Методы сбора эмпирических данных в научном исследовании по педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 16:44, реферат

Краткое описание

Анализируются познавательные возможности основных методов сбора эмпирической информации: опроса, анализа документов, наблюдения, эксперимента. Становление познавательных возможностей каждого из названных методов в общенаучном и частнонаучном аспектах, характеризуются современные нормативные требования к их использованию в различных исследовательских ситуациях, дается описание отечественного и зарубежного опыта их применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…...3
МЕТОДЫ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПО ПЕДАГОГИГЕ
§1. Понятие «эмпирические данные», «эмпирические методы исследования» ……………………………
§2. Виды эмпирических исследований……………………………
§3. Примеры использования эмпирических данных……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….….15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по педагогике.docx

— 32.97 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. УЛЬЯНОВА»

(ФГБОУ ВПО «УЛГПУ ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА»)

 

                                                  Кафедра педагогики

 

РЕФЕРАТ

Методы сбора эмпирических данных в научном исследовании по педагогике.

 

 

    Выполнил:

Студент 1-го курса гр. ТИ-14 Капсулова Дарья

Проверил:

 старший преподаватель  Дюльдина Жанна Николаевна

 

 

Ульяновск

2014

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…...3

МЕТОДЫ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПО ПЕДАГОГИГЕ

§1. Понятие «эмпирические данные», «эмпирические методы исследования» ……………………………

§2. Виды эмпирических исследований……………………………

§3.  Примеры использования эмпирических данных……………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….….15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эмпирические знания есть знания об основных параметрах исследуемых фактов, о функциональных связях между этими параметрами, о поведении объектов. "В качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений и экспериментов. Характерный признак эмпирического объекта - возможность его чувственного отражения. Результаты анализа эмпирических данных в ходе исследования выражаются не только в форме установления фактов, но и в виде эмпирических обобщений".

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о психолого-педагогических процессов, можно отнести те, которые непосредственно связаны с реальность, с практикой. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию, обобщение исходного материала для создания психолого-педагогической теории. К ним относятся: научное наблюдение, разные виды психологических и педагогических экспериментов, работа с научными фактами - описание полученных результатов, классификация фактов их систематизация, всевозможные способы анализа и обобщения; опросы, беседы, изучения результатов деятельности конкретных лиц и др.

Анализируются познавательные возможности основных методов сбора эмпирической информации: опроса, анализа документов, наблюдения, эксперимента. Становление познавательных возможностей каждого из названных методов в общенаучном и частнонаучном аспектах, характеризуются современные нормативные требования к их использованию в различных исследовательских ситуациях, дается описание отечественного и зарубежного опыта их применения.

 

§1. Понятие «эмпирические данные», «эмпирические методы исследования» .

 

Эмпирические данные  - данные полученные опытным путем, путем перебора и тому подобное (не теоретически).

Эмпирическими методами в педагогике называют методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания педагогической действительности. Раскрыть сущность педагогического явления, его типологии, функцию, условия, место, причины, следствия невозможно без теоретических методов. В то же время теоретическое мышление получает информацию, опираясь на эмпирическое исследование. 
Любопытное суждение об опыте, его взаимоотношениях с теорией оставил Леонардо Да Винчи: "истолкователем природы является опыт, он не обманывает никогда; наше суждение иногда обманывается, потому что ожидает результатов неподтверждённых опытом. Надо производить опыты изменяя обстоятельства, пока не извлечем из них общих правил, потому что опыт доставляет истинное правило... Люди, занимающиеся... науками... и при этом совещающиеся не с природой, а с книгами, недостойной названия детей природы: я бы назвал их только внуками природы. Она одна учительница истинных гениев. Если я занимаюсь каким-либо предметом, я сначала произвожу опыты, а потом делаю выводы и собираю доказательства. Таков метод которого нужно следовать изучая явления природы" 
Методами эмпирического исследования в педагогике являются наблюдения, изучения и обобщения передового педагогического опыта, изучение документации и результатов педагогической деятельности, эксперимент; Ю.К. Бабанский выделяет так же метод экспертной оценки, его разновидность педагогический консилиум. Кроме того в педагогическом исследовании применяются методы психологического исследования (диагностика, тестирование), а также методы социологии (беседа, интервьюирование, анкетирование, контент-анализ, социометрия и др.)

