Методы и приемы речевого дыхания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:45, реферат

Краткое описание

Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия.
Представления о механизме дыхания и о правильном дыхании, в частности, накапливаются человечеством с древнейших времен. Ряд учений, систем, методик в этой области имеют в своей основе только эмпирические наблюдения. Однако многие из этих наблюдений современная наука смогла подтвердить, либо переосмыслить и представить в виде дыхательных упражнений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Речевое дыхание. Онтогенез речевого дыхания……………………………………….5
2. Диагностика речевого дыхания…………………………………………………………8
3. Методическое обоснование и рекомендации по организации работы по формированию речевого дыхания……………………………………………………...9
1. Несовершенства речевого дыхания у дошкольников с ЗПР…………………...9
2. Методическое обоснование коррекционной работы по развитию речевого дыхания у детей с ЗПР……………………………………………………………9
3. Виды коррекционно-логопедической работы по формированию речевого дыхания…………………………………………………………………..………10
4. Задачи коррекционной работы………………………………………………….11
5. Этапы коррекционной работы по развитию речевого дыхания……………...12
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по речевому дыханию.docx

— 49.38 Кб (Скачать файл)

Полученные данные протоколировали. Результаты, полученные в группе для  детей с ЗПР (4-5 лет), сравнивались с результатами, полученными в  общеобразовательной группе (4-5 лет).

3. Методическое обоснование  и рекомендации по организации  работы по формированию речевого  дыхания у  дошкольников с ЗПР

Дыхательная функция нуждается  в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма  дыхания, увеличение силы дыхательных  мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

3.1. Несовершенства речевого  дыхания у дошкольников с ЗПР:

  1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
  2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
  3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
  4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
  5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
  6. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

3.2. Методическое обоснование  коррекционной работы по развитию  речевого дыхания у детей с  ЗПР.

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению речевых нарушений  у детей с ЗПР обязательно  включают в себя работу над дыханием.

Основанием для этой работы является положение о целостности  функционирования всего речевого аппарата: дыхания, голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и  координировании этого взаимодействия корой головного мозга. О значении дыхания и артикуляции часто  говорят специалисты в области  фониатрии.

В рамках теории деятельности в логопедической работе с детьми с ЗПР широко используется игровой  метод, который предполагает использование  различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими  приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

Выполнение дыхательных  упражнений в игровой форме вызывает у ребенка  с ЗПР положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.  Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир  сказок, песен, игр, стихов.

Сказка - популярный и любимый  детьми жанр. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Особое внимание обращается на тесную связь сказки с игрой. Через сказочные сюжеты и мотивы, ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности.

Стихи - короткие рифмованные  строки (ряды), соотносимые и соизмеримые  между собой. Стихи хорошо запоминаются  и эмоционально воспринимаются детьми. Пояснения, относительно смысла упражнений, приемов их выполнения или правил игры лучше воспринимаются и запоминаются детьми, если предъявляются в форме стихотворений, коротких рифмовок. В самом стихотворении может содержаться какой-либо  сказочный сюжет, призывающий к игре.

Вспомогательным средством, необходимым для создания  позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка. Помощь в подборе музыкального репертуара для сопровождения дыхательных игр и упражнений может оказать музыкальный руководитель.

Пение - форма дыхательной  гимнастики, развивает голосовой  аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную  динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной  емкости легких, резервных объемов  вдоха и выдоха, одновременное  уменьшение частоты и минутного  объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат.

3.3. Виды коррекционно-логопедической  работы по формированию речевого  дыхания.

  1. Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
  2. Дыхательные и звукодыхательные игры, как фрагмент образовательной деятельности - 5 минут.
  3. Звукоречевые игры как фрагмент образовательной деятельности - 5 минут.
  4. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент  прогулки - 5 минут.
  5. Голосовые упражнения и исполнение песен в процессе музыкальной деятельности.
  6. Дыхательные игры в процессе самостоятельной деятельности детей.

 

        При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  2. температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  3. одежда не должна стеснять движений;
  4. не заниматься сразу после приема пищи;
  5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться  в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с  движениями и речью.

3.4 Задачи коррекционной  работы..

Работа по формированию правильного  физиологического и речевого дыхания  у детей с ЗПР предполагает решение следующих задач:

  1. Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
  2. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  3. Развивать фонационный (озвученный) выдох.
  4. Развивать речевое дыхание.
  5. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью  его дыхания. Отсюда необходимость  постоянного повторения дыхательных  упражнений для закрепления навыков  правильного физиологического и  речевого дыхания.

Комплексное воздействие  на дыхательную систему ребенка  осуществляется в двух аспектах:

• участие в процессе коррекции разных специалистов: логопеда, музыкального руководителя, инструктора  по физическому воспитанию и воспитателя;

• использование дыхательных  упражнений в течение дня в  разных режимных моментах (в том  числе и в домашних условиях): в процессе образовательной деятельности, в  совместной деятельности взрослого (педагога, родителя) и ребенка, на прогулках.

