Методы и приемы речевого дыхания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:45, реферат

Краткое описание

Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия.
Представления о механизме дыхания и о правильном дыхании, в частности, накапливаются человечеством с древнейших времен. Ряд учений, систем, методик в этой области имеют в своей основе только эмпирические наблюдения. Однако многие из этих наблюдений современная наука смогла подтвердить, либо переосмыслить и представить в виде дыхательных упражнений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Речевое дыхание. Онтогенез речевого дыхания……………………………………….5
2. Диагностика речевого дыхания…………………………………………………………8
3. Методическое обоснование и рекомендации по организации работы по формированию речевого дыхания……………………………………………………...9
1. Несовершенства речевого дыхания у дошкольников с ЗПР…………………...9
2. Методическое обоснование коррекционной работы по развитию речевого дыхания у детей с ЗПР……………………………………………………………9
3. Виды коррекционно-логопедической работы по формированию речевого дыхания…………………………………………………………………..………10
4. Задачи коррекционной работы………………………………………………….11
5. Этапы коррекционной работы по развитию речевого дыхания……………...12
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по речевому дыханию.docx

— 49.38 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем нами планируется  осуществлять поиск новых методов, приёмов и средств оптимизации  коррекционного процесса в работе с  детьми с ЗПР.

Список литературы

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. – М., 2004.
  2. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов н/Д., 2007.
  3. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения //Логопед в детском саду, 2005, №2.
  4. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.
  5. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – СПб, 2005.
  6. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М., 2007.
  7. Кучергина О.В. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. // Логопед, 2004, №5.
  8. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Ш. Шаховской. – М., 1999.
  9. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. – М., 2002.
  10. Никитина Е.Н. О правильном дыхании. // Логопед, 2007, №4.
  11. Печинина С.И. Играя, лечим. // Логопед, 2007, №4.

Приложение 

Игры для развития

речевого дыхания

  1. Игра «Бегемотик» 

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. 
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: 
Бегемотики лежали, бегемотики дышали. 
То животик поднимается (вдох), 
То животик опускается (выдох). 
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: 
 Сели бегемотики, потрогали животики. 

То животик поднимается (вдох),  

То животик опускается (выдох).

  1. Игра «Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. 
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей. 
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох), 
Качели вниз (выдох), 
Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В  играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

  1. Игра «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных  мышц.

Объявляется, что на морском  дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет  задерживать дыхание. Ребенок в  положении стоя делает два спокойных  вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания  сделать выдох. 

  1. Игра «Дыхание»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование: картинки с  изображением птиц, животных, людей, растений.

Ребенок находится в положении  сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

(Вдохи всем телом после  каждой строчки).

  1. Игра «Воздушный футбол»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "мячи" из ваты, кубики. 

Из кусочков ваты скатать  шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок  дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между  кубиками.

  1. Игра «Листопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать  листочки с ладони.

  1. Игра «Снегопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "снежки" из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку  на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с  ладони.

Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

  1. Игра «Кораблик»

 

 Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой  легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

  1. Игра «Лети, перышко!» 

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: перышки небольшого размера. 

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело. 

  1. Игра «Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные  шары.

Дети должны надуть воздушные  шары, набирая воздух через нос  и медленно выдыхая его через  рот.

Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик  дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь. 

  1. Игра « Лесная азбука» 

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы  губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки  лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" - идет недобрый  человек, его надо прогнать (топать  ногами).

"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать  руками по бедрам, будто сучья  трещат).

"Ы-Ы-Ы" - пришло время  всем собраться на поляне (хлопать  в ладоши). 

  1. Игра «Комар»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "комар".

(Проводится, если ребенок  правильно произносит звук "з").

Ребенок стоит, кисти к  плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит. 

  1. Игра «Жуки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "жук". 

(Проводится, если ребенок  правильно произносит звук "ж").

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося  звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем  у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем  свой режим. 

  1. Игра «Рычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. 

(Проводится, если ребенок  правильно произносит звук "р").

Дети соревнуются, кто  дольше прорычит на одном выдохе. 

  1. Игра «Варим кашу»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать  в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

("Продукты" поочередно  входят в круг - "горшочек").

Каша варится.

(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два,три,

Горшочек, не вари! 

  1. Игра «Мычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто  дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных  вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить  звук "М-М-М". 

  1. Игра «Дирижер»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.

Оборудование: палочка для  дирижера, фишки для обозначения  звуков (красные - гласные; синие с  колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые  без колокольчика - согласные, глухие мягкие).

Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в  другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей  произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос. 

  1. Игра «Изобрази животное»

Цель: развивать речевое  дыхание через произнесение на выдохе слогов. 

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками  и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква. 

  1. Игра «Эхо»

Цель: развивать речевое  дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

Дети делятся на две  команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей  громко произносит звук (слог, слово), а  другая повторяет его тихо.

Рекомендуется употреблять  гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные  слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ". 

  1. Игра «Поезд»

Цель: развивать речевое  дыхание в процессе произнесения фраз. 
Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий: "Игрушки", "Овощи" и др.

Показывается предметная картинка и педагог проговаривает  фразу типа: "Это яблоко" и  выставляет два вагончика.

Детям предлагается дополнить  фразу одним новым словом - добавить к поезду "вагончик".

Например, ребенок может  сказать: "Это большое яблоко". Следующий ребенок скажет: "Это  большое красное яблоко".

На каждое добавленное  слово присоединяется "вагончик".

Важно помнить, что перед  началом фразы необходимо сделать  вдох.

Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные  фразы - с паузой через 3-4 слова.  

  1. Игра «Полет на шарике»

Цель: развивать речевое  дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность  речи; умение сочетать речь с движениями.

Оборудование: разноцветные мячи.

Дети двигаются по кругу  с мячами в руках и произносят стихотворный текст:

Все дети во сне летают.

(Дети поднимаются на  носочки и тянут руки с мячом  вверх).

К звездам полететь мечтают.

Мы подрастаем, пока летаем.

(Дети двигаются по  кругу с мячами в руках).

Мы подрастаем, пока мечтаем.

(Дети поднимаются на  носочки, тянутся мячом вверх  и делают вращения вокруг себя).  

  1. Игра «Веселые движения»

Цель: развивать речевое  дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).

Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).

И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).

Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей  строки делается вдох. 

  1. Игра «Загони мяч в ворота»

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Используя бумажный или выполненный  из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно  дуют на него, перекатывая по столу.  

  1. Игра «Задуй свечу»

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Перед ребенком на столе  стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она  погасла. 

Информация о работе Методы и приемы речевого дыхания