Методические приемы по формированию познавательного интереса младших школьников к чтению в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 15:27, реферат

Краткое описание

Цель исследования: разработать теоретически обоснованную и экспериментально проверенную методику формирования интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности познавательного интереса.
3. Подобрать и апробировать методические приемы, направленные на формирование познавательного интереса младших школьников к чтению
4. Разработать методические рекомендации для учителя по формированию познавательного интереса к чтению у младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………...……………………………..6
1.1. Познавательный интерес….……………………………………6
1.2. Формирование личности ученика в процессе обучения…………..………………………………………..……….11
1.3. Познавательный интерес как фактор учебного процесса…..14
1.4. Педагогические условия формирования познавательного интереса……………………………………………………………..17
1.5. Значение литературы в развитии личности младшего школьника…………………………………………………………..25
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………….…………………28
2.1.Формирующий эксперимент…………………………………..28
2.1.1.Выявление уровня сформированности познавательного интереса…………………………………..28
2.1.2.Экспериментальная методика по формированию у учащихся интереса к чтению………….................................30
2.1.3. Результаты исследования…………………………….33
2.2. Рекомендации учителю по формированию познавательного
интереса учащихся к чтению……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…...…………………….……………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...…………………...…46

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

- взаимное рассказывание друг  другу прочитанного,

- мини-сочинения,

- драматизация отдельных эпизодов  сказки.

4. Стенная газета: сезонные наблюдения детей, информация по темам учебника, отрывки из книг, стихи и тут же, где можно прочитать продолжение, рассказы детей, игры, загадки, кроссворды.

5. Использования наглядности, экскурсий, выставок в работе, использование фланелеграфа и магнитной доски при рассказывании сказки,

6. Использование иллюстраций при работе с книгой:

- анализ иллюстраций в книге для чтения,

- использование иллюстраций при первичном знакомстве со сказкой с опорой на текст,

- сравнение иллюстраций в книге для чтения с целью выбрать такую, которая более убедительно и выразительно изображает сказочные персонажи,

- «воссоздание» зрительно художественного образа сказки на материале нескольких рисунков, специально предложенных ученикам,

- устное иллюстрирование,

- иллюстрирование детьми,

 графическое иллюстрирование прочитанной сказки,

- озаглавливание иллюстраций словами из текста сказки,

- «защита» своего рисунка,

- конкурс на лучший рисунок и лучшую «защиту»

- домысливание сказанных событий,

- дописание сказки по-своему,

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема формирования и развития у младших школьников познавательного интереса является довольно значимой. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Однако многогранность и многозначность названной проблемы вынуждают вновь и вновь возвращаться к исследованию разных ее аспектов. Проблему формирования у младших школьников интереса к чтению мы рассматриваем как часть общей проблемы развития познавательного интереса, что свидетельствует об ее актуальности. Целью нашего исследования стала разработка методики, в основу которой легло положение о том, что активность в самообразовательной деятельности у младших школьников возрастает при возникновении такого психического состояния, когда ученик оказывается перед необходимостью разрешить возникший познавательный интерес. Поэтому мы направили свои усилия на разработку методических приемов, которые бы и вызывали такой интерес. В данном исследовании предложены такие приемы, дана их характеристика. Они включены в общеизвестные методические рекомендации к разным формам организации учебного процесса по чтению. Тем самым определены методические условия формирования у младших школьников интереса к чтению разнообразной литературы.

Эффективность предложенной методики доказывалась применением ряда критериев:

- задаваемость вопросов в связи  с прочитанным;

- повышенный интерес к знаниям,  стремление узнать больше, чем  определено рамками урока;

- самостоятельная поисковая активность  учащихся;

- эмоциональные проявления в  познавательном интересе.

Проведенное исследование позволило установить:

1. В социологической и психолого-педагогической литературе проблеме интереса уделено большое внимание. Интерес рассматривается как сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес является одной из форм общественной направленности личности.

2. Составной частью интереса  вообще является интерес познавательный, проблема развития которого рассматривается  в детской психологии и педагогике. Установлено, что познавательный интерес является побудителем любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Он оказывает сильное влияние на развитие важнейших качеств личности, резко снижает утомляемость детей. Ядром познавательного интереса является ориентировочный рефлекс «Что это?», а вслед за этим активные мыслительные процессы.

3. Психическим и физиологическим  развитием младший школьник подготовлен  к развитию в нем познавательного  интереса. Такой интерес будет  складываться в ребенке более устойчивым и более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются специальные приемы.

4. Ребенок младшего школьного  возраста несет в себе потенциальные  возможности развития интереса  к чтению.

5. Чтение разнообразной литературы  представляет собой особый вид  самостоятельной деятельности учащихся, который направлен на их самообразование  и развитие.

6. Разработанные нами приемы  возбуждения интереса к чтению, в основе которых лежит субъективная позиция ребенка, доступны младшим школьникам, применимы в различных формах организации учебного процесса по чтению, легко сочетаются с методическими рекомендациями по этому учебному предмету.

7. Возникший интерес к чтению  развивается и закрепляется при  условии систематического включения  в учебный процесс по литературному чтению приемов возбуждающих этот интерес.

8. Степень развитости у младших школьников познавательного интереса поддается контролю с помощью специальных критериев.

Именно познавательный интерес является своеобразной лакмусовой бумагой, на которой можно проверить и ощутить влияние всех затраченных в учебном процессе средств. По тому, что взволновало учащихся, а что оставило их равнодушными, по тому, как выполнялось задание, c каким приложением личных сил и индивидуального рвения проделана предложенная работа, по эмоциональному и интеллектуальному настрою деятельности ученика можно судить о возможностях положительного воздействия на них учебного процесса.

9. Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса обучения, следует обратить внимание и на то, что под его влиянием активизируются не только указанные процессы, он активизирует всю познавателвную деятельность, в цeлом психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.

Под его влиянием активней протекает  восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и  логическая память, интенсивней работает воображеине. Именно интерес движет поиском, догадкой.

Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Ее энергетические ресурсы, питаемые познавательным интересом, содействуют более длительномy и интенсивному протеканию, а успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес.

Внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника.

Таким образом, познавательный интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях.

10. В результате эксперимента  подтвердилась гипотеза нашего  исследования, что целенаправленная  работа учителя по формированию  познавательного интереса учащихся к чтению способствует активизации учащихся и стимулирует их умственное развитие.

Все выше сказанное убеждает в необходимости  и возможности формирования и  развития у младших школьников познавательного  интереса, о наличии данной проблемы, требующей специального исследования.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  2. Ананьев Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. М.: Просвещение, 1960.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  4. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. 143 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.  М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  6. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979. - 96 с.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 500 с.
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  9. Данилов М. А. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань: Изд-во Каз. ГУ, 1972, 118 с.
  10. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова и М.В. Зверевой. М.: Педагогика, 1973. 174 с.
  11. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. т. 1. С. 242-476.
  12. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 302 с.
  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. т. 2. 320 с.
  14. Лернер И. Я. Познавательные задачи в обучении истории. М.: Просвещение, 1968. 142 с.
  15. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  16. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.47 с.
  17. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. 440 с.
  18. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  19. Пирогов Н.И. О методах преподавания. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. с. 90-91, 101-103.
  20. Поварнин С. И. Как читать книги. М.: Книги, 1978. 56 с.
  21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 1998. 462 с.
  22. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. М.: Педагогика, 1980. 160 с.
  23. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1972.
  24. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 172 с.
  25. Тараненко Л.Г. Уроки внеклассного чтения - важнейший резерв всестороннего развития и воспитания детей // Начальная школа. 1990. № 5. с. 16-19.
  26. Ушинский К. Д. Детский мир / Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. т. 3. с. 6-501.
  27. Хийе Э. А. Активизация младших школьников в процессе обучения// Начальная школа, 1983. №6 С.. 75-77.
  28. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. - М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. 170 с.
  29. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 203 с.
  30. Эльконин Б. Д. Избранные психологические труды. М.: Тривола, 1994. 168 с.
  31. Этическая мысль: Научно-публицист. чтения. М.: Политиздат, 1988. 384с.

Информация о работе Методические приемы по формированию познавательного интереса младших школьников к чтению в процессе обучения