Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 15:27, реферат
Цель исследования: разработать теоретически обоснованную и экспериментально проверенную методику формирования интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности познавательного интереса.
3. Подобрать и апробировать методические приемы, направленные на формирование познавательного интереса младших школьников к чтению
4. Разработать методические рекомендации для учителя по формированию познавательного интереса к чтению у младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………...……………………………..6
1.1. Познавательный интерес….……………………………………6
1.2. Формирование личности ученика в процессе обучения…………..………………………………………..……….11
1.3. Познавательный интерес как фактор учебного процесса…..14
1.4. Педагогические условия формирования познавательного интереса……………………………………………………………..17
1.5. Значение литературы в развитии личности младшего школьника…………………………………………………………..25
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………….…………………28
2.1.Формирующий эксперимент…………………………………..28
2.1.1.Выявление уровня сформированности познавательного интереса…………………………………..28
2.1.2.Экспериментальная методика по формированию у учащихся интереса к чтению………….................................30
2.1.3. Результаты исследования…………………………….33
2.2. Рекомендации учителю по формированию познавательного
интереса учащихся к чтению……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…...…………………….……………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...…………………...…46
- взаимное рассказывание друг другу прочитанного,
- мини-сочинения,
- драматизация отдельных
4. Стенная газета: сезонные наблюдения детей, информация по темам учебника, отрывки из книг, стихи и тут же, где можно прочитать продолжение, рассказы детей, игры, загадки, кроссворды.
5. Использования наглядности, экскурсий, выставок в работе, использование фланелеграфа и магнитной доски при рассказывании сказки,
6. Использование иллюстраций при работе с книгой:
- анализ иллюстраций в книге для чтения,
- использование иллюстраций при первичном знакомстве со сказкой с опорой на текст,
- сравнение иллюстраций в книге для чтения с целью выбрать такую, которая более убедительно и выразительно изображает сказочные персонажи,
- «воссоздание» зрительно художественного образа сказки на материале нескольких рисунков, специально предложенных ученикам,
- устное иллюстрирование,
- иллюстрирование детьми,
графическое иллюстрирование прочитанной сказки,
- озаглавливание иллюстраций словами из текста сказки,
- «защита» своего рисунка,
- конкурс на лучший рисунок и лучшую «защиту»
- домысливание сказанных
- дописание сказки по-своему,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования и развития у младших школьников познавательного интереса является довольно значимой. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Однако многогранность и многозначность названной проблемы вынуждают вновь и вновь возвращаться к исследованию разных ее аспектов. Проблему формирования у младших школьников интереса к чтению мы рассматриваем как часть общей проблемы развития познавательного интереса, что свидетельствует об ее актуальности. Целью нашего исследования стала разработка методики, в основу которой легло положение о том, что активность в самообразовательной деятельности у младших школьников возрастает при возникновении такого психического состояния, когда ученик оказывается перед необходимостью разрешить возникший познавательный интерес. Поэтому мы направили свои усилия на разработку методических приемов, которые бы и вызывали такой интерес. В данном исследовании предложены такие приемы, дана их характеристика. Они включены в общеизвестные методические рекомендации к разным формам организации учебного процесса по чтению. Тем самым определены методические условия формирования у младших школьников интереса к чтению разнообразной литературы.
Эффективность предложенной методики доказывалась применением ряда критериев:
- задаваемость вопросов в связи с прочитанным;
- повышенный интерес к знаниям, стремление узнать больше, чем определено рамками урока;
- самостоятельная поисковая
- эмоциональные проявления в познавательном интересе.
Проведенное исследование позволило установить:
1. В социологической и психолого-педагогической литературе проблеме интереса уделено большое внимание. Интерес рассматривается как сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес является одной из форм общественной направленности личности.
2. Составной частью интереса
вообще является интерес
3. Психическим и физиологическим
развитием младший школьник
4. Ребенок младшего школьного
возраста несет в себе
5. Чтение разнообразной
6. Разработанные нами приемы
возбуждения интереса к чтению,
в основе которых лежит
7. Возникший интерес к чтению
развивается и закрепляется
8. Степень развитости у младших школьников познавательного интереса поддается контролю с помощью специальных критериев.
Именно познавательный интерес является своеобразной лакмусовой бумагой, на которой можно проверить и ощутить влияние всех затраченных в учебном процессе средств. По тому, что взволновало учащихся, а что оставило их равнодушными, по тому, как выполнялось задание, c каким приложением личных сил и индивидуального рвения проделана предложенная работа, по эмоциональному и интеллектуальному настрою деятельности ученика можно судить о возможностях положительного воздействия на них учебного процесса.
9. Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса обучения, следует обратить внимание и на то, что под его влиянием активизируются не только указанные процессы, он активизирует всю познавателвную деятельность, в цeлом психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.
Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивней работает воображеине. Именно интерес движет поиском, догадкой.
Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Ее энергетические ресурсы, питаемые познавательным интересом, содействуют более длительномy и интенсивному протеканию, а успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес.
Внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника.
Таким образом, познавательный интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях.
10. В результате эксперимента
подтвердилась гипотеза нашего
исследования, что целенаправленная
работа учителя по
Все выше сказанное убеждает в необходимости и возможности формирования и развития у младших школьников познавательного интереса, о наличии данной проблемы, требующей специального исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.