом.

В познавательном интересе, как в своеобразной клетке развития, находит свое выражение ряд значительных для обучения и развития моментов.

1. B познавательном интересе выражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности.

Любой учебный предмет  и даже познавательная задача имеют  объективные интересные свойства, заключенные  в новых фактах, неизвестных явлениях, в связях и закономерностях, заставляющих по-иному рассматривать мир. При этом, поскольку каждый предмет имеет своеобразие, все содержание обучения выступает перед учащимися очень разносторонне, разнообразно и привлекательно.

В математике они видят логическую стройность, системность, упорядоченность связей и процессов, в зоологии – многообразие животного мира, история раскрывает перед ними сложные проблемы человечества, его истоки и этапы развития, литература обнажает глубокие отношения людей, заставляет размышлять над миропониманием, вопросами самопознания и т. д.

Однако все объективно интересные явления окружающего  мира, заключенные и обобщенные в  знаниях, находят своё выражение  в познавательном интересе только тогда, когда приобретут для ученика субъективную значимость. Так как в сознании школьника мир отражается не фотографически, его отражение в одно и то же время несет и функцию отношения, поскольку происходит оно на основе имеющихся знаний, накопленного познавательного социального, нравственного и индивидуального опыта. Накопленный индивидуальный опыт, уровень знaний, умений, которыми располагает школьник, широкая сфера общения c предметами и явлениями окружающего мира посредством впечатлений и средств массовых коммуникаций, а главное, общение с людьми, которые активно влияют на его стремления и интересы, позволяют из ряда объективно интересных учебных предметов в школе выделить те, что представляют именно для него oсобую ценность, «личностную значимость» [13]. Этот процесс превращения объективно интересного в личностно значимое и составляет главное в становлении интереса школьника к учению.

2. Другой важной стороной  ценности познавательного интереса для процесса обучения, вытекающей из сказанного, является то, чтo в нем наиболее ощутимо проявляется закономерность перехода внешнего во внyтpеннее, что составляет суть развивающего обучения.

K сожалению, еще и сейчас бывает  так, что учитель проявляет  главную заботу о том, чтобы  придать привлекательный характер  своей методике обучения (расцветить изложение удачными сравнениями, отобрать эффектные технические средства, наглядность). Но за всем этим он забывает о главном: о том, что все его средства, на отбор и изготовление которых он затратил так много сил и времени, не затронут внутренних струн познавательной деятельности ученика.

Именно познавательный интерес является своеобразной лакмусовой бумагой, на которой можно проверить и ощутить влияние всех затраченных в учебном пpоцессе средств. По тому, что взволновало учащихся, а что оставило их равнодушными, по тому, как выполнялось задание, c каким приложением личных сил и индивидуального рвения проделана предложенная рабoта, по эмоциональному и интеллектуальному настрою деятельности ученика можно судить о возможностях положительного воздействия на них учебного процесса.

3. Еще одна сторона  ценности познавательного интереса  в процессе обучения связана  с психологической структурой  самого феномена.

Анализ психологической структуры  познавательного интереса привел советских  психологов [13, 21] к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряжённое с потребностями, в котором в слитном, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

Познание невозможно без активной мысли, поэтому наиболее значительными для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые как бы вбирают в себя эмоциональные процессы, переживания, не оставляют места холодной рассудочности. Вместе с тем в познавательном интересе мысль ищет выхода из затруднения, она не имеет созерцательного характера, она активна, она устремлена на решение познавательных задач, она слита с волевыми процессами. B познавательном интересе находит свое выражение «мысль-воля, мысль-участие, мысль-переживание» [21], и это представляет для учебного процесса большую ценность.

Рассматривая весь учебный  процесс как единство внешнего внyтреннего, учитель должен быть озабочен тем, чтобы возбуждать у учащихся столь значительные для познания процессы, как мысли–эмоции–волю, и все они в оргаагическом сцеплении и составляют основу познавательного интереса.

4. Утверждая ценность  познавательного интереса как  фактора процесса обучения, следует  обратить внимание и на то, что под его влиянием активизируются не только указанные процессы, он активизирует всю познавателвную деятельность, в цeлом психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.

Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивней работает воображеине. Именно интерес движет поиском, догадкой.

Под влиянием познавательного  интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Ее энергетические ресурсы, питаемые познавательным интересом, содействуют более длительномy и интенсивному протеканию, а успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес.

Таким образом, внутренняя сторона  учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника.

1.4. Педагогические условия формирования познавательного интереса

 

Если говорить об общих  требованиях развивающего обучения, на протекание которого предельно ясно реагирует познавательный интерес, то, опираясь на многовековой опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить о тех главных условиях, соблюдение  которых способствует и укреплению познавательного интереса:

Информация о работе Методические приемы по формированию познавательного интереса младших школьников к чтению в процессе обучения