Методы и приемы обучения лексики на уроке английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Выполненная мною курсовая работа на тему «Методы и приемы обучения лексики на уроке английского языка» посвящена активным методам обучения, поэтому я начала курсовую с великими словами Е. М. Верещагина и В. Г. Костомаровой. Так, как нам известно, на современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение данного предмета школьной программой. Успешное овладение иностранным языком сегодня - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации.

Вложенные файлы: 1 файл

4 курс Azimova Khosiyat_ready.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

                                     ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С. АЙНИ

 

 

Факультет: « Английского языка »

Кафедра: « Методики обучения английского языка »

             

               

Курсовая работа

на тему:

« Методы и приемы обучения лексики на уроке английского языка»

 

 

 

                                          Выполнила: студентка 4 курса группы 411А

                                                                                      Азимова Хосият

 

                                      Приняла: Старшая преподавательница кафедры

                                          методики английского языка    Мавлонова .И.Т.

                                                                          

                                                           

 

 

                                                            Душанбе– 2012

Введение

 

                                 Дело в том, что, даже владея одним и тем же языком,

                        люди не всегда могут правильно понять друг друга,

            и причиной часто является именно расхождение культур.

Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров.

 

Выполненная мною курсовая работа на тему «Методы и приемы обучения лексики на уроке английского языка» посвящена активным методам обучения, поэтому я начала курсовую с великими словами Е. М. Верещагина и В. Г. Костомаровой. Так, как нам известно, на современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение данного предмета школьной программой. Успешное овладение иностранным языком сегодня - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации.

Однако, к сожалению, большинство школьных программ, за исключением таковых для специализированных лингвистических школ, предусматривают 1-2 урока английского языка в неделю. Этого далеко не достаточно для обеспечения должного уровня знания языка при использовании традиционных методов и форм работы на уроке. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком с помощью лексем. И активные методы обучения отвечают этим требованиям, так как суть их заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать его активным участником образовательного процесса.

  В данной курсовой работе будут рассмотрены методы и приемы обучения лексики: игровой метод, метод с использованием компьютерных программ и т.д.

Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Очень важно, на наш взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.

Общеобразовательные учреждения ориентируются на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. В течение XX века лингвистика, психология, методика и дидактика решали ряд взаимосвязанных общих проблем владения и овладения иностранным языком, обучающимся разного возраста и уровня образования. Была установлена, в частности, важная для школьной и вузовской методики проблема: усвоение лексики является процессом, особенности которого недостаточно выяснены. Некоторые слова и выражения запоминаются легко, для усвоения других требуются специальные упражнения. Но при дифференцированной работе ученики могут овладеть активным лексическим минимумом.

 

1. Различные способы и методы  обучения лексике на уроках  английского языка.

Занятия иностранным языком невозможны без самостоятельной работы над языком с помощью словарей и справочников1. Лексические знания обеспечивают успешное овладение основами всех видов речевой деятельности.

Задачи исследования - охарактеризовать различные виды упражнений как ведущие средства обучения, рассмотреть такие методы активного обучения, как игра, методы компьютерных программ и интернета, рифмы и разучивания песен, а также содержание этих методов, и их соответствие целям обучения лексики на уроках английского языка.

Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком.

В упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект. И это очень важно использовать в обучении. Но одно упражнение никогда не дает конечного эффекта.

Обычно выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в устной речи. В нашей курсовой работе мы рассмотрим упражнения на формирование лексических навыков. В обучении важную роль играет тренировка.

Все лексические упражнения делятся на две категории, направленные на:

  • запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;
  • формирование сочетаний слов смыслового характера.

При обучении следует помнить, что успех во многом зависит от соотнесенности качеств упражнения с содержанием намеченной цели и условиями ее достижения. В настоящее время адекватность выражается в следующем положении: каждый вид речевой деятельности усваивается, в основном, за счет упражнений именно в данном виде деятельности.

Роль стихотворений и рифмовок для усвоения языкового лексического материала.

Как показывает опыт, учителя часто пренебрегают стихами и рифмовками на уроках английского языка. А в случае их применения обращаются лишь к традиционным произведениям, что вызывает пренебрежительное отношение учащихся. Или же для многих преподавателей вся работа сводится к "прослушиванию" и "заучиванию", поэтому ученики часто даже не понимают смысла заученного ими стихотворения. Проблема использования стихотворений и рифмовок заслуживает должного внимания на всех ступенях обучения, начиная с начального, заканчивая старшим, так как повышается эффект обучения языковому материалу. Любовь к поэзии должна прививаться детям с раннего возраста и сопровождать их всю жизнь.

У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане урока необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок, стихов отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разучивание стихов доставляет детям удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка.2 Преподаватель просит каждого прочесть стихотворенье. Во время его прочтения учитель подходит к каждому ученику и прислушивается, правильно ли он проговаривает материал.

Затем преподаватель предлагает учащимся попробовать свои силы в переводе данного стихотворения. Сообщает, что лучшие работы поместят на стенд, и будут выявлены победители.

Таким образом, у детей появляется принцип соперничества и желание победить. Считаю, что данный вид работы раскрывает творческие способности детей, прививает интерес к иностранному языку.

Во время урока обстановка была напряженная. Все учащиеся активно принимали участие, довольно сплоченно отвечали на вопросы и задавали их учителю, что способствовало усвоению грамматического материала.

