Методы развития творческих способностей у учащихся средней школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. С конца XIX века мир предметов вытесняется миром процессов. Стремительно совершенствуются технологии во всех областях науки и техники, количество информации удваивается каждые 15 лет.
Такой лавинообразный процесс накопления информации и необходимость соответствующей реакции предъявляет высокие требования к человеку. Усилия, которые он вынужден приложить при этом, предполагают изменение его личностных характеристик.
Поэтому сегодня так актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно ставить и реализовывать цели, делать правильный выбор, анализировать возникающие проблемы и осознанно оценивать свою деятельность. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.76 Кб (Скачать файл)

Подготовка учителя к уроку должна опираться как на всесторонний анализ программы, где сжато, сформулированы цели и задачи истории, как школьного учебного предмета в целом и каждого ее курса, так и на знание всех компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует составление тематического планирования, в котором содержание разби­вается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Существуют краткие и подробные формы тематического планирования. Обязательными его компонентами, должны быть название темы и перечень ее образовательно-воспитательных и развивающих задач.4

Готовясь к уроку по данной теме, учитель, прежде всего, определяет его цели. Это наиболее трудный и важный момент подготовки. Всесторонне проанализировав содержание учебного материала, подлежащего изучению на данном уроке, определив его место в теме, разделе и курсе, учитель формулирует основную, содержательную идею урока, которую должны усвоить учащиеся. Но цель урока не сводится к передаче содержания и его усвоению. Она обусловлена необходимостью воспитания и развития учащихся. Конкретные воспитательные и развивающие цели

Для активизации познавательной деятельности надо выбирать методические приемы, соответствующие содержанию учебного материала и уровню развития учащихся, постепенно усложняя их из урока в урок, добиваясь необходимого уровня развития учащихся и их умений, отмеченных программой для данного класса.

Подготовка учителя к уроку завершается составлением его плана, в котором записываются тема, цели, дидактическое оборудование, структурные элементы урока с указанием их основного содержания и характера деятельности учащихся. Если планируется опрос, то формулируются основные и дополнительные вопросы, указываются номера или названия карточек. При изучении нового материала планируется содержательная последовательность и деятельность учащихся по ходу его изложения учителем или программируется самостоятельная работа учащихся с определенными источниками информации.

Каждая учебная ситуация на уроке планируется с обязательным указанием ее времени. Нерациональная трата учебного времени чаще всего происходит при опросе из-за неумения учителя ясно и четко ставить вопросы и неумения учащихся выполнить задание или ответить на вопрос. Иногда вместо того чтобы помочь ученику наводящими вопросами, напоминанием, показом, учитель выжидает ответ, повторяя вопрос несколько раз в труд­ной и непонятной для ученика формулировке. Особенно четко по времени должны планироваться демонстрации наглядных средств обучения через ТСО, строго учитываться их обучающая эффективность.5

В плане урока обязательно отмечается обратная связь от учащихся к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока или его части, хода обсуждения выполненного письменного задания, общего вывода из содержания урока и т. п.

Определяя домашнее задание, учитель не только должен указать номер очередного параграфа, но обязательно разъяснить, на что в содержании учебника и иллюстративного материала надо обратить особое внимание, на какие вопросы подготовить ответы, что следует твердо запомнить, какую литературу можно дополнительно почитать по содержанию урока и т. д.

В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательная деятельность школьников при полном контакте с ними учителя. Полноценный урок отличается реализацией в единстве задач образования, воспитания и развития учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Личностно-ориентированные  педагогические технологии на  уроках истории.

 Активные методы обучения, формирование обстановки творческой  активности позволяют достигнуть  целей обучения, связанных с развитием  интеллекта ребенка. Формирование  интеллекта начинается с образных  представлений об истории на  эмоционально - нравственном уровне. На следующем этапе необходимо  привести знания в простейшую  хронологически-пространственную систему. Далее формируется аналитическое  мышление, т.е. умения выявлять причинно-следственные  связи. Развивающее обучение стимулирует  такие процессы, как восприятие, внимание, мышление, память, развивает  творческие способности. Логические схемы, трёхчастный дневник, синквейн, кластер, проекты,   проблемные задачи, дидактические игры, эвристическая беседа, дискуссия, групповая работа, творчески - поисковые задания, используемые на уроках истории, позволяют включить учащихся в целенаправленный творческий процесс мыслительной деятельности и  оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.6

Кластер  графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое слово, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Может использоваться на разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления – для структурирования материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Пример: при изучении темы «Реформы Петра I»  - история России 7 класс, учащиеся составили кластер, в котором отображались основные реформы данного времени и их значение.

Синквейн - нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, причем этот дидактический прием может использоваться как на этапе изучения понятия, так и на этапе рефлексии. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.

