Методы исследований в различных науках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:52, доклад

Краткое описание

В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения.
Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней за основу берется учебнопознавательная деятельность (или способ усвоения) обучающихся в усвоении ими изучаемой содержательной учебной информации. Эта классификация включает в себя пять методов

Вложенные файлы: 1 файл

методы 1.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Методы  в педагогике

Методы  обучения

В настоящее время  нет единой точки зрения на классификацию  методов обучения.

  Наиболее оптимальной  представляется классификация методов  обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней за основу берется учебнопознавательная деятельность (или способ усвоения) обучающихся в усвоении ими изучаемой содержательной учебной информации. Эта классификация включает в себя пять методов:

  1. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) (рассказ, лекция, экскурсия и др.) достигает своей цели в результате предъявления готовой информации, объяснения, иллюстрирования словами, изображением, действиями. Знания могут быть усвоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания. Это первый уровень усвоения - знания знакомство.

  2. Репродуктивный или метод организации воспроизведения способов деятельности. Он призван передать обучающемуся в готовом виде основную часть фонда способов деятельности, накопленных человечеством. Метод осуществляется через систему упражнений, устное воспроизведение, решение типовых задач, воспроизведение знаковых моделей, рисования схем, чертежей, лабораторных работ по готовой инструкции. Уровень усвоения знаний второй - действие по образцу и в вариативных и легко опознаваемых ситуациях.

    3. Метод проблемного обучения формирует творческий потенциал обучающихся и существенно отличается от первых двух уже рассмотренных. Он осуществляется через проблемное изложение. Педагог ставит проблему и раскрывает доказательные пути её решения. Обучающийся осознает знания и проблемы, внимателен к последовательности и контролю за степенью убедительности решения проблемы. Осуществляет мысленное прогнозирование определенных шагов логики решения, работает непроизвольное запоминание. Уровень усвоения знаний третий - знание - умение.

  4. Частично-поисковый (эвристический) метод. Педагог ставит проблему, составляет и предъявляет задания на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблем, планирует шаги решения, руководит деятельностью обучающегося, создает промежуточные проблемные ситуации. Обучающийся осмысливает условия, актуализирует знания о путях решения сходных задач, самостоятельно решает часть задач, осуществляет в процессе решения самоконтроль и самооценку, самостоятельно мотивирует деятельность, проявляет интерес, что способствует непроизвольному запоминанию, продуктивному мышлению. Уровень усвоения знаний третий и четвертый - знания-умения и знания- трансформация.

  5. Исследовательский метод. Педагог составляет и предъявляет обучающемуся проблемные задачи для самостоятельного поиска решения, осуществляет контроль за ходом решения. Обучающийся воспринимает проблему или самостоятельно её усматривает, планирует этапы решения, определяет способы исследования на каждом этапе, сам контролирует процесс, его завершение, оценивает. Преобладает непроизвольное запоминание, воспроизведение хода исследования, мотивировка деятельности. Уровень усвоения знаний третий и четвертый - знания-умения и знания- трансформация.

  По мнению П.  И. Пидкасистого, наиболее распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.

  1. Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово). Они подразделяются на следующие виды: лекция, рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой.

  2. Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). Под наглядными методами обучения понимают также методы, при которых усвоение содержательной учебной информации находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными практическими методами обучения. Наглядные методы обучения можно условно разделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ иллюстративных пособий: плакаты, таблицы, картин, карт, зарисовок на доске и др. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, диафильмов и др.

  3. Практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

  Ю.К.  Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающимися: а) словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации); б) индуктивный и дедуктивный (логический аспект); в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления); г) самостоятельной работы и индивидуальной работы под руководством педагога (аспект управления учением).

  2. Методы стимулирования и мотивации: а) интереса к учению; б) долга и ответственности в учении.

  3. Методы контроля и самоконтроля в обучении: устный, письменный, лабораторно-практический.

 

Методы воспитания

Существует много методов  и их классификаций по различным основаниям. Традиционной принимается классификация Г.И Щукиной. Она выделяет три группы методов:

1. Формирование сознания через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснения, лекции, этические беседы, разъяснения, увещевания, внушения, инструктаж, диспут, доклад, пример.

2. Методы организации деятельности – через упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

3. Методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование. Виды поощрения – одобрение, благодарность, награждение, похвала, предоставление почетных прав, награждение почетными грамотами, подарками.

 

Другие классификации методов воспитания:

  • по характеру: убеждение, упражнение, поощрение, наказание (Болдырев, Гончаров, Королев);
  • по характеру: убеждение, организация деятельности, стимулирование (Ильина, Огородников);
  • Марьенко: приучения и упражнений, стимулирования и торможения, руководства, самовоспитания.

 

Наиболее действенные  методы воспитания представлены следующими группами:

    • Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.
    • Инновационнодеятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
    • Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.
    • Тренинговоигровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др.
    • Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.

 

В последнее время в воспитательном процессе успешно используются методы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия.

Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют конкретное действие педагога.

