Музыкальные занятия для обучения и развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение музыкального занятия для обучения и развития дошкольников.
Объект исследования: процесс организации музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – музыкальные занятия как ведущая форма обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МВи ОД.docx

— 52.60 Кб (Скачать файл)

Федеральное Агенство по образованию

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

 

 Альметьевский институт 

 

Педагогический факультет

 

 

 

                                                                              Кафедра педагогической

                                                                               психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ,

 ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине «Методика обучения и воспитания в

области дошкольного образования»

Специальность «Дошкольная образование»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса заочного отделения с применением дистанционных образовательных технологий, гр. д931у

Исмагилова Розалия Ахметовна

Преподаватель:Кафедра педагогической психологии

                               и педагогики

                                                     Василиса Владимировна 

                            Тертычная

 

 

 

 

Альметьевск – 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы музыкального образования волновали человечество очень давно. Далекие древневосточные цивилизации – Индия, Египет, Китай – оставили нам мифы и уникальные документы, в которых запечатлено понимание древними народами музыкального искусства, его божественного предназначения и необходимости обучения музыке.

Решение проблем музыкального образования получает свое продолжение в Средневековье, эпоха Возрождения обращает нас к музыке как к искусству эмоционально-чувственного познания мира, возводит ее в ранг самостоятельного искусства, а композитора рассматривает как художника, творца.

20 век становится определяющим  для развития профессиональной  музыкальной педагогики и методики  музыкального воспитания дошкольников. Основные направления научно-практического поиска связаны с разработкой идей музыкального воспитания, развитием музыкального вкуса и культуры слушания музыки; определением логики и содержания музыкального образования человека на всех ступенях образования; определением совокупности средств музыкального воспитания ребенка в семье и в образовательных учреждениях.

20 век для методики  музыкального воспитания дошкольников  – ключевой. Появляются исследования, связанные с музыкальной деятельностью  детей от рождения до 7 лет.

В 20 веке появляются самостоятельные национальные программы и авторские системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

В 1930-1940 годы идет активный научно-практический поиск решения проблем музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

В 1930-е годы музыкальный воспитатель и методист Т.С. Бабаджан создает уникальные игры, разнообразные игровые сюжеты сопровождающиеся музыкой.

Н. В. Метлов – один из первых создателей системы отечественного музыкального воспитания в детском саду. Большое внимание Н.А. Метлов уделял изучению ребенка, его запросов, интересов, способностей.

Основоположница отечественной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, методики музыкального воспитания дошкольников, признанной в мире, Н.А. Ветлугина доказала уникальное значение музыкальной деятельности в целостном развитии дошкольника, целостном педагогическом процессе детского сада.

В своих работах Н.А. Ветлугина не раз обращалась к проблеме соотношения обучения и творчества дошкольников, считая ее наиболее интересной и сложной в методике, к проблеме развития музыкальности ребенка в условиях педагогического процесса в детском саду, становления музыкальной культуры с ранних лет жизни. Эти вопросы не утратили своей актуальности и сегодня.

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги? Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности  имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Музыкальное развитие детей зависит от форм организации  музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.

    Основной формой организации музыкального воспитания в детского саду является музыкальное занятие. Вопросам музыкального развития дошкольников и организации обучения на занятиях посвящены работы таких исследователей как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова, М.А, Медведева, Н.А. Чичерина и др. Проблема построения музыкальных занятий затрагивалась также в исследованиях А.И. Катичене, М.Ю. Викат, Л.И. Вайчене, А.Н. Зинич и др.

Именно на занятии происходит взаимодействие педагога и ребенка.

Цель исследования: определить  значение музыкального занятия для обучения и развития дошкольников.

Объект исследования:   процесс организации музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования – музыкальные занятия как ведущая форма обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста использовать музыкальные занятия, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую  литературу по данной теме.

2.Изучить процесс развития способностей

3.Изучитьмузыкальные занятия детей старшего дошкольного возраста

4.Провести опытно-экспериментальную  работу подтверждающие влияние музыкальных занятий на развитие способностей детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, анкетирование. Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований. А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Е.А.Медведевой, Б. П. Никитиной, В.Г.Петровой .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Значение музыки

Музыка – искусство особого, художественно – образного отражения жизни и внутреннего мира человека.

Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает человека всю жизнь.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. Они объединяют людей в едином переживании, стают средством общения между ними.

Еще одна особенность музыки в том, что каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитор, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания.

Самая интересующая нас особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

 

1.2. Задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста

      Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь  и интерес к музыке. Только  развитие эмоциональной отзывчивости  и восприимчивости дает возможность  широко использовать воспитательное  воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления  детей, знакомя их в определенно  организованной системе с разнообразными  музыкальными произведениями и  используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к  разнообразным видам музыкальной  деятельности, формируя восприятие  музыки и простейшие исполнительские  навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность  детей (сенсорные способности, ладовысотный  слух, чувство ритма), формировать  певческий голос и выразительность  движений. Если в этом возрасте  ребенка обучают и приобщают  к активной практической деятельности, то происходит становление и  развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному  развитию музыкального вкуса. На  основе полученных впечатлений  и представлений о музыке проявляется  сначала избирательное, а затем  оценочное отношение к исполняемым  произведениям.

6. Развивать творческое  отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

  1. Содержание, виды и формы музыкальной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении

Организация работы по музыкальному воспитанию подразумевает осуществление целенаправленного музыкального воспитания детей в разных видах музыкальной деятельности. К ним относятся: занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность.

Музыкальный руководитель ДОУ отвечает за общую постановку музыкального воспитания в детском саду: проводит систематическую работу с детьми, используя разнообразные формы ее организации, занимается с воспитателями, повышая их музыкальный уровень, организует консультации, пропагандирует вопросы музыкально-эстетического воспитания среди родителей. Теория и практика дошкольной педагогики определяет следующие формы организации музыкальной деятельности: занятии, использование музыки на праздниках и в развлечениях, в игровой, самостоятельной и другой деятельности.

Игра – основная деятельность детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, песни сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Музыкально-самостоятельная деятельность возникает по инициативе детей в процессе игр и наполняет их жизнь интересным содержанием.

Источником возникновения детского музицирования являются, прежде всего, музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар  песен, игр, танцев.  Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в  сопровождении  инструмента.  Но если  их будут учить петь без сопровождения, то они  смогут сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано.

Многие   ребята   любят   танцевать,   маршировать   под   музыку.

Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

 В быту детского сада ребёнок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Участие педагога носит косвенный характер. Качество самостоятельного детского исполнительства, как правило, несколько хуже, чем на занятии, но ценность такого исполнительства велика, так как свидетельствует о сформированности интереса к музыке. Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя.

Праздники и развлечения включают большое разнообразие видов и жанров художественной музыки, которая при творческой инициативе воспитателей и активности детей решает большие задачи музыкально-эстетического воспитания.

 Как замечает О. П. Радынова, праздник выполняет важные функции только в том случае, если в детском саду ведется систематическая работа по музыкальному воспитанию детей.

Задачи культурно-досуговых мероприятий в детском саду А. Н. Зимина видит в следующем:

- дать детям радость  и побуждать их к активности;

- дать яркие художественные  музыкальные впечатления;

- привить интерес и  любовь к музыке, развивать музыкальную  восприимчивость и музыкальную  активность ребенка.

Организация детского праздника, как пишет Ю. И. Братчикова, включает в себя следующую предварительную работу:

1) тщательный отбор сценария  и актеров;

2) выбор музыкального  и литературного материала соответственно  теме праздника и возрастным  особенностям детей;

3) разучивание музыкально-речевого  материала с детьми и педагогами;

4) проведение репетиций;

5) изготовление костюмов  и декораций;

6) подбор фонограмм, специальных  световых и звуковых спецэффектов;

7) приготовление угощений.

Содержание детских праздников весьма разнообразно и представлено: танцами, пением, художественным словом, инсценировками стихов и сказок, постановками небольших пьес, шутками, репризами, сюрпризными моментами.

Информация о работе Музыкальные занятия для обучения и развития дошкольников