Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:32, реферат
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на
различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами,
можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство
авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-
познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это
положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к
его научной трактовке.
1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.
Стр. 3
2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Стр. 6
3. Методы закрепления изучаемого материала.
Стр. 13
4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала.
Стр. 15
5.Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
Стр. 19
6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Стр. 21
СОДЕРЖАНИЕ.
1.
Понятие «метод обучения». |
Стр. 3 |
2.
Методы устного изложения |
Стр. 6 |
3. Методы закрепления изучаемого материала. |
Стр. 13 |
4.
Методы самостоятельной работы
учащихся по осмыслению и |
Стр. 15 |
5.Методы учебной работы по |
Стр. 19 |
6.
Методы проверки и оценки |
Стр. 21 |
1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на
различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами,
можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство
авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-
познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это
положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к
его научной трактовке.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к
достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке
как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения
цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском
словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный
способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению
определенных учебно-
обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение,
объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной
деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет
материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную
деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному
формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам
учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит
вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной
деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и
усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа
учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся.
Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать
способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной
деятельности учащихся по
решению различных
на овладение изучаемым материалом.
Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения
». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который
применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются
следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на
практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая
тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем
будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда
специфических приемов.
Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов
обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов
схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и
предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное,
активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы педагог
Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только
два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод
готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего
метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого
сводилась к тому, что учащиеся все должны были познавать на основе наблюдения
и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.
В 20-е годы предпринимались также попытки насаждения в школе так называемого
метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма и который был
заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация
отдельных учебных предметов и сведение всей учебной работы к так называемому
«проектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобразовательной
подготовки учащихся. С тех пор в нашей педагогике утвердилось положение о
том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в
процессе его должны применяться различные методы учебной работы.
Дидактические исследования, однако, показывают, что номенклатура
(наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим
разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их
разработке. Рассмотрим важнейшие из них.
Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.)
считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те
источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три
группы методов: словесные, наглядные и практические. И действительно,
слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном
процессе.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из
характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым
материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ,
лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и
диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на
практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача,
которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и
пользуясь помощью учителя.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные
группы:
а) методы организации и
осуществления учебно-
б) методы стимулирования и
мотивации учебно-
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с
различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в
дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же
классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если
методы обучения выступают
как способы организации
деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению
познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие
группы:
а) методы приобретения новых знаний,
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и
помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную
классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов
обучения можно разделить на пять следующих групп:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной
деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод
иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового
материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и
навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:
повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный,
фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы,
проверка домашних работ, программированный контроль.
2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации
учебно-познавательной деятельности учащихся.
К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод
иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые
четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis - устный,
словесный). Нельзя не отметить, что в 20-З0-е годы в педагогике
предпринимались попытки умалить значение словесных методов обучения, так как
они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят
учебный процесс к преподнесению «готовых знаний».
Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устного изложения
знаний учителем?
Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы
организации учебной работы.
Рассказ - это метод повествовательно-
изложения изучаемого материала учителем, и активизации познавательной
деятельности учащихся. Чаще всего он используется при изложении такого
учебного материала, который носит описательный характер. В чистом виде рассказ
применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения
учителя, анализ фактов, примеров,
сопоставление различных
сочетается с объяснением изучаемого материала. Нередко изложение новых знаний
даже целиком основывается на объяснении учителя. Все это показывает, что если
рассказ - это повествовательно-
метод изложения знаний, то метод объяснения связан с пояснением, анализом,
истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала.
Лекция. Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно
небольшого по объему учебного материала. При работе с обучающимися старшего
возраста, учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный
объем новых знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока, а иногда и весь урок.
Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции.
Слово лекция латинского происхождения и в переводе на русский язык означает
чтение. Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее
написанного текста (конспекта) восходит к средневековым университетам.
Впрочем, в Англии до настоящего
времени считается
университета приходил на занятия с текстом лекции и пользовался им при
изложении материала студентам. В других же странах эта традиция утратила свое
значение, и понятие лекция означает не столько чтение заранее подготовленного
текста, сколько специфический метод объяснения изучаемого материала. В этом
смысле под лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в
течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по
объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной
деятельности учащихся.
Поскольку лекция - это один из методов устного изложения знаний учителем,
возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. В одном из учебников
педагогики пишется: «Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь
не прерывается обращением к учащимся с вопросами». В другой книге говорится о
другом отличии: «Лекция сравнительно с рассказом и объяснением
характеризуется большей научной строгостью изложения». Вряд ли можно
согласиться с указаниями на эти отличия лекции от рассказа и объяснения. В
самом деле, разве лекция перестает быть лекцией от того, что учитель по ходу
изложения (объяснения) материала обращается к учащимся с вопросом? Наоборот,
иногда (о чем речь будет идти ниже) полезно поставить перед учащимися вопрос,
заставить их подумать с тем, чтобы активизировать их внимание и мышление. С
другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция
отличается от рассказа большей научной строгостью или точностью, так как
научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам обучения.
Так чем же в таком случае лекция отличается от рассказа и объяснения?
Единственное отличие состоит в том, что лекция используется для изложения
более или менее объемистого учебного материала, и поэтому она занимает почти
весь урок. Естественно, что с этим связана не только определенная сложность
лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей.
Беседа. Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических,