Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:32, реферат

Краткое описание

Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на
различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами,
можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство
авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-
познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это
положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к
его научной трактовке.

Содержание

1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.
Стр. 3
2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Стр. 6
3. Методы закрепления изучаемого материала.
Стр. 13
4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала.
Стр. 15
5.Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
Стр. 19
6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Стр. 21

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 51.31 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.                              

    

1. Понятие «метод обучения». Классификация  методов обучения.

Стр. 3

2. Методы устного изложения знаний  учителем и активизации учебно-познавательной  деятельности учащихся.

Стр. 6

3. Методы закрепления изучаемого  материала.

Стр. 13

4. Методы самостоятельной работы  учащихся по осмыслению и усвоению  нового материала.

Стр. 15

5.Методы учебной работы по выработке  умений и навыков применения  знаний на практике.

Стр. 19

6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Стр. 21


 

     1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.

Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на

различные определения, которые  даются этому понятию отдельными дидактами,

можно отметить и нечто  общее, что сближает их точки зрения. Большинство

авторов склонны считать  метод обучения способом организации учебно-

познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного  это

положение, попытаемся более  детально рассмотреть данное понятие  и подойти к

его научной трактовке.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к

достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке

как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения

цели, определенным образом  упорядоченная деятельность», - сказано  в философском

словаре. Очевидно, что и  в процессе обучения метод выступает  как упорядоченный

способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению

определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод

обучения органически  включает в себя обучающую работу учителя (изложение,

объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной

деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет

материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную

деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному

формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам

учитель не объясняет новый  материал, а лишь определяет его тему, проводит

вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной

деятельности (обучающая  работа), а затем предлагает им самим  осмыслить и

усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа

учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся.

Все это позволяет сделать  вывод: под методами обучения следует  понимать

способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной

деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных

на овладение изучаемым  материалом.

Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения

». Прием обучения - это  составная часть или отдельная  сторона метода обучения.

Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который

применяется для выработки  у учащихся практических умений и  навыков, выделяются

следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на

практике, воспроизведение  учащимися показанных учителем действий и последующая

тренировка по совершенствованию  отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем

будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда

специфических приемов.

Не менее сложным и  вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов

обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов

схоластического обучения и  зубрежки, процветавших в старой школе, и

предпринимались поиски таких  методов, которые обеспечивали бы сознательное,

активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы педагог

Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только

два метода: метод исследовательский  и метод готовых знаний. Метод

готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего

метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого

сводилась к тому, что учащиеся все должны были познавать на основе наблюдения

и анализа изучаемых явлений  и самостоятельно подходить к  необходимым выводам.

В 20-е годы предпринимались  также попытки насаждения в школе  так называемого

метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма  и который был

заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация

отдельных учебных предметов и сведение всей учебной работы к так называемому

«проектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобразовательной

подготовки учащихся. С  тех пор в нашей педагогике утвердилось положение о

том, что в обучении не может быть никаких универсальных  методов и что в

процессе его должны применяться  различные методы учебной работы.

Дидактические исследования, однако, показывают, что номенклатура

(наименование) и классификация  методов обучения характеризуются большим

разнообразием в зависимости  от того, какой подход избирается при  их

разработке. Рассмотрим важнейшие  из них.

Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и  др.)

считали, что при классификации  методов обучения необходимо учитывать  те

источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три

группы методов: словесные, наглядные и практические. И действительно,

слово, наглядные пособия  и практические работы широко используются в учебном

процессе.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин  разрабатывали методы обучения, исходя из

характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению  изучаемым

материалом. С этой точки  зрения они выделяли следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ,

лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и

диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение  действий по применению знаний на

практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или  эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача,

которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и

пользуясь помощью учителя.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные

группы:

а) методы организации и  осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и  мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности.

