Методы и приемы обучения лексики на уроке английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Выполненная мною курсовая работа на тему «Методы и приемы обучения лексики на уроке английского языка» посвящена активным методам обучения, поэтому я начала курсовую с великими словами Е. М. Верещагина и В. Г. Костомаровой. Так, как нам известно, на современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение данного предмета школьной программой. Успешное овладение иностранным языком сегодня - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации.

Вложенные файлы: 1 файл

4 курс Azimova Khosiyat_ready.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

 

Значение игровой деятельности в педагогическом процессе. История развитие игровой деятельности, как эффективный способ обучения лексике.

Лексика является одним из важнейших аспектов в изучении иностранного языка, так как лежит в основе обучения другим сторонам и видам речевой деятельности. Объем вводимой лексики постепенно увеличивается и усвоение новых слов нередко становится скучным и потому трудным занятием для ребенка. Среди наиболее эффективных методов обучения иностранной лексике можно выделить игру. Игра обеспечивает активное участие каждого ученика, стимулирует речевое общение, способствует формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.

Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Что же касается детей, то игра для них, прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны, она доступна слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, что благотворно сказывается на результате обучения.

Далее не менее интересный и эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка. Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности.

Однако хочется отметить, что использование игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий.

Обратимся к истории возникновения игровой деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Еще в древних Афинах4 (VI-IV века до н. э) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры - маневры, штабные учения, разыгрывание "боев". В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками.

Таким образом, можно утверждать, что школьник - это "маленький взрослый", у которого начинаются формироваться важнейшие процессы. И очень важно, на наш взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства. Игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но развивает познавательную активность школьников. Известно, что применение игр на уроках иностранного языка в младших классах способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает более устойчивое внимание и лучшее восприятие языкового материала. Игровые формы актуальны и на старшей ступени, что связано с особенностями их развития и восприятия. Учащиеся проявляют интерес и запоминают ту информацию, которая задевает их эмоциональный мир, имеет для них личностное значение. Следовательно, у школьников среднего и старшего звена возникает желание играть согласно потребности компенсировать ограниченность учебной деятельности в положительных эмоциональных переживаниях, в возможности проявить свою активность. Из выше сказанного следует, что учащихся необходимо заинтересовать, сделать любое сложное задание интересным, а значит, простым. При игровой подаче материала изучение новых слов не вызывает, как правило, у учащихся серьезных трудностей.

Лингвистические игры по количеству участников подразделяются  на индивидуальные, парные, групповые.

К индивидуальным относят кроссворды, анаграммы;

К парным и групповым – игры типа бинго, совмещение аналогичных картинок, диктант в картинках. Для создания игровых ситуаций широко используются рисунки,  тексты художественных произведений.

Лексические игры сосредотачивают, внимание учащихся на лексическом материале имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения.

Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Работа с лексикой на занятиях включает в себя:

    • введение лексики,
    • ее закрепление (первичное и повторное),
    • тренировку употребления (перевод из пассивного словаря в активный)
    • повторение.

Игры можно использовать на любом из этапов работы над лексикой иностранного языка.

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование игр в обучении лексике в значительной степени оптимизирует процесс обучения. Практика в школе показала, что игры оживляют занятия, учащиеся раскрепощаются, у них появляется возможность проявить такие качества, доброжелательность, внимательность, взаимопомощь. Результаты лексико-грамматических тестов стали значительно выше после того, как лексические единицы были закреплены с помощью серии игр по сравнению с результатами тестов, перед проведением которых лексические единицы были закреплена с помощью других методов. Таким образом, результаты тестирования показали рост успеваемости учащихся.

Все приведенные выше игры вызывали интерес у ребят. Так, привитие интереса учащихся к предмету и активация познавательной деятельности благодаря применению нестандартных форм, одной из которой является игра, способствует повышению качества успеваемости.

 

Лексические игры.

Цели:

  • тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
  • активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
  • развивать речевую реакцию учащихся.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ.

Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в "Учителя и учеников". Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Желательно, чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным.

SEASONS.

Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например:

It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs.

Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Is it winter?

Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.

Игры по аудированию.

Цели:

  • научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
  • научить учащихся выделять главное в потоке информации;
  • развивать слуховую память учащихся.

 

 с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в "Учителя и учеников". Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Желательно, чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным.

Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры, в которых после прослушивания текста члены команды составляют и затем задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает та команда, которая более точно ответит на поставленные вопросы.

Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности.

Учащиеся проявляют большую активность и заинтересованность в ходе проведения игры, энергичны и довольны, получают позитивный настрой, так же как и учитель. Кроме того, можно отметить, что интерес к иностранному языку становится еще выше.

Еще один пример метода: на одном из уроков во время речевой зарядки5 был использован следующий игровой элемент: учитель берет небольшой резиновый мячик и со словами "Let`s play with a ball and answer my questions!", кидает его ученику и задает вопрос, ученик, в свою очередь, отвечая на вопрос, кидает мяч назад учителю.

Примерные вопросы и ответы:

The teacher

The pupils

What season is it now?

It is winter!

What date is it today?

Today it’s the 27th of February.

Do you like winter?

Yes, I like it.

Do you like spring?

Yes, I like spring.

Do you like autumn?

No, I don’t like it.

Do you like summer?

Yes, I like summer!

What can you do in winter?

I can ski!

When is your birthday?

My birthday is on the 13 th of May!


 

Так учитель быстро и весело проводит этап урока, на котором, очень часто детям скучно, и они не внимательно следят за учителем. А в данном примере, дети с нетерпением ждали своего вопроса и были заинтересованы поймать мяч и правильно ответить на вопрос.

Таким образом, четкость сформулированности, конкретность и достаточная результативность цели и задач данных уроков позволяет добиться высокой степени их реализации. Фрагменты уроков с использованием игровой деятельности представляет собой систему в основном высокого уровня целостности, так как все этапы логичны и связаны между собой.

Игровую деятельность можно применять не только на основном этапе урока. Можно вводить игровые элементы и при проверки домашнего задания, и на начальных этапах урока - это поможет вовлечь всех учащихся в работу, а также разнообразить ход урока.

Еще одним важным требованием при проведении различного рода игр является использование всевозможной наглядности.

Кроме того, учитель должен всегда помнить о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности.

Также не стоит забывать и о том, что обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь, затем перейти к недостаткам.

3. Использование компьютерных технологий  в обучении лексике учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Использование мультимедийных программ при обучении лексике особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.

Целью исследования является теоретическое обоснование методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам и разработка практических упражнений для обучения лексике при помощи компьютерной программы.

Использование компьютера представляет определенные удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени.

3.1. Методы и приемы компьютерных  программ, предполагающих обучение лексике на уроках английского языка.

Информация о работе Методы и приемы обучения лексики на уроке английского языка