Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 15:27, реферат
Цель исследования: разработать теоретически обоснованную и экспериментально проверенную методику формирования интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности познавательного интереса.
3. Подобрать и апробировать методические приемы, направленные на формирование познавательного интереса младших школьников к чтению
4. Разработать методические рекомендации для учителя по формированию познавательного интереса к чтению у младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………...……………………………..6
1.1. Познавательный интерес….……………………………………6
1.2. Формирование личности ученика в процессе обучения…………..………………………………………..……….11
1.3. Познавательный интерес как фактор учебного процесса…..14
1.4. Педагогические условия формирования познавательного интереса……………………………………………………………..17
1.5. Значение литературы в развитии личности младшего школьника…………………………………………………………..25
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………….…………………28
2.1.Формирующий эксперимент…………………………………..28
2.1.1.Выявление уровня сформированности познавательного интереса…………………………………..28
2.1.2.Экспериментальная методика по формированию у учащихся интереса к чтению………….................................30
2.1.3. Результаты исследования…………………………….33
2.2. Рекомендации учителю по формированию познавательного
интереса учащихся к чтению……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…...…………………….……………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...…………………...…46
в) понимание прочитанного.
Организация чтения учащимися тесно связана с процессом обучения и занимает видное место в развитии личности ребенка.
Основоположник дидактики Я. А. Коменский советовал человеку, стремящемуся «к учености» ценить книги выше золота, так как они несут свет мудрости, являются связующим звеном между поколениями людей, поднимают общество из дикости и невежества. «…Светом был бы озарён любой народ во всей своей массе, если бы он в достаточной мере был обеспечен хорошими книгами». [11]
Коменский призывал читать книги, «полные вещей, а не слов». [11]
Важно, чтобы в процессе чтения у детей развивались умения мыслить и распоряжаться приобретенными знаниями. Очевидно, что в неразрывном единстве с расширением и углублением знаний совершенствуются познавательные способности детей. В самом деле, чтение научно-популярной книги требует от ученика сложной продуктивной деятельности. Научный стиль изложения изменяет процесс усвоения информации: знания становятся результатом сложных мыслительных действий, размышлений, переосмысления ранее приобретённых знаний.
Читая книги, ребенок следит за ходом мысли автора, рассуждает вместе с ним, усваивает его способы исследовать проблему, доказывать и объяснять её. Чтение выступает как продуктивный исследовательский процесс, способный приводить к новым знаниям, к новым потребностям в этих знаниях. При чтении литературы приобретённые учащимися новые знания возбуждают пытливость, интерес к дальнейшему чтению, следовательно, выступают как метод для получения новых знаний. Учащиеся приходят к самостоятельным выводам, что важно для выработки мировоззренческих убеждений. Таким образом, работа с литературой отличается большой вариативностью способов умственных действий, а это, в свою очередь, является двигателем творческого мышления.
Первоначальным стимулом того, что ребёнок начинает читать является его любопытство и любознательность. В дальнейшем по мере удовлетворения любопытства идёт становление, развитие и укрепление познавательного интереса. Наличие интереса является важнейшей качественной характеристикой личности и серьёзным стимулом к самообразованию. Велико значение чтение литературы в духовном развитии ребёнка.
В процессе работы с литературным произведением у учащихся совершенствуется культура чтения. Культура чтения – это процесс творческий. Он связан с навыком правильного чтения. Качественные характеристики правильного чтения С. И. Поварнин [20] сформулировал следующим образом:
1. сосредотачиваться на том, что читаешь;
2. «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;
3. «охватывать мысль» автора
вполне ясно и отчетливо: это
помогает ясности и
4. мыслить последовательно и осторожно – целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни;
5. воображать ярко и отчетливо, как бы переживая, то , что читаешь, - дар, о важности которого многие не подозревают.
Культура чтения предусматривает формирование гностических, конструктивных, коммуникативных умений.