Каждая из этих классификаций  имеет определенное основание и позволяет с

различных сторон осмысливать  сущность методов обучения. Однако в

дидактическом отношении  наиболее практичной представляется все  же

классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если

методы обучения выступают  как способы организации упорядоченной  учебной

деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению

познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие

группы:

а) методы приобретения новых  знаний,

б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,

в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация  хорошо согласуется с основными  задачами обучения и

помогает лучшему пониманию  их функционального назначения. Если в указанную

классификацию внести некоторые  уточнения, то все разнообразие методов

обучения можно разделить на пять следующих групп:

а) методы устного изложения  знаний учителем и активизации познавательной

деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод

иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:

в) методы самостоятельной  работы учащихся по осмыслению и усвоению нового

материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и

навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:

повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный,

фронтальный, уплотненный), выставление  поурочного балла, контрольные работы,

проверка домашних работ, программированный контроль.

     2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации

учебно-познавательной деятельности учащихся.

К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод

иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые

четыре из этих методов  называют также вербальными (от лат, verbalis - устный,

словесный). Нельзя не отметить, что в 20-З0-е годы в педагогике

предпринимались попытки  умалить значение словесных методов обучения, так как

они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят

учебный процесс к преподнесению  «готовых знаний».

Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устного изложения

знаний учителем?

     Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы

организации учебной работы. Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего

изложения изучаемого материала  учителем, и активизации познавательной

деятельности учащихся. Чаще всего он используется при изложении такого

учебного материала, который  носит описательный характер. В чистом виде рассказ

применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения

учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е.

сочетается с объяснением  изучаемого материала. Нередко изложение  новых знаний

даже целиком основывается на объяснении учителя. Все это показывает, что если

рассказ - это повествовательно-сообщающий, или повествовательно-информационный

метод изложения знаний, то метод объяснения связан с пояснением, анализом,

истолкованием и доказательством  различных положений излагаемого материала.

     Лекция. Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно

небольшого по объему учебного материала. При работе с обучающимися старшего

возраста, учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный

объем новых знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока, а иногда и  весь урок.

Изложение подобного материала  осуществляется с помощью лекции.

Слово лекция латинского происхождения  и в переводе на русский язык означает

чтение. Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее

написанного текста (конспекта) восходит к средневековым университетам.

Впрочем, в Англии до настоящего времени считается обязательным, чтобы профессор

университета приходил на занятия с текстом лекции и  пользовался им при

изложении материала студентам. В других же странах эта традиция утратила свое

значение, и понятие лекция означает не столько чтение заранее  подготовленного

текста, сколько специфический  метод объяснения изучаемого материала. В этом

смысле под лекцией  следует понимать такой метод  обучения, когда учитель в

течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по

объему учебный материал, используя при этом приемы активизации  познавательной

деятельности учащихся.

Поскольку лекция - это один из методов устного изложения знаний учителем,

возникает вопрос о ее отличии  от рассказа и объяснения. В одном из учебников

педагогики пишется: «Лекция  отличается от рассказа тем, что изложение  здесь

не прерывается обращением к учащимся с вопросами». В другой книге говорится о

другом отличии: «Лекция  сравнительно с рассказом и объяснением

характеризуется большей  научной строгостью изложения». Вряд ли можно

согласиться с указаниями на эти отличия лекции от рассказа и объяснения. В

самом деле, разве лекция перестает быть лекцией от того, что учитель по ходу

изложения (объяснения) материала  обращается к учащимся с вопросом? Наоборот,

иногда (о чем речь будет  идти ниже) полезно поставить перед  учащимися вопрос,

заставить их подумать с тем, чтобы активизировать их внимание и мышление. С

другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция

отличается от рассказа большей  научной строгостью или точностью, так как

научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам  обучения.

Так чем же в таком случае лекция отличается от рассказа и объяснения?

Единственное отличие  состоит в том, что лекция используется для изложения

более или менее объемистого учебного материала, и поэтому она занимает почти

весь урок. Естественно, что  с этим связана не только определенная сложность

лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей.

     Беседа. Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических,

Информация о работе Методы обучения