Синквейн

1 строка - одно ключевое  слово, определяющее содержание  синквейна

2 строка – 2 прилагательных, характеризующих ключевое слово

3 строка – 3 глагола, показывающие  действия понятия

4 строка – короткое  предложение, в котором отражено  авторское отношение к понятию

5 строка – одно слово, через которое человек выражает  свои чувства и ассоциации, связанные  с понятием


 

Пример:  «Новая история 1500 - 1800» 7 класс, тема «Усиление королевской власти в XIV – XVвв. Абсолютизм в Европе». Синквейн, использован на этапе изучения понятия:

Прием «Инсерт» или пометки на полях, особенно нравится детям, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях  «v» - если информация им известна; «+» - информация, которая услышана впервые;  «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; « ?» - то, что осталось непонятным, вызывает желание узнать подробнее.

Эвристическая беседа - диалоговая форма общения учителя и учащихся, в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, поэтапно, усилиями всего класса под руководством учителя. В отличие от повторительно-обобщающей беседы, для ответов на эвристические вопросы школьникам недостаточно вспомнить и воспроизвести изученный ранее материал. Учитель, применяя эвристическую беседу, рассчитывает не только на умение учеников анализировать предъявленную информацию, но и на их интуицию, творчество, озарение. Этот прием логически продолжает проблемное изложение, когда школьники не могут самостоятельно найти способ решения проблемной задачи. Привожу пример такой беседы.

  Урок истории Древнего  мира в 5 классе по теме «В  гаванях афинского порта Пирей».  Основные понятия: афинские граждане  и неграждане. Сегодня демократия  предполагает, прежде всего равенство  всего народа. Можно ли говорить  о равенстве населения в Афинах? Докажите.

Трёхчастный дневник - ученики делят тетрадь на 3 колонки, озаглавленные соответственно: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». На 1 этапе урока заполняется только первая колонка, остальные две по мере продвижение от одного этапа урока к другому.

 Тема «В городе богини  Афины» 5 класс. Что мы уже знаем  по этой теме? Заполняем первую  колонку. О чём мы ещё не  говорили, что касалось бы жизни  в Афинах? (заполняем вторую колонку)

 Итак, в результате  работы с документами, беседы, просмотра  слайдов что вы узнали нового  для себя? ( заполняем третью колонку)    

Знаю

Хочу знать

Узнал

Афины – самый крупный полис в Аттике

594 г. до н.э. реформы Солона  в Афинах – стала закладываться  демократия 

Почему  Афины называли сердцем Греции? 

  1. Скульптура 

статуя богини Афины, статуя Ники бескрылой и т.д.

  1. Архитектура города

Храмы - Парфенон, Эрехтейон, Ники Бескрылой, Пропилеи, колонны трёх стилей - ионического,  дорического, коринфского.

Три главных района города.

Что такое Агора, Акрополь

Ремесло 

Краснофигурные и чернофигурные сосуды


 

     Немаловажная  роль отводится дидактическим  играм на уроках истории -  современному  и признанному методу обучения  и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной  формами, которые действуют в  органическом единстве.

     Использование  наглядных средств обучения и, прежде всего, условно – географических (карт, схем) может стать прекрасной  базой для развития мыслительной  деятельности школьников. Умело  выстроенная работа с картой  превращает учеников в «ученых». Например, при изучении темы «Древняя  Греция» урок истории Древнего мира в 5 классе, учащиеся получают задание: используя карту заполнить таблицу «Природно – географические условия Древней Греции». В итоге работы в тетрадях появляется запись:

«Природно – географические условия Древней Греции»

Страна

Местоположение

Природные особенности

Древняя Греция

На юге Европы, юг Балканского полуострова

Окружена морями:  Ионическим, Эгейским, наличие заливов, бухт – хорошие условия для мореплавания, рыболовства, морской торговли

Горная страна, горы крутые и обрывистые, изолируют области друг от друга, полезные ископаемые

Полноводных рек нет, отсутствует внутреннее судоходство

Недостаточное количество земли для выращивания зерновых культур и пастбищ скоту


 

 

Глава 2. Развитие творческого потенциала у учащихся средней школы на уроках истории.

2.1 Виды деятельности  обучаемых при изучении курса  истории Средних веков.

Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности. Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом социальных отношений и общественного поведения.7

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С.Каганом, Н.Е.Щурковой предложена обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей:

- познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает  любознательность, формирует потребность  в образовании, способствует интеллектуальному  развитию и овладению научными  знаниями;

- трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей  в виде самообслуживающего, общественно  полезного и производительного  труда, сочетающего бескорыстную  и оплачиваемую работу и тем  самым формирующего уважительное  отношение к материальным ценностям  как средству существования человека;

Информация о работе Методы развития творческих способностей у учащихся средней школы