Модульная технология обучения как средство формирования независимой, высокоразвитой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:05, реферат

Краткое описание

Со времен обретения нашей страной независимости абсолютно во всех сферах как экономической, так и социально-культурной жизни произошли и происходят по сей день глобальные изменения, лишь наращивая свои темпы. К основным событиям можно отнести:

- Принятие Конституции РК

- Строительство и модернизация вооруженных сил РК

Вложенные файлы: 1 файл

статья испрвленная.docx

— 29.68 Кб (Скачать файл)

    МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  НЕЗАВИСИМОЙ, ВЫСОКОРАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ 

    Святочевская М.А.

                (ГУ профессиональный лицей №2 г.Петропавловска)  
 

    Со  времен обретения нашей страной  независимости абсолютно во всех сферах как экономической, так и  социально-культурной жизни произошли  и происходят по сей день глобальные изменения, лишь наращивая свои темпы. К основным событиям можно отнести:

    - Принятие Конституции РК

    - Строительство и модернизация  вооруженных сил РК

    - Создание и развитие кредитно-финансовой  системы

    - Программа развития «Казахстан 2030»

    - Развитие внешнеполитических и  внешнеэкономических связей Казахстана

    - Переход системы здравоохранения  к условиям рыночной экономики

    - Концепция развития образования  в РК до 2015 года, новые стандарты  образования

    Огромные  положительные сдвиги планируются  во всех областях деятельности. Но возможно ли это без качественного образования? Кто будет развивать науку, технику, экономику, политику, если не собственный  высококвалифицированный специалист? Понимая, что образование –это «наше все», государство в значительной степени заинтересовано в его реформах в первую очередь.

    Процесс становления своей национальной модели образования в Казахстане сопровождается изменением образовательной  парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект -субъектная педагогика Я.А. Коменского, И. Гербарта заменяется иной, обращённой к ребёнку как к объекту самоактуализации, самовыражению(я) и самореализации (что-то получается самоактуализация за счет ребенка, а не самоактуализация ребенка). В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности: учителя и ученика [1]. 
Законом «Об образовании» Республики Казахстан утверждён принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские[2]. 
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. 
Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка. 
Исходя из этого первичной становится необходимость найти и развить те методы обучения и конкретные способы деятельности, которые могут обеспечить наивысшую эффективность обучения

    Но  о каком новом качестве образования  может идти речь, если, как это  бывает при традиционном обучении, основной целью встреч педагога и  обучаемого является предоставление первым информации второму? Таким образом, одним из принципиальных моментов на сегодняшний день является самостоятельная  работа учащихся. Эффективным педагогический процесс будет только при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Этому условию отвечает ряд современных педагогических технологий, в том числе и технология модульного обучения.

    Система модульного обучения обладает множеством достоинств:

  1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.
  2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить её блоками.
  3. Задаётся индивидуальный темп учебной деятельности.
  4. Поэтапный контроль знаний и практических умений даёт определённую гарантию эффективности обучения.
  5. Возможность рейтингового контроля.[3]

    C целюповышения эффективности образовательного процесса педагогами используется технология модульного обучения М.М. Жанпеисовой.

    Одной из особенностей технологии является ориентация не на усвоение знаний, а  на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов: различных видов памяти "слуховой, зрительной, моторной", мышления, внимания; на развитие активного словарного запаса (устной и письменной речи).

    Базовые же знания являются лишь одним из главных  средств достижения поставленных целей  в предлагаемой технологии.

    Дифференцированная  работа даёт возможность повысить качество знаний учащихся. Каждый ученик по желанию  может работать над упражнениями разной трудности. Кроме того, детям  предлагается самостоятельно выбирать задания, заранее оговаривать оценку за правильность их выполнения. Такая  работа не только способствует активации  деятельности учащихся, но и учит их реально оценивать свои возможности. Сегодня ученик справляется с  задачами средней трудности, а завтра - самые трудные задачи ему по плечу. Повышение качества обучения, воспитания и развития учащихся - одно из важнейших направления работы школы по реализации государственной программы "Образование". Однако проблема качества образовательных услуг встает в один ряд с другими проблемами - воспитания и развития в школьнике социальной компетенции, культуры, межличностных отношений, инициативы, творчества.

    Технология  модульного обучения М.М. Жанпеисовой. помогает решать многие проблемы, стоящие перед учителем, а именно:

  1. повышение эффективности урока;
  2. создание системы работы с одаренными детьми;
  3. создание системы учета продвижения учащихся к цели, поставленной учителем и осознанной самими учащимися;
  4. самовоспитание, саморазвитие и саморегуляция личности;
  5. перевод субъектно-объективных отношений в субъектно-субъективные и другие.

    Кроме этого данная технология реализует  всю систему основных принципов  обучения и образования - как классических, так и появившихся в процессе развития науки и практики в последние  годы.

    Предоставление  учащемуся центрального места в  системе « учитель – ученик», перевод школьника из состояния  объекта обучения и воспитания в  состояние активной деятельности  как субъекта жизни.

    Основные  характеристики модульной технологии.