Оборудование для развития дыхания является частью предметно-развивающей  среды логопедических кабинетов, музыкального и спортивного залов, групповых комнат.

3.5. Этапы коррекционной  работы по развитию речевого  дыхания.

Этапы работы по формированию правильного физиологического и  речевого дыхания у детей с  ЗПР соответствуют решаемой задаче. Переход к следующему этапу регламентируется только результатами работы.

I этап

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания ребенка.

В процессе занятий дети получают знания о том, что:

-дышать надо носом; 

-нельзя поднимать плечи  при вдохе; 

-в дыхании должен активно  участвовать живот. 

Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные  приемы дыхательной гимнастики - происходит подготовка к развитию грудобрюшного  типа дыхания.

Упражнения этого этапа  выполняются столько, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.

Сформированность грудобрюшного типа дыхания определяется  визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка). Необходимо следить, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Ребенок может также самостоятельно осуществлять зрительный контроль над правильностью  дыхания, выполняя упражнения перед зеркалом. На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры: «Покачай игрушку», «Бегемотик», «Качели», «Ныряльщики за жемчугом» и др. (см. Приложение 1). 

На этом же этапе проводится консультативно-просветительская работа с родителями (см.Приложение 2).

II этап

Цель: выработать у детей  более глубокий вдох и более длительный выдох.

В процессе занятий дети получают знания об основных дыхательных  процессах: вдох и выдох и о  том, что силу выдоха можно тренировать.

Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через  рот, тренируют силу выдоха.

Формировать длительную и  плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль:

  1. наматывание нитки на клубок;
  2. поднесение тыльной стороны ладони ко рту;
  3. движение руками по графическим схемам: горки, дорожки, спирали.

Рекомендуемые игры и упражнения: надувание воздушного шарика, игра на детских духовых инструментах (дудочка, свистулька, губная гармошка), « Футбол», «Листопад», «Снегопад», «Кораблик»  и др. (см. Приложение 1).

III этап

Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.

На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребенок тянет без голоса или  с голосом звуки на выдохе, максимально  долго. Сначала тянутся гласные  звуки, с изменением силы голоса, с  разной интонацией. Затем - согласные  звуки. Сначала выдох делается на глухих проторных согласных: "Ф", "С", "Ш", "Х". Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Продолжительность выдоха регулируется самим ребенком.

Звуковые дыхательные  игры могут выполняться ребенком ежедневно, как элемент зарядки  в детском саду и дома. Эти игры могут быть включены в занятия  по формированию правильного звукопроизношения.

Рекомендуемые игры и упражнения: «Лесная азбука», «Комар», «Жуки», «Рычалка», «Мычалка» и др. (см. Приложение 1)

IV этап

Цель: развитие речевого дыхания.

Этот этап является базовым  в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные  слова, затем фразы из двух, а далее  из трех-, четырех слов, поговорки  и скороговорки.

На первых занятиях используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через  рот. По мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед  речью, количество таких инструкций сокращается.

Для упражнений берутся только слоги со звуками, хорошо произносимыми  детьми (ма-мо-му-мы-мэ; на-но-ну-ны-нэ). Затем дети "поют" двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др.), трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки), двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу).

Рекомендуемые звуковые речевые  игры: «Изобрази животное» - сочетание речи с движением, «Эхо» и др.  (см. Приложение 1).

V этап

Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.

Логопед проговаривает фразу, типа: "Это яблоко большое и  красное", поднимает руку вверх (вдох), опускает вниз (выдох). При акценте  на одном из слов - рука движется в  горизонтальной плоскости.

Используются схемы предложений, где слово - "вагончик", на котором  сделан акцент, закрывается фишкой.

Как звукоречевая гимнастика используется произнесение на выдохе стихотворных строк в сочетании с движением, пение песен.

Успех ребенка на каждом этапе закрепляется постоянным надзором за дыханием, разъяснением и соответствующим  внушением.

Рекомендуемые игры: "Поезд", "Полет на шарике",  «Мой веселый звонкий мяч» и др.  (см. Приложение 1).

Заключение

Речевое дыхание детей  дошкольного возраста с задержкой  психического развития формируется  в процессе специально организованной и гармонично включенной в  коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием.

Целенаправленное формирование правильного речевого дыхания включает различные виды работы и типы деятельности.  Интерес детей поддерживается игровой формой их проведения, а так же использованием наглядного материала.

Задачи, поставленные в работе по формированию правильного речевого дыхания у детей с ЗПР, решаются поэтапно:

- улучшение функции внешнего (носового) дыхания. 

- выработка более глубокого  вдоха и более длительного  выдоха.

- развитие фонационного (озвученного) выдоха.

- развитие речевого дыхания. 

- тренировка речевого  дыхания в процессе произнесения  текста.

Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд  отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное  состояние ребенка. Правильное речевое  дыхание обеспечивает наилучшее  звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох  создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Информация о работе Методы и приемы речевого дыхания