(Источник – Курс обзорных лекций “Общая педагогика” Козлова В.А., Москва, 2008)

 

В психологии

Классификаций методов психологии существует великое множество. Здесь приведены самые распространенные.

Классификация С.Я.Рубинштейна предполагает 4 звена:

  1. наблюдение и эксперимент
  2. изучение продуктов деятельности
  3. беседа
  4. анкета.

Г. Пирьов расположил методы так: собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники), вспомогательные методы (математические, биохимические) и методические подходы (генетический и психофизиологический)

 

Одна из популярных классификаций  предложена Б.Г.Ананьевым:

  • Организационные
  • Эмпирические
  • Методы по сбору обработки данных
  • Интрепретационные методы.

Организационные методы включают в себя:

    • Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)
    • Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)
    • Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

Эмпирические  методы:

  • Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)
  • Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)
  • Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)
  • Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)
  • Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

По способу  обработки данных:

    • Методы качественного описания
    • Методы математико-статистического анализа данных

Интерпретационные методы:

  • Фило- и онтогенетический
  • Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)
  • Методы исследования в психологии

 

Существуют следующие методы наблюдения в психологии:

 Наблюдение. Бывает внешнее и внутреннее (самонаблюдение), свободное (без правил), включенное (когда исследователь включен в ситуацию). Внешнее наблюдение менее субъективно в сравнении с самонаблюдением. Свободное используется в случае, если признаки изучаемого явления не известны исследователю. Включенное набюдение может привнести субъективизм со стороны исследователя за счет непосредственного участия в процессе.

 Опрос,  анкета. Может быть устный или письменный. Устный опрос позволяет гораздо глубже проникнуть в психологию испытуемого. Письменный дает возможность использовать большее количество людей. Но глядя, как испытуемые отвечают на вопросы анкеты, у исследователя нет возможности уловить интонацию, многозначительную паузу.

 Тесты. Проективные методики ( Нарисуй несуществующее животное , А что, если ), тест-задание, тест-опросник. Последний основывается на тщательно подобранных вопросах, чтобы максимально снизить недостоверность ответов. При выполнении теста-задания, испытуемый должен совершить определенные действия (нарисовать, вычислить, отметить, подчеркнуть), которые выявляют степень сформированности изучаемого качества.

Проективные тесты в основном используются для изучения особенностей людей. С помощью этой методики психолог вводит испытуемого в ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Кто эти люди? Что они делают? Почему они так расположены? Испытуемый отвечает на вопросы, проецируя на них свои чувства. Так, если девушку бросил парень и на картинке изображен человек на скамейке, она скажет, что этого парня бросила девушка.

 Эксперимент. Естественный (в обычных условиях), лабораторный (в искусственных условиях). Продуктивность эксперимента в том, что в нем создается искусственная ситуация. А в ней лучше всего оценивается и выделяется изучаемое свойство.

 

Методы  социальной психологии

Основные методы социальной психологии:

  • Наблюдение
  • Опросы, анкетирование
  • Эксперимент
  • Тестирование
  • Социометрия
  • Метод анализа документов
  • Анализ результатов деятельности
  • Обобщение независимых характеристик

Наблюдение  самый распространенный метод.

Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемых. Цель создание наилучших условий для изучения социальных явлений и процессов. Может быть констатирующим. В этом случае изучаются необходимые социально-психологические явления. Формирующим. В процессе формирующего эксперимента развиваются требуемые качества испытуемых.

Метод анализа документов процесс осмысления информации из разнообразных источников (научных исследований, архивных материалов, документах).

Метод обобщения независимых характеристик выявление и анализ мнений о социально-психологических явлениях и процессах.

Анализ  результатов деятельности в этом случае социально-психологические явления изучаются опосредовано.

Опрос метод, который дает возможность получить конкретные ответы испытуемых на заданные вопросы исследователя. Анкетирование делится на прессовое (вопросник публикуется в периодике), почтовое (анкеты рассылаются по почте) и раздаточное (личная раздача вопросов и сбор ответов).

Тестирование в этом случае испытуемые выполняют конкретные действия по специальному заданию исследователя.

 

Социометрия используется для диагностики симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между  участниками группы или коллектива. Позволяет выявить структуру  взаимоотношений в малых группах, позиции лидеров и аутсайдеров.

 

Математические  методы в психологии

Математические методы в психологии применяются при  обработке сложных тестов, методик  с многократными способами вычисления. Можно использовать как вычисления на бумаге, так и с помощью компьютерных программ. Использование последних становится весьма популярным.

 

Методы  возрастной психологии

В возрастной психологии используются все методы, применяемые  и в общей психологии. Опросники, проективные тесты, анкеты и прочие методы адаптированы к каждому возрасту.

Метод срезов в больших группах изучается определенный процесс или аспект развития.

Сравнительный метод все данные по каждой группе сравниваются и заносятся в таблицу.

Лонгитюдный метод один ребенок исследуется на протяжении довольно длительного времени.

Наблюдение. Зачастую используется выборочное наблюдение, когда в поле зрения психолога попадают определенные аспекты деятельности или психические процессы.

Информация о работе Методы исследований в различных науках