Методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 22:26, доклад

Краткое описание

Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Педагогика.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

Второй этап – этап образования  этих связей, этап выработки исполнительных и волевых действий, когда подросток  путем проб и ошибок в реальной жизненной деятельности подравнивает свои мысли, чувства и действия к имеющемуся образцу.

 

На следующем этапе имеет  место синтез и закрепление подражательных или подражательно-самостоятельных  действий, на которые активно влияют жизненные ситуации и противоречия. Большую роль в выборе примера и закреплении положительных действий у школьников играют внушения, разъяснения и советы со стороны педагогов.

 

Педагогическое требование также  принадлежит к группе методов  упражнений. Требование – метод  воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

 

Требование может выступать  перед учеником как конкретная, реальная задача, которую ему надлежит обязательно выполнить в процессе той или иной деятельности. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения.

 

Воспитатель всегда стремится к  тому, чтобы его требование стало  требованием коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функции метода воспитания.

 

Как метод воспитания соревнование строится с учетом того несомненного социально-психологического фактора, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в различных видах деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторства, ответственности.

 

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования имеющегося опыта.

 

Действенность соревнования существенно  повышается при разумном насыщении  как учебной, так и внеучебной деятельности ситуациями переживания  успеха, связанными с положительными эмоциями.

 

Методы оценки и самоценки. Эти  методы связаны с такими понятиями, как поощрение и наказание. Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника;  наказание -  выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения и деятельности.

 

Продуманная система поощрений  и наказаний, утверждает А.С.Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.

 

Оценки имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной  персоне, актуализируют самооценки и нередко эгоцентрируют. Поэтому  нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками.

 

Если возникает вопрос, с чего начинать, то начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога всегда несет в себе положительный воспитательный заряд, веру, намечает хорошую перспективу для личности. Педагогическая вера помогает потенциальной возможности стать действительностью.

 

Вместе с этим надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях. Нелишне обратить внимание на ряд правил в этой связи: не следует хвалить: а) за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.); б) за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; в) больше двух раз за одно и то же достижение; г) из-за жалости; д) из-за желания понравиться. Тот кто хвалит, далеко не всегда становится любимым.

 

Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым учителям приходится прибегать в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Но каждый раз следует задуматься над тем, как нельзя наказывать. И в этом отношении существует множество рекомендаций, среди которых важнейшие сводятся к следующим:

 

- наказание не должно вредить  здоровью – ни физически, ни морально;

 

- если есть сомнение: стоит или  не стоит наказывать, то следует  избегать наказания;

 

- за один раз – одно наказание  (если даже одновременно было  совершено несколько проступков);

 

- если время упущено, то запоздало  наказывать не следует;

 

- наказан – прощен;

 

- при наказании  не допускать оскорбления и  унижения личности;

 

- нельзя  наказывать и ругать: когда болен;  когда ест; после сна; перед  сном; во время игры, во время  работы; сразу после физической  или душевной травмы; когда проявляет неспособность, бестолковость, глупость, неопытность; когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искреннее старание;

 

- не наказания  должен бояться школьник, а огорчения  учителей и вины перед школой.

 

По словам психотерапевта В. Леви, по-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами.

 

Использование методов поощрения и наказания  основывается на принципе гуманизма. В них проявляется забота о гражданском росте личности. Поэтому методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность.

 

Обязательно применение различных видов, форм, приемов  поощрения и наказания. Следует  помнить, что

 

– нельзя переоценивать значение методов поощрения и наказания в процессе воспитательной работы. В хорошо воспитанных ученических коллективах, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказаний вообще;

 

- использование поощрений и наказаний эффективно только в комплексе с убеждением (предупреждением), поручением (упражнением), примером, требованием;

 

– ведущим  должен быть метод поощрения, вспомогательным  – наказание. Это помогает сформировать определенную линию; постоянно опираться на те лучшие качества личности школьника, которые есть в нем, развивать эти качества, проектируя постепенно новые, еще более ценные;

 

- поощрение  и наказание должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные и психологические  особенности личности, педагогическую ситуацию. Такт в поощрениях и наказаниях – необходимый элемент. Нужно стимулировать школьника давать самооценку своему поведению;

 

-   наказание  применено правильно, если провинившийся  понимает его, если оно разрешает  конфликт между виновником проступка и коллективом.


Информация о работе Методы воспитания