Наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:46, реферат

Краткое описание

Наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.

Вложенные файлы: 1 файл

Наблюдения.docx

— 20.45 Кб (Скачать файл)
 

Наблюдения. Виды наблюдений.  
 

 Наблюдение  – метод чувственного познания  природы. Обеспечивает непосредственный  контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.

 Два последних  вида наблюдения ввиду их сложности  используют в работе с детьми  среднего и старшего дошкольного  возраста. В ходе этих наблюдений  развиваются сообразительность,  наблюдательность, совершенствуются  процессы анализа, сравнения,  умозаключения. Наблюдения организуются  воспитателем при ознакомлении  детей с растениями и животными,  погодой, трудом взрослых в  природе, они проводятся на  занятиях и экскурсиях, на прогулках,  в уголке природы и т. д.  В одних случаях воспитатель  организует всех детей, в других  — наблюдение проводится с  небольшой группой или с одним  ребенком. Это зависит от содержания  наблюдения и тех задач, которые  ставит перед собой воспитатель.  Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при  высокой умственной активности  детей, заставляло их думать, искать  ответы на поставленные вопросы,  развивало любознательность, воспитывало  интерес и бережное отношение  к природеМетодика проведения экскурсий.  
 

 Природоведческая  экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные  самостоятельные детские наблюдения  и сбор природного материала,  игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель,  подводя итог, обращает внимание  детей на общую картину природы.  Построение экскурсий и последовательность  их проведения варьируются в  зависимости от цели, от сезона.

 Приведя детей  к месту экскурсии, воспитатель  в краткой беседе напоминает  цель занятия, дает им осмотреться,  затем дети приступают к наблюдению  намеченных объектов и явлений  природы.

 Основная  часть экскурсии — коллективное  наблюдение. Здесь решаются основные  программные задачи занятия. Воспитатель  помогает детям подметить и  осознать характерные признаки  предметов и явлений. Это достигается  различными приемами. Воспитатель  дополняет наблюдения своим рассказом  и пояснением. Основное внимание  в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей  рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями  природы. Полезно в процессе  наблюдения явлений использовать  произведения детской художественной  литературы, стихотворения, загадки.  Обращение к поэзии должно  быть естественным, ненавязчивым. Сочетание  различных приемов и удельный  вес каждого могут видоизменяться  в зависимости от цели и  содержания экскурсии. По окончании  основной части надо дать детям  возможность удовлетворить любознательность  в индивидуальных самостоятельных  наблюдениях и сборе природоведческого  материала. Однако, давая задание  собрать материал, следует строго  ограничивать его количество, с  тем, чтобы сосредоточить внимание  ребят только на определенных  растениях или животных и, кроме  того, решать задачи воспитания  бережного отношения к природе.  Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться  пассивным наблюдателем. Иногда  надо показать, как выкапывать  растение, срезать ветку и т.  д. Однако нельзя всю работу  выполнять за детей. Собранный  материал сортируют, раскладывают  по папкам, корзинкам, часть его  используют для игр и упражнений. В играх дети закрепляют знания  о характерных особенностях предметов,  выражают словами их качество, запоминают названия растений  и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай  по описанию», «Ветка, ветка, где  твоя детка?» , «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

 Сельскохозяйственная  экскурсия. Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле (вспашка, сев, сбор урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, на огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, ботанический сад, парники, птичники и т. д. Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

 Своеобразие  этих экскурсий состоит в том,  что дети могут наблюдать и  деятельность человека, и природу,  на которую он воздействует. Важно  также показать, что и для какой  цели делают люди, как и какие  машины, используют, как относятся  к труду, как строят, заботятся  о хороших взаимоотношениях, результатах  труда. Экскурсия на сельскохозяйственные  объекты начинается с предварительной  беседы. Ее задача — вызвать  интерес к предстоящим наблюдениям.  В задачу самой экскурсии входит  рассматривание объектов труда  (растений, животных) и наблюдение  самого процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание  на способы использования механизмов  и машин. Хорошо, когда по ходу  экскурсии дети сами выполняют  в помощь взрослым какое-либо  дело (кормят животных, собирают  колоски и т. д.). Дети участвуют  в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде. При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

 Работа после  экскурсии. Знания, полученные на  экскурсии, расширяются и закрепляются  на занятиях, в играх, в наблюдениях  в уголке природы за принесенными  объектами. Сразу же после возвращения  с экскурсии собранный материал  необходимо разместить в уголке  природы (растения поставить в  вазы, цветочные горшки; животных  поместить в аквариум, террариум,  садки), за растениями и животными  организовать наблюдения.

 Через 2—3  дня после экскурсии воспитатель  проводит занятия с использованием  раздаточного материала, рисование,  лепку, дидактические игры с  природным материалом, читает художественную  литературу, заслушивает рассказы  детей о том, где были и  что видели. В заключение проводится  обобщающая беседа.

 Планируя  беседу после экскурсии, воспитатель  должен поставить вопросы так,  чтобы в памяти детей восстановить  весь ход экскурсии, подчеркнуть  наиболее важные в образовательном  и воспитательном отношении моменты,  подвести их к установлению  связей между явлениями. 
 

        виды экскурсий. Значение их.  
 