Гностические умения включают в себя способность выделить главное, существенное, характерное и отбрасывать мелочи. Конструктивные умения – это краткие знания прочитанного в целом, выписки отдельных высказываний, метких выражений. Коммуникативные умения – это умение формулировать вопросы к прочитанному, строить логически законченные сообщения, высказывать своё отношение к прочитанному, применять полученную информацию. Творческие приёмы автора в различных ситуациях общения (бытовых, на уроках, в дискуссиях).
Велико значение литературы в развитии речи, её специфики, богатства, чёткости, выразительности.
Прочитанная книга может вызывать стремление заняться практическим делом.
Таким образом, уроки литературного чтения в учебном процессе являются важным средством реализации развивающего обучения.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Формирующий эксперимент
Автором данной работы было проведено исследование состояния учебной активности младших школьников. Данное исследование проводилось на базе 2В класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» города Ижевска в период с октября 2010 года по февраль 2012 года. В исследовании было задействовано 9 учеников.
2.1.1.Выявление уровня сформированности познавательного интереса
Цель исследования: проследить насколько в процессе обучения у учеников развиты желание и умение работать, умение самостоятельно осваивать знания, способность напрягать свои силы во имя достижения поставленной цели, приносить пользу своей активной деятельностью.
В результате наблюдения за деятельностью учеников было выявлено, что наибольший интерес для них представляет работа, требующая оптимального умственного напряжения. Выполнение поставленной задачи дает учащимся ощущение успеха и вызывает желание дальнейшей деятельности. Неуспешное выполнение задания – негативно сказывается на самочувствии школьников.
В период октябрь – ноябрь 2010 года было проведено целенаправленное наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в каждую минуту урока. Обработкой и анализом данного наблюдения удалось выявить так называемую открытую пассивность учащихся, т. е. ситуацию, когда ученик «открыто» не принимает участия в учебной работе (разговаривает, перелистывает книгу, смотрит в окно, балуется).
Пассивность наблюдалась больше всего на этапах проверки, закрепления и повторения изученного.
При обработке полученных данных выявилась закономерная связь учебной активности учащихся с используемыми на уроках средствами и методами обучения.
На уроках, где открытая пассивность была велика, проведение урока было также однообразное. Работа была направлена на нагрузку слухового аппарата, самостоятельная поисковая работа давалась в среднем лишь на 7-10 минут, притом преимущественно с основательным предварительным разбором задания.
Наибольшая активность учащихся была обнаружена, когда им были предложены задания поискового характера, при работе с творческими заданиями, когда на занятиях применялась игра или присутствовал соревновательный элемент, использование на уроках занимательных материалов – загадок, кроссвордов, пословиц, поговорок. Способствовало активизации учащихся чередование видов и приемов работы учителя: использование наглядности, физкультурные минутки, зрительная гимнастика, поддержание позитивных эмоций, постановка какой-либо проблемной задачи, ситуации.
На основе проведенного анкетирования (Приложение I) было выявлено, что 77,7% учащимся нравится учиться в школе и узнавать что-то новое на уроках, но в тоже время узнавать новое самостоятельно стремятся лишь 88,8% респондентов.
55,5% - никогда не просят пояснить неясную для них информацию, а 33,3 % лишь иногда обращаются к помощи учителя.
55,5% учащихся за разъяснением непонятой информации обращаются за помощью к родителям, а 44,4% редко обращаются даже к родителям.
Исходя из анкетных данных, мы можем сделать вывод, что у большинства учащихся недостаточно сформирован познавательный интерес. При чтении литературных сказок предлагаю учащимся 1) нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению; 2) вылепить героя из пластилина; 3) разыграть сценку; 4) сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами; 5) подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку; 6) подобрать пословицы и поговорки по различным темам;
Детям очень нравится рисовать иллюстрацию к прочитанным любимым рассказам, выполнять иллюстрации под музыку. Использования на уроке игры видно, что детям интересно. Очень важно создать условия успеха.
В качестве эксперимента детям было дано домашним заданием – самостоятельно найти и прочитать любой рассказ о дружбе. Установка на задание звучала так: «Послезавтра у нас будет урок, посвящённый дружбе. Ваша задача найти любой понравившийся рассказ и рассказать о нем».