               §2. Виды эмпирического исследования. 
                                               
К эмпирическим методам относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.   

 

Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование. Наблюдение широко применяется и на бытовом уровне, обеспечивая информацией стихийно протекающий процесс познания. Однако при стихийном наблюдении в силу особенностей человеческого внимания многие детали от наблюдателя ускользают, а другие детали быстро забываются, не образуя целостной системы знаний об объекте. Наблюдение как метод педагогического исследования имеет целенаправленный характер, оно осуществляется по определённому плану, его результаты фиксируются, а в конце наблюдения собранные данные обобщаются.

 

    Можно выделить следующие этапы наблюдения:

· определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

· выбор объекта, предмета и педагогической ситуации (что наблюдать);

· выбор способа наблюдения, менее влияет на исследуемый объект и лучше обеспечивает сбор необходимой информации (как наблюдать);

· выбор способов регистрации того, что наблюдается (как вести записи);

· обработка и интерпретация полученной информации (каков результат)

 

 

 

К достоинствам наблюдения относятся его доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом. 

 

Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что...

- на достоверность результатов  сильно влияют личностные особенности  наблюдателя, его интересы, убеждения  и стереотипы;

- достоверность полученных результатов  прямо пропорциональна длительности  наблюдения (чем дольше проводилось  наблюдение, тем статистически достоверней  данные, полученные с его помощью);

- личным наблюдением физически  невозможно охватить все моменты  исследуемого процесса, а это  значит, что многие факты всё  равно останутся неустановленными.  

 

Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы. 

 

Основные виды анкет:

- открытые (опрашиваемые должны  сформулировать ответ самостоятельно);

- закрытые (опрашиваемым надо выбрать  наиболее подходящий ответ из  нескольких готовых вариантов);

- смешанные (комбинированные), предусматривающие  возможность как выбора из  готовых вариантов, так и самостоятельной  формулировки ответа. 

 

Анкетирование наиболее эффективно, если требуется выявить коллективное мнение по каким-либо вопросам и потребности значительного количества людей. В зависимости от цели анкетированию могут подвергаться педагоги, учащиеся, их родители, представители ближайшего социального окружения. Применяя этот метод, следует помнить, что результаты анкетирования, даже полученные на больших выборках, отражают мнения, установки, стереотипы мышления и восприятия респондентов, особенности данной социальной группы, а поэтому они могут значительно расходиться с установленными научными фактами. 

 

С помощью анкетирования можно за относительно малый отрезок времени охватить опросом большое количество людей, а стандартные формулировки вопросов в анкетах позволяют сравнительно легко обрабатывать полученные данные. Однако при анкетировании исключается возможность корректирования формулировок вопросов. Поэтому важным условием эффективности этого метода является достаточное качество используемого вопросника (ясность для опрашиваемого сути вопросов, возможность дать на них однозначные ответы или выбрать приемлемый вариант ответа из предложенных альтернатив, а также избегание вопросов, провоцирующих заведомо лживые ответы). При проведении массовых анкетирований фактором, снижающим правдивость ответов, становится мнение других людей (например, заполняя анкету одновременно с другими людьми, человек может списать ответ у соседа, чтобы «не выделяться», или наоборот: ответить по-другому из желания отличиться, а вовсе не потому, что он действительно считает иначе). 

 

Беседа (диагностическая беседа) – метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и любой метод, беседа преследует определённую цель, а её результаты анализируются. Как и анкетирование, она проводится на основе предварительно разработанных вопросов, однако формулировки и последовательность вопросов задаются не жёстко, они могут варьироваться. К условиям успешности беседы относятся её индивидуальный характер («с глазу на глаз»), сосредоточенность исследователя на собеседнике, создание доверительной обстановки, умение исследователя стимулировать речевую активность опрашиваемого, не отвлекаясь при этом от поставленной исследовательской цели. 