Я пришла к выводу, что данный вид работы положительно влияет на учащихся. Дети с удовольствием работают с поэзией, что развивает грамматические, лексические навыки и память.

Итак, роль стихотворений и рифмовок в настоящее время очень велика. Рифмовки на уроке английского языка – это средство активизации и настроя обучаемых на работу, так как, выполненные в виде стишков или песенок, они помогают снять напряженность и зажатость.

Поэзия играет огромную роль как средство развития детской речи и таких ее компонентов, как дыхание, дикции, слух, темп, умение регулировать силу голоса. Стихотворения и рифмовки также способствуют улучшению памяти.

Некоторые стихи и рифмовки воспитывают у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительные отношение друг к другу, к окружающим их людям, настойчивость в преодолении трудностей.

Рифмовки бывают фонетическими, тематическими и грамматическими:

    • Фонетические рифмовки предназначены для отработки правильного произношения определенных звуков.
    • Тематические рифмовки определяют своей целью расширение и закрепление словарного запаса, так как каждая из них включает некоторое количество лексических единиц.
    • Грамматические рифмовки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной форме запомнить различные грамматические особенности английского языка.

Преподаватели английского языка используют рифмовки, как в младших классах, так и на старшем этапе обучения. Учащийся любого возраста обязательно подберет себе что-то свое, что без проблем останется в его памяти надолго.

1.1. Цели и задачи обучения  лексике.

Я именно эту тему с той целью выбрала, чтоб со всех сторон выяснить все тонкости про лексику и в будущем понятливо могла объяснить учащимся все о лексике.

Моя цель в том, что как при 2-3 уроках в неделю сделать так, чтобы учащиеся обладали богатым лексическим запасом (активным и пассивным), применяли бы изученную лексику, читали бы при минимальном использовании словаря, но самое главное запоминали бы изученное надолго – навсегда, умели бы самостоятельно пополнять лексический запас, не теряли  интерес к изучению английского языка и совершенствовали его в дальнейшем. При 2-3 уроках в неделю сделать это трудно, иногда почти недостижимо!

Я считаю, что именно владение  лексическим аспектом  речи создаёт основные условия для коммуникации, определяет владение языком вообще.

Для  достижения своей цели я ставлю и решаю следующие задачи:

    • Развивать интеллектуальные и творческие способности личности ученика.
    • Воспитывать патриотизм и уважительное отношение к культуре других народов.
    • Учить  умению  самостоятельно учиться и  постигать новое.

Можно смело сказать, что именно цели обучения являются самой важной методической категорией. Отвечая на вопрос "Зачем учить?", они определяют весь последующий выбор. Все перекосы в обучении начинаются с неверно сформулированной или неверно понятой цели.

Следует отметить, что сегодня наблюдается устойчивая тенденция в некоторых школах и вузах к целенаправленной подготовке слушателей к сдаче международных экзаменов. Экзамены в данном случае становятся не столько конечной целью обучения (получение сертификатов и дипломов), сколько объективным показателем прогресса в языке.

Основной целью обучения иностранному языку формирование лингвистической компетенции, т. е. обучение лексики на уроках английского языка.

Лексикология - наука о словарном составе языка.

Словарь – книга, содержащая перечень слов или других языковых единиц (морфем, словосочетаний, фразеологизмов), размещенных в определенном порядке, чаще всего алфавитном. И с помощью словаря мы можем найти любую слова, которое нам нужно.

 Типы словарей:

     1. справочные,  например,  энциклопедические, биографические, орфографические и др.

     2. толковые:

        а) общие,

       б) специфические, напр., фразеологический,

        в) учебные,

        г) тематические,

        д) переводные.

 

Конкретными целями в каждом виде речевой деятельности являются3:

  • в говорении: умение сообщить, объявить, информировать, рассказать; объяснить, охарактеризовать, уточнить, показать; одобрить, рекомендовать, посоветовать, похвалить, поблагодарить, осудить, покритиковать, возразить, отрицать, обвинить; убедить, доказать, обосновать;
  • в письме: умение достаточно быстро фиксировать свои высказывания и высказывания других; выписывать из прочитанного, трансформируя материал; записывать план или тезисы выступления; написать письмо, рецензию, аннотацию;
  • в чтении: умение быстро читать про себя статью в газете или журнале; художественное произведение средней сложности для удовлетворения всех функций чтения как средства общения;
  • в аудировании: умение понимать аутентичную речь в нормальном темпе при живом общении и общий смысл радиопередач, фонозаписей;
  • в переводе: умение выступить в качестве переводчика в бытовой ситуации.

Чрезвычайно важным в учебном аспекте следует считать приобретение навыков самостоятельной работы:

    • Воспитательный аспект обучения предполагает формирование у учащихся мировоззрения, идейной убежденности, патриотизма, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг, а также эстетическое и духовное развитие личности.
    • Образовательный аспект предполагает приобретение знаний о культуре страны или стран изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, историю и т.д., а также знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным; удовлетворение личных познавательных интересов в любой из сфер своей деятельности.
    • Развивающий аспект обеспечивает осознание средств выражения мыслей, того, как люди произносят, какие слова употребляют для номинации предметов, сравнение и сопоставление явлений родного и иностранного языков, развитие чувства языка, языковой догадки, памяти во всех ее видах, логики (анализа, синтеза, сравнения, умозаключения), развитие сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться, таких черт характера, как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность, умение учиться.

Информация о работе Методы и приемы обучения лексики на уроке английского языка