Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 15:27, реферат
Цель исследования: разработать теоретически обоснованную и экспериментально проверенную методику формирования интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности познавательного интереса.
3. Подобрать и апробировать методические приемы, направленные на формирование познавательного интереса младших школьников к чтению
4. Разработать методические рекомендации для учителя по формированию познавательного интереса к чтению у младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………...……………………………..6
1.1. Познавательный интерес….……………………………………6
1.2. Формирование личности ученика в процессе обучения…………..………………………………………..……….11
1.3. Познавательный интерес как фактор учебного процесса…..14
1.4. Педагогические условия формирования познавательного интереса……………………………………………………………..17
1.5. Значение литературы в развитии личности младшего школьника…………………………………………………………..25
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………….…………………28
2.1.Формирующий эксперимент…………………………………..28
2.1.1.Выявление уровня сформированности познавательного интереса…………………………………..28
2.1.2.Экспериментальная методика по формированию у учащихся интереса к чтению………….................................30
2.1.3. Результаты исследования…………………………….33
2.2. Рекомендации учителю по формированию познавательного
интереса учащихся к чтению……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…...…………………….……………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...…………………...…46
2. 1. 3. Результаты исследования
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
1. В результате наблюдения за деятельностью учеников было выявлено, что наибольший интерес для них представляет работа, требующая оптимального умственного напряжения. Выполнение поставленной задачи дает учащимся ощущение успеха и вызывает желание дальнейшей деятельности. Неуспешное выполнение задания – негативно сказывается на самочувствии школьников.
2. Пассивность наблюдалась
3. При обработке полученных
На уроках, где открытая пассивность была велика, проведение урока было также однообразное. Работа была направлена на нагрузку слухового аппарата, самостоятельная поисковая работа давалась в среднем лишь на 7-10 минут, притом преимущественно с основательным предварительным разбором задания.
4. Наибольшая активность
5. Большинству учащимся нравится учиться в школе и узнавать что-то новое на уроках. Но в тоже время узнавать новое самостоятельно стремятся лишь некоторые детей.
6. Многие дети делают задания не в силу познавательного интереса, а из-за боязни учительского порицания.
7. Чтение разнообразной литературы оказывает огромное развивающее воздействие на читателя, обогащая его эрудицию, совершенствуя познавательные способности, развивая познавательный интерес, практические умения и навыки.
8. Развивающее воздействие
9. Разработанная нами методика развития у младших школьников интереса к чтению проверена в эксперименте. Ее эффективность и доступность подтверждена статистическими данными.
10. В результате эксперимента подтвердилась гипотеза нашего исследования, что целенаправленная работа учителя по формированию познавательного интереса учащихся к чтению способствует активизации учащихся и стимулирует их умственное развитие.
2.2. Рекомендации учителю по формированию познавательного интереса учащихся к чтению
Учитывая все выше сказанное, мы задались целью разработать такие приемы, которые бы затрагивали психические функции ребенка. Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам установить, что активность в самообразовательной деятельности у учащихся возрастает при возникновении такого психического состояния, когда ученик оказывается перед необходимостью разрешения возникшего познавательного интереса. Познавательный интерес зарождается при наличии противоречий, проблемных ситуаций, которые могут возникать стихийно или создаваться преднамеренно. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие противоречия, которые, мы полагаем, и могут вызвать активизацию познавательной деятельности:
- между имеющимися знаниями
и потребностями в новой
- между ограниченными
- между желанием, стремлением к
овладению практическими
- между наличием тенденции к
утверждению субъектной
Словом, в основе этих приемов должен лежать с одной стороны возникающий, с другой – удовлетворенный интерес, что и является движущей силой развития последнего. Другое важное требование для этих приемов – возможность использования их для преднамеренного создания перед детьми проблемных ситуаций, ибо последние оказываются более эффективными, чем стихийно возникающие.
Мы предположили, что такими приемами могут быть следующие:
–самостоятельная работа учащихся;
–элементы самоконтроля;
–проблемное обучение;
–творческие задания
Приемами, поддерживающими
– обеспечение чередования разных методов, видов и приемов учебной работы;
–правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе;
- физкультурные минуты отдыха на уроке;
- упражнения работы
– поддерживание позитивных эмоций;
- применение игры и
В начальных классах для активизации мышления детей необходимо стимулирование их воображения и творчества. Применение различных форм занимательности, когда она «связана с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающими у младших школьников ориентировочные действия», то есть когда она выполняет роль стимулирующего средства.