 

Беседа как метод исследования, по сравнению с анкетированием, имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием непосредственного контакта с опрашиваемым человеком. К ним относятся возможности:

- управлять влиянием на ответы  опрашиваемого внешних раздражающих  факторов (избежать присутствия  третьих лиц; выбрать наиболее  подходящие обстановку, освещение, время; изменять интонацию при формулировании вопросов и т.д.);

- менять формулировку вопросов  по ходу опроса, делая их более  «удобными» для отвечающего;

- задавать уточняющие вопросы, добиваясь более конкретных ответов;

- использовать невербальные каналы  общения для создания установки  на искренние ответы;

- отслеживать информацию, которая  транслируется опрашиваемым по  невербальным каналам общения (например, по характерным жестам, взгляду, позе человека в ходе беседы  можно выявить его эмоциональное  состояние, распознать неискренние  ответы);

- ситуативно расширять или сужать круг вопросов, в зависимости от характера и объёма информации, которой владеет опрашиваемый и которой он готов в данный момент поделиться. 

 

Недостатки диагностической беседы связаны с индивидуальным характером осуществляемого с её помощью опроса. В отличие от анкетирования, беседа не подходит для массовых опросов. Для проведения беседы необходим определённый психологический настрой, что предполагает специальный выбор места и времени, а также нежелательность открытого фиксирования получаемых ответов. Кроме того, успех этого метода зависит от уровня коммуникативных умений обоих участников беседы. Наконец, значительная вариативность формулировок вопросов и ответов затрудняет обработку результатов беседы. 

 

Изучение школьной документации (устава школы, личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы, классных журналов, отчётов, аналитических справок и т.д., а также финансово-хозяйственной документации) позволяет охватить изучением значительный объём данных. Это достоинство дополняется удобством поиска и обработки необходимой информации, которая в документах представлена в уже систематизированном виде и, как правило, в стандартных формах. Ещё одно достоинство метода изучения школьной документации обусловлено достаточно длительными сроками архивного хранения ряда школьных документов: возможность обращения к прошлому документально зафиксированному опыту и поиск в нём причин сегодняшних проблем и путей их разрешения. 

 

Недостатки метода изучения школьной документации проявляются, в основном, в двух аспектах: 

 

- стандартизация и деловой стиль  документов вводят жёсткие ограничения  на характер и количество документально  фиксируемых фактов, вследствие  чего не фигурирующие в документе  факты остаются вне поля зрения  исследователя, а именно они могут  оказаться особенно важными для  познания новых свойств и явлений  в исследуемом объекте; 

 

- в документе могут присутствовать  искажения фактов, которые вводят  в заблуждение человека, изучающего  документ (фактическая достоверность  документов может пострадать, например, из-за стремления «казаться лучше, чем на самом деле» или из-за  элементарной небрежности в ведении  документации). 

 

Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса. Так, помимо разнообразных ученических работ предметами изучения могут быть: элементы эстетического оформления класса-кабинета, изготовленные учителем лично или при его участии, под его руководством; продукты деятельности, отражающие увлечения педагогов, увлечения родителей и семейные увлечения, а также различного рода достижения и т.д. 

 

Продукты деятельности материальны, их наличие и количество легко проверить, в отличие от их зафиксированных документальных отражений, в которых описания предметов вполне могут не отражать некоторые важные в данный момент параметры, а количественные показатели могут быть случайно или намеренно искажены. Необходимость этого метода в педагогическом исследовании определяется ещё и тем, что с его помощью можно не только установить наличие и количество продуктов деятельности, но и выявить специфические свойства, характеризующие личность субъекта, создавшего тот или иной продукт. 

 

Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. В настоящее время для школы разработано множество тестовых методик, позволяющих выявить уровень обученности по различным предметам, уровень личностного развития учащихся и педагогов, изучить и оценить способности, интересы и потребности участников образовательного процесса. Всё более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов. 

Информация о работе Методы сбора эмпирических данных в научном исследовании по педагогике