7 из 9 учащихся нашли понравившийся рассказ о дружбе и некоторые нарисовали рисунок к нему, 1 (12,5%) –забыли. Из 7 (87,5%) принёсших материал,4 (50%) были готовы отвечать: рассказывали очень хорошо, и подробно с использованием своих рисунков; 3 (37,5%)- знали содержания, но отвечали без интереса, по необходимости - лишь потому, что было необходимо отвечать, 1(12,5%) учащийся принес книгу с интересными рассказами о дружбе, но не знали его содержания принес из-за боязни получения плохой оценки за ненайденный материл.
В ходе беседы после урока было выявлено, что 4 (50%) учащиеся искали материал сами, причем 2 (25%) ребёнка взяли материал в библиотеке, 2 (25%)- обратился за помощью к родителям.
Исходя из приведенных выше данных, можно сделать вывод, что многие дети делают задания не в силу познавательного интереса, а из-за боязни учительского порицания. В то же время следует отметить, что у некоторых учащихся развиты навыки самостоятельной работы.
2.1.2. Экспериментальная методика по формированию у учащихся познавательного интереса к чтению
При формировании познавательного интереса к чтению экспериментальное исследование опиралось на следующие ведущие положения активизации детского чтения:
-чтение представляет собой вид познавательной деятельности, который направлен па самообразование, развитие и воспитание учащихся;
-активизация чтения учащимися литературы предусматривает методические приемы, обеспечивающие условия для развития познавательного интереса, выработку умений самостоятельной работы с книгой, применение на практике знаний.
Экспериментальная методика включала:
1. Выбор учебных тем, который
определялся наличием
2. Охват разных форм организации учебной деятельности учащихся.
3. Преднамеренное включение в учебный процесс методических приемов, обеспечивающих стремление ребенка к чтению книг.
4. Использование в качестве
При выборе литературы для дополнительного чтения учитывались следующие факторы:
– связь с содержанием программы по литературному чтению, что обеспечивало возможность оперировать дополнительной информацией непосредственно на уроках;
- возможности использования
- показ практического использования данной информации человеком;
- возможности применения этих сведений в непосредственной практической деятельности ребенка;
- доступность изложения научных сведений и языка произведений данному возрасту учащихся.
Сущностной характеристикой моей методики является, побуждение детей к деятельности, направленной на овладение новыми умениями, и реализация ее в школьной практике посредством специальных приемов, несущих в себе противоречие, проблему, ставящих ребенка в позицию субъекта деятельности. Последние вызывают в ученике активный поиск решения проблем, удовлетворения возникшего интереса в нашем конкретном случаев чтении разнообразной литературы.
Поэтому я направила свои усилия на разработку методических приемов, которые бы и вызывали такой интерес. В данном исследовании далее предложены такие приемы, дана их характеристика. Они включены в общеизвестные методические рекомендации к разным формам организации учебного процесса по чтению. Тем самым определены методические условия формирования у младших школьников интереса к чтению разнообразной литературы.
Эффективность предложенной методики доказывалась применением ряда критериев:
- задаваемость вопросов в связи с прочитанным;
- повышенный интерес к знаниям, стремление узнать больше, чем определено рамками урока;
- самостоятельная поисковая активность учащихся;
- эмоциональные проявления в познавательном интересе.
Было проведено родительское собрание, где прозвучало обращение-просьба к родителям помочь детям в подборе материала. Видя заинтересованность взрослых, интерес детей еще больше возрос. Если вначале дети предлагали на обозрение учителю лишь рассказы и стихи, то, по мере роста интереса, были предложены песни и сценки. Дети с активностью включились в репетиции, причем, их не надо было просить оставаться на репетицию, они оставались добровольно. И заключительный концерт удался на славу. Не было ни одного незаинтересованного ребенка. Когда же на уроке литературного чтения проходили материал о дружбе, то учащимися было рассказано столько дополнительной информации, что учительница очень удивилась. Даже обычно тихие, старающиеся быть незаметными на уроках дети, на данном уроке были активны. Так подтвердилась гипотеза нашего исследования, что целенаправленная работа учителя по формированию познавательного интереса учащихся к чтению способствует активизации учащихся и стимулирует умственное развитие.