Для всех приемов должно быть характерно то, что искусственно создаваемые внешние воздействия, находят благоприятную основу во внутреннем интеллектуальном мире ребенка, вызывают возникновение ориентировочного рефлекса «что это такое?», «что это означает?», «что дальше?» и т.п., а вслед за ним и интерес к получению дальнейших знаний. При систематическом их применении они закрепляют и совершенствуют познавательный интерес учащихся.
Приемы педагогической деятельности для формирования у учащихся познавательного интереса:
1. Формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и художественной литературы:
а) Приемы привлечения внимания ребёнка к книге:
- прямое задание читать ту или иную книгу,
- рекомендательные списки книг,
- выставки книг,
- читательские конференции,
- беседы о книгах,
- выступления старшеклассников перед младшими школьниками,
- викторины и олимпиады,
- вечера занимательной книги,
- сочетание рекомендации читать ту или иную книгу с дополнительным заданием: составить план, выписать цитаты о том-то, выписать непонятные слова, пояснить текст рисунком и т.д.
- использование на уроках занимательных материалов – загадок, кроссвордов, игр, пословиц, поговорок, как условие ознакомления детей с этим типом научно-популярных произведений,
- написание сочинений,
- подготовка к урокам чтения, природоведения докладов, сообщений.
б) Создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся самостоятельно находить ответ в книгах, расспрашивать родственников, знакомых.
Приемы:
- работа с названием книги, выявление в ней загадочности, проблемы,
- чтение эпиграфа и попытка через него определить основное содержание книги с последующим сравнением того, о чем прочитали, с тем, что предложили по эпиграфу,
- сообщение интересных сведений об авторе, в связи с изучением обязательного учебного материала при работе с учебником,
- ведение наблюдений в природе, постановке опытов,
- побуждение детей к постановке вопросов, которые учитель сознательно оставляет без ответа, а предлагает обратиться к поиску ответа в той или иной научно-популярной книге,
- чтение отрывков из научно-популярных и научно-художественных книг, при этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте,
- организация такой практической деятельности детей, для успешного осуществления которой необходимо обращение к научно-популярной литературе, применение различных форм занимательности.
в) Ведущие положения активизации внеклассного детского чтения,
г) Использование научно-художественной и научно-популярной литературы на уроках литературного чтения, на занятиях по изучению окружающего мира, краеведения, внеклассного чтения:
- беседы о содержании
- чтение учителем на уроке научно-художественной сказки, стихов, отрывков из научно-популярных книг,
- рассказы детей, что они
- сочинения о природе, основанные на материале научно-популярной, научно-художественной литературы или как подведение итога по какой-либо теме,
- коллективное чтение научно-
- коллективное составление рассказа учащимися по материалам научно-популярной литературы, доклады, рассуждения, внеклассное чтение,
- классный час, посвященный
- игровые приемы в виде
-обсуждение, оценка отдельных произведений
и фрагментов из научно-
- включение чтения научно-
- ведение дневников или
- составление библиографических
списков научно-популярных и
- беседа (дискуссия) по материалам научно-популярных книг.
- использование научно-
- внеклассное воспитательное
- выставки научно-популярных и научно-художественных книг,
- игра «Экскурсовод» – по выставке книг, собранных в классе, (предполагает знание книг, прочтение их, знать главных героев, умение рассказать, пересказать, содержание, пояснить непонятное, задать вопросы по содержанию),
- подготовка мини спектаклей по научно-художественным книгам,
- краткие сообщения о новых книгах по отдельным темам,
- составление библиотечки из
научно-художественных и
- посещение зоопарка, цирка, выставки.
- библиографическая работа: приобщение
к работе с алфавитным
2. Работа учителя с родителями по формированию интереса детей к работе с научно-художественной и научно-популярной литературой:
- организация чтения в семейном
кругу (объяснить родителям
- анкетирование родителей с
целью выяснения интересов
3. Самостоятельная работа учащихся:
- задания на дом по темам уроков,
- задания по внеклассному чтению,
- задания к экскурсиям,
- задания к внеклассному
- самому написать отзыв о прочитанной книге, сказке и в отдельную папку,
- самим рекомендовать книги своим подругам и товарищам,
- составление альбомов по различ
- дописывание сказки по-своему,
- иллюстрированное рисование,