Неблагополучная семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, падение нравственности и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Целью данной работы является изучение неблагополучной семьи как фактор риска в развитии дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Неблагополучная семья как фактор риска в развитии дошкольников…….4
1.1. Понятие семейного неблагополучия……………….………………………4
1.2. Неблагополучная семья – источник проблем безнадзорного дошкольника……………………………………………………………………...7
2. Социальная работа с неблагополучной семьей……………………………..10
2.1. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка…...10
2.2. Коррекционно – педагогическая работа воспитателя с неблагополучной семьёй…………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

конт раб неблагоп семья.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 - педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т. д.

 Объектом воздействия  могут быть все взрослые члены  семьи, ребенок и сама семья  в целом, как коллектив. Действуя  в интересах ребенка, педагог  дошкольного учреждения призван  оказывать необходимую помощь  и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.). Специалисты в области педагогики считают, что деятельность педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательному, психологическому, посредническому. Рассмотрим названные направления работы.

1. Образовательное направление.  Включает помощь родителям в  обучении и воспитании. Помощь  в обучении направлена на формирование  педагогической культуры родителей  и их просвещение. Помощь в  воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

2. Психологическое направление. Включает социально-психологи-ческую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки воспитателя в союзе с психологом становится наиболее эффективной. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

3. Посредническое направление.  Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников,  выставок, утренников и т. д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной моделей.

 Работая с семьей, воспитатель выступает, как правило,  в трех ролях: советник, консультант,  защитник. Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

Работая с семьей, воспитатель  нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж – это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда педагог находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 месяцев).

Педагог может использовать следующие формы надзора. Официальный  надзор – это надзор, осуществляемый педагогом по поручению официальных органов (органы опеки и попечительства, органы управления образованием и т. п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль – это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста; в этом его отличие от социального патронажа.

Семейное консультирование представляет собой оказание педагогом  консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Неблагополучная семья  – это семья, в которой ребенок  испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение  со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Проблемы семьи и  подготовки детей к будущей семейной жизни были актуальными на протяжении многолетней истории развития Российского государства. Они привлекали и привлекают к себе внимание педагогов, психологов, медиков, социологов и демографов. Ведь именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия.

Семья – это модель и форма  базового  жизненного тренинга, один из важнейших факторов социализации личности, происходящей в процессе воспитания в семье посредством механизма социального научения. Только включенность детей в реальные семейные отношения влияет на сформированность в дальнейшем их семейного поведения, на умение выстраивать в будущем личные  жизненные сценарии.

На нынешнем этапе  эти проблемы особенно актуальны. В современном российском обществе снижается внимание к семье, семейному образу жизни, семейной политике; эти ценности все еще не воспринимаются в числе приоритетных, происходит разрушение культуры семьи, снижение ее воспитательного потенциала, педагогической грамотности родителей.

 В результате мы  наблюдаем рост таких негативных  явлений, как безнадзорность и беспризорность, детская преступность, рост социального сиротства  и др. Современная семья чутко реагирует на происходящие перемены и трансформации. Это служит дополнительным импульсом для осмысления роли семьи, ее актуальных проблем и перспектив развития.

 

 

Список использованной литературы

 

Буянов М.И. Ребенок  из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. 207 с.

Галагузова М.А., Мардахаева Л.В. Методики и технологии работы социального  педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.

Ганишина И.С., Ушатиков А.И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 288 с.

Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и  подростками. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 288 с.

Сахарова В.В., Копалкина Т.В., Решнова Е.С. Организация профилактических и реабилитационных мероприятий в случаях жестокого обращения с несовершеннолетними. Волгоград, Управления социальной защиты населения, 2011. 61 с.

Синкевич И.А., Сергеева А.А. Ученые записки МГПУ. Сборник научных статей. Мурманск: МГПУ, 2007. Вып. 7. 340 с.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для  педагогов и родителей. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 272 с.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального  педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272 с.

Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 240 с.

Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2005. 254 с.

1 Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. С. 75

2 Ганишина И.С., Ушатиков А.И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. С. 105.

3 Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. С. 54.

4 Синкевич И.А., Сергеева А.А. Ученые записки МГПУ. Сборник научных статей. Мурманск: МГПУ, 2007. Вып. 7. С. 95

5 Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2011. С. 102


Информация о работе Неблагополучная семья