 

 Экскурсия  — один из видов занятий  по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок  может в естественной обстановке  наблюдать явления природы, сезонные  изменения, увидеть, как люди  преобразуют природу в соответствии  с требованиями жизни и как  природа служит им.

 Преимущества  экскурсий-занятий и в том,  что здесь дети имеют возможность  видеть растения и животных  в среде их обитания. Экскурсия  помогает формировать у ребят  первичные мировоззренческие представления  о взаимосвязях, существующих в  природе, материалистическое миропонимание.

 Экскурсии  в лес, в поле, на берега рек  и озер привлекают внимание  детей, предоставляют возможность  под руководством воспитателя  собирать разнообразный материал  для последующих наблюдений и  работы в группе, в уголке природы.  На экскурсии у детей развиваются  наблюдательность, интерес к изучению  природы. Они приучаются всматриваться  в предмет и подмечать его  характерные особенности. Красота  природы вызывает у ребят глубокие  переживания, неизгладимые впечатления,  способствует развитию эстетических  чувств. На этой основе формируется  любовь к родной природе, бережное  отношение к ней, любовь к  Родине.

 По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в ц для печати                  ПонравилоЦелевая прогулка и ежедневные прогулки. Сходства и различия этих форм организации детей при ознакомлении с природой.  
 

 Наблюдения  на занятиях и экскурсиях проводят  в тесной связи с другими  формами работы в повседневной  жизни.

 Прогулки. Для  ознакомления детей с природой  широко используют прогулки. Здесь  воспитатель может ознакомить  ребят с теми явлениями природы,  представления о которых складываются  длительное время. Детей знакомят  с таянием снега, набуханием  почек, появлением травы и т.  п. Здесь же можно организовать  разнообразные игры с природным  материалом — песком, глиной, водой,  льдом, листьями и т. п.; у  дошкольников накапливается чувственный  опыт, они видят природные явления  в естественных условиях во  всех связях и отношениях. На  прогулках дети испытывают удовольствие  от общения с природой. Повседневные  наблюдения за явлениями природы  не должны быть случайными, их  надо заранее продумывать. При  этом следует использовать разнообразные  формы организации ребят (фронтальные,  групповые, индивидуальные). Фронтальная  организация наблюдений на прогулках  используется для ознакомления  детей с яркими сезонными изменениями,  с трудом взрослых. Наблюдения  могут проходить и с небольшими  группами детей (рассматривание  цветущего растения, появившихся  всходов, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная  работа. Большую работу во время  прогулки можно провести в  цветнике и огороде. Дети поливают  растения, подкармливают их, рыхлят  землю. Эту работу планируют  на утро и вечер.

 Для труда  в огороде и цветнике детей  организуют в зависимости от  цели. Одни задания они могут выполнять всей группой (посадку, посев, сбор урожая), другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. В старших группах возможна организация дежурств по участку весной и летом.

 Дети старшей  и подготовительной к школе  групп наблюдения на прогулках  отражают в календаре природы,  где зарисовывают яркие сезонные  изменения в неживой природе,  в жизни животных, растений, отражают  труд людей.

 Начиная со  второй младшей группы проводят целевые прогулки (с выходом за пределы участка детского сада — к водоему, на луг, на пастбище и т. п.). На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями (гнездование грачей, ледоход).

 Наблюдения  в уголке природы. Работу по  ознакомлению дошкольников с  природой в детском саду проводят  ежедневно. Форма организации  детей разная (в зависимости от  возраста и содержания работы). Изредка к труду и наблюдениям  привлекают всех детей, однако  чаще труд и наблюдения осуществляют  в таких формах, как поручения  и дежурства. К выполнению отдельных  трудовых поручений привлекают  детей младшей группы. Постоянные  дежурства в составе 2—3 человек  вводятся со старшей группы.  
 
 

        Версия для печати                  П

 

 

 

 

 

 

сь нажм

 

 

 

Целевая прогулка и ежедневные прогулки. Сходства и  различия этих форм организации детей  при ознакомлении с природой.  
 

 Наблюдения  на занятиях и экскурсиях проводят  в тесной связи с другими  формами работы в повседневной  жизни.

 Прогулки. Для  ознакомления детей с природой  широко используют прогулки. Здесь  воспитатель может ознакомить  ребят с теми явлениями природы,  представления о которых складываются  длительное время. Детей знакомят  с таянием снега, набуханием  почек, появлением травы и т.  п. Здесь же можно организовать  разнообразные игры с природным  материалом — песком, глиной, водой,  льдом, листьями и т. п.; у  дошкольников накапливается чувственный  опыт, они видят природные явления  в естественных условиях во  всех связях и отношениях. На  прогулках дети испытывают удовольствие  от общения с природой. Повседневные  наблюдения за явлениями природы  не должны быть случайными, их  надо заранее продумывать. При  этом следует использовать разнообразные  формы организации ребят (фронтальные,  групповые, индивидуальные). Фронтальная  организация наблюдений на прогулках  используется для ознакомления  детей с яркими сезонными изменениями,  с трудом взрослых. Наблюдения  могут проходить и с небольшими  группами детей (рассматривание  цветущего растения, появившихся  всходов, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная  работа. Большую работу во время  прогулки можно провести в  цветнике и огороде. Дети поливают  растения, подкармливают их, рыхлят  землю. Эту работу планируют  на утро и вечер.

Информация о работе Наблюдения