    - мотивация деятельности;

    - паритетные отношения учителя  и учеников;

      возможность общения с товарищами;

    - открытость конечных результатов  деятельности и гарантированность  их достижения;

    - «мягкий» контроль в процессе  освоения учебного содержания;

    - психологический комфортный климат  на уроке.

    Общеучебные умения и навыки  учащихся при модульной технологии.

    - умение ставить цель своей  деятельности и подчинять все  свои действия  этой цели;

    - умение самостоятельно добывать    знания, приобретать определенные  специальные навыки;

    - оценивать и анализировать свою  деятельность;

    - навыки самоконтроля, взаимоконтроля, учебного, делового общения, самообучения,

      умение работать в паре, группе, самостоятельно по алгоритму  и творчески.

    Роль  учителя при модульном обучении.

  1. Составление модулей – инструкций;
  2. Уточнение инструкций при практической работе с ними;
  3. Контроль знаний и коррекция умений и навыков.[4]

    Учитель должен точно сформулировать цель урока, задачи каждого этапа урока, разбить  учебное содержание на отдельные  логически  завершенные учебные  элементы, продумать алгоритм выполнения каждого из них, определить способы  учебной деятельности учащихся, спрогнозировать  результат, подготовить необходимое  количество копий текста урока (технологическая  карта должна быть у каждого ученика  или хотя бы на каждой парте)[5].

    Элемент модульной технологии обучения –  модульный урок.

    Модульный урок состоит из двух академических  часов. При составлении модульного урока, я использую следующие  элементы:

  1. формулировка темы урока;
  2. определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
  3. разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);
  4. подбор необходимого фактического материала;
  5. определение способов учебной деятельности учащихся;
  6. отбор методов и форм преподавания и контроля;
  7. составления модуля данного урока.

    На  модульных уроках учащиеся могут  работать индивидуально, парами, в группах  постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем- либо из товарищей.

    Роль  учителя на уроке заключается  в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке  учеников.

    Исходя  из характеристики модульной технологии обучения, мной был составлен целостный  курс модульных уроков, которые от общих 40 часов, определенных программой на изучение общей биологии составляли 30 учебных часов. При работе по данной технологии мною постоянно проводилось  редактирование учебного материала  с учетом возможных недочетов (сложность  для усвоения, большие временные  затраты и др.)

    Помимо  классической модульной технологии, в конце большинства уроков проводилась  рефлексия, чтобы понять, что является для учащихся более сложным, что  нравится, что следует исключить либо заменить другими формами, так как все учащиеся впервые столкнулись с модульной технологией обучения.

    Пример  рефлексии:

    - Удовлетворён ли ты своей работой  на уроке?

    А) Да; б) И да, и нет; в) нет; г) затрудняюсь  ответить.

      - Каким образом ты собираешься  устранить пробелы, затруднения?

    А) Спрошу у учителя; б) спрошу у товарища; в) справлюсь сам; г) не знаю.

     - Смог бы ты объяснить новый  материал своему товарищу?

    А) Да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь  ответить.

     - Какую форму работы на уроке  ты предпочитаешь?

    А) Индивидуальную; б) парную; в) групповую; г) коллективную, когда участвует  весь класс.

    В процессе внедрения новой парадигмы  образования – процент педагогов  применяющих новые технологии обучения существенно вырос, применение модульной  технологии производится не только в  общеобразовательных учреждениях, но и планируется внедрение ее в образовательный процесс ВУЗов :

    «Мы в университете привыкли к тому, что различные инновационные  технологии пробуем, применяем на занятиях. Модульные уроки требуют большей  подготовки от учителя, но это для  педагога не проблема. Но навыки самоподготовки учеников при этом обучении развить  иногда бывает достаточно сложно, "привыкают получать готовые знания, а не добывать их". Сейчас в университете с внедрением кредитной технологии будут внедрять модульное обучение и в рамках объединения близких дисциплин в модуль, так как при помощи данной технологии возможно повысить эффективность обучения» Адерихина В.Ю. – старший преподаватель кафедры биологии, ЕГФ, СКГУ.

    «Модульная  технология обучения интегрирует в  себе все то прогрессивное, что

    накоплено в педагогической теории и практике и позволяет учащимся цельно и  гармонично развиваться, благодаря  реализации индивидуального подхода  к обучению. Модульная технология дает возможность учащимся самостоятельно добывать знания под руководством учителя, что способствует гораздо более  прочному усвоению знаний. Все это  создает благоприятные условия  для формирования личности учащегося, и в конечном итоге становления  профессионалов, способных к самообразованию, что необходимо в условиях конкурентоспособной  рыночной экономики.» - преподаватель кафедры общей биологии ЕГФ СКГУ Гайдин Сергей.

    На  уроках по разделу общая биология для 1 курсов профессионального лицея  №2 мною было начато применение модульной  технологии обучения: на 2010-2011 годы были составлены и проведены модульные  уроки на подавляющее большинство  тем учебной программы. Данный эксперимент  проводился в 3 группах, 2 группы были контрольными (обучение велось по классической технологии).

Информация о работе Модульная технология обучения как средство формирования независимой, высокоразвитой личности