Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 10:24, реферат
Нейродермит (neurodermitis; греч. neuron нерв + derma кожа + -itis) — хронический зудящий дерматоз, характеризующийся папулезной сыпью с лихенизацией кожи в очагах поражения.
Этиология и патогенез. Существует несколько теорий происхождения нейродермита. Неврогенная теория рассматривает заболевание как невроз кожи, о чем свидетельствуют обострения нейродермита при отрицательных эмоциях, нервно-психических травмах, наличие вазомоторных расстройств. Т.о., нейродермит является как бы следствием нарушения адаптационной способности организма при стрессовых реакциях. Согласно аллергической теории, нейродермит чаще трансформируется из детской экземы, развивающейся, как правило, на фоне экссудативного диатеза.
Дальнейшее развитие нейродермита и возникновение нервно-психических расстройств наряду со степенью тяжести кожных поражений и другими биологическими факторами зависит от отношения родителей к ребенку с нейродермитом. Б. С. Калашниковым (1986) было обнаружено три основных варианта отношений:
• безразличное отношение, гипоопека, жестокое обращение с детьми.
Адекватное отношение было отмечено примерно в 1/з случаев. В этих семьях были гармоничными межличностные отношения и высокая ответственность за воспитание и здоровье ребенка. Родители, понимая, что нельзя рассчитывать на быстрое излечение, оптимистично относились к прогнозу заболевания ребенка. Они следовали указаниям врачей, выполняли их советы. Лечение расценивали как одну из важных, но не самую главную задачу воспитания ребенка. В результате оказалось, что при таком отношении родителей к больному почти у 1/3 пациентов нервно-психических расстройств не было; у половины были астенические проявления. Тревожная, астено-деп-рессивная и истерическая симптоматика отмечена лишь у 1/5 части больных.
Сверхценное отношение родителей проявлялось в их чрезмерной тревоге за состояние здоровья ребенка. Это приводило к неоднократным посещениям все новых и новых врачей, лечению у неспециалистов, самодеятельности в назначении лекарств и, в конечном итоге, к неудовольствию и разочарованиям в связи с недостаточной эффективностью терапии. Болезнь ребенка для таких родителей тяжела и неизлечима, в связи с чем она становилась основной проблемой жизни семьи. Вокруг ребенка-«кумира» создавалась тепличная обстановка, которая сводилась к попыткам обезопасить его от любых предполагаемых вредностей. В условиях такого воспитания более 3/4 детей имеют тревожно-фобическую, астено-субдепрессивную или истерическую симптоматику.
Безразличное отношение родителей к больному ребенку встