Методы диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении и раскрытии основных методов диагностики воспитанности дошкольников, и применении их на практике.
Гипотеза исследования: учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, можно сделать предположение, что для диагностики уровня воспитанности дошкольников будут эффективны следующие методы: 1) наблюдение за ребенком 2) беседа с ребенком 3) анкетирование родителей и самого дошкольника.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2) выявить сущность ключевых понятий: педагогическая диагностика, воспитанность, критерии воспитанности, методы диагностики

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы диагностики
уровня воспитанности дошкольников……………………………………….. 6
Диагностика уровня воспитанности дошкольников как
педагогическая проблема…………………………………………………. 6
Возрастные особенности и характеристика воспитанности
дошкольника……………………………………………………………….. 9
1.3 Характеристика методов диагностики воспитанности дошкольников… 17

Глава 2. Методики диагностики уровня воспитанности детей
дошкольного возраста ………………………………………………………… 24
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диагн.уровня воспит..docx

— 61.82 Кб (Скачать файл)

Н.Е. Щуркова предлагает следующие методики диагностики воспитанности:

Опросник «Что люблю - что ненавижу»

Содержание опросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей. Например:

  • Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?
  • Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу?
  • Что ты любишь в садике? Что не любишь?
  • Что тебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет?

Тематический апперцептивный тест

Экспонируются сюжетные рисунки из палочных человечков (пиктограммы): их движения многозначны и могут быть прочитаны по разному. Испытуемые сообщают, что происходит между героями картинки: дерутся, танцуют, дарят друг другу подарки, кричат, плачу, успокаивают другого, приветствуют. Общий вопрос такой: «Что ты видишь и что слышишь глядя на картинку?»

Представленная иллюстрация вариантов ТАТ своим назначением имеет выявление этических отношений к другому человеку. [14, 41]

Тест «Фантастический выбор»

Метод фантастического выбора – один из самых любимых детьми. Производится апелляция к воображению ребенка, и на фоне воображаемой волшебной ситуации актуализируются и вербально оформляются ценностные предпочтения. Друзья сказок и знатоки волшебных героев, дети с удовольствием уходят в мир мечты и легко создают проекцию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид. Например:

    • Приплыла к тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Чего попросишь у рыбки? Подумай, всего три желания она выполнит, не больше.
    • У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай лепестки – чего просишь для себя?
    • Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти пять слов.

Индивидуальная беседа с ребенком

Индивидуальная беседа с ребенком позволяет выявить отношение воспитанника к моральным ценностям, нормам поведения и присутствие этих норм и ценностей в его жизни.

Любую беседу с ребенком рекомендуется начинать с общих и понятных ребенку вопросов (Нравится ли тебе в детском саду? Много ли у тебя друзей? И т. д.) После установления контакта с ребенком и заручениея его доверием можно переходить к интересующим темам. Вопросы для обсуждения лучше подготовить заранее. Например:

  • Если тебе предлагают принести игрушку, чтобы подарить ребятам из младшей группы, что ты сделаешь? Почему ты так поступишь? Хотел бы ты подарить другу самую лучшую свою игрушку? Попросил бы что-нибудь взамен?
  • Если во дворе ты увидишь плачущего малыша, как ты поступишь? Часто ли ты помогаешь младшим ребятам? Почему? Как ты думаешь, почему нужно помогать другим людям? Что такое Добро?
  • Кто наводит порядок в твоих игрушках? Как ты думаешь, должен ли человек быть аккуратным? Почему? И др. [14, 65]

Как производятся анализ и дальнейшая обработка исследовательского материала? Исходным принципом служит ориентация на духовные ценности, которые диктовали избранную диагностику. Так как механизм предлагаемых диагностик строится на свободном выборе (умозрительном, эмоциональном, поведенческо-действенном), а выбор есть ни что иное, как выявленное предпочтение определенной ценности, то обсчет материала производится через группирование высказанных и выявленных разных предпочтений.

Например можно выделить группы противоположных предпочтений: ориентация на духовные ценности (…% - ?) и на материальные(…% - ?), на потребление (…% - ?) и на созидание (…% - ?), на индивидуальные блага (…% - ?) и на общественные (…% - ?). Процентное соотношение этих групп становится характеристикой, то есть результатом данной диагностики.

Результаты диагностик можно фиксировать в виде сводных таблиц, различных графиков и диаграмм.

 

 

Заключение

 

При написании курсовой работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили сущность ключевых понятий. Выявили критерии воспитанности детей дошкольного возраста, выделили основные методы диагностики воспитанности дошкольников и дали им теоретическое обоснование. Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели воспитанности:

    1. показателем воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на добро, созидание - и отрицательной - на зло, разрушение;
    2. показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.
    3. показателями являются мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.

Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др.

Многие из методов не только позволяют педагогу выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.

Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.

Диагностические методики должны подбираться педагогом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, для определения уровня воспитанности дошкольников целесообразно будет использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.

 

Список литературы

 

  1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети, Москва, Просвещение, 1985.
  2. Данилова О. Диагностика дошкольников. 
    Проективные методики // www.efekton.ru
  3. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений, Москва, Академия, 2000.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, Москва, Академия, 2000.
  5. Крулехт М.В., Тельнюк И.В., Экспертные оценки в образовании, Москва, Академия, 2002.
  6. Наваренко А.Н. Особенности диагностики воспитательного процесса в образовательном комплексе «Начальная школа – детский сад» // Первое сентября, www.1september.ru
  7. Нравственное воспитание детей. www.adalin.ru, 2007.
  8. Островская Л. Ваш ребенок воспитан // Дошкольное воспитание, 1986 г. № 6 – стр. 9
  9. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов, Москва, Владос пресс, 2001.
  10. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва, Просвещение, 1985.
  11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека, Москва, Аспект пресс, 2005.
  12. Фридман Л.Л., Волков К.Н. Психологическая наука учителю, Москва, просвещение, 1985.
  13. Чекина Л. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности, www.relga.ru, 2005.
  14. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики, Москва, Педагогическое общество России, 2001.
  15. Щукина Е.Г. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, Москва, Педагогика, 1988.

 


Информация о работе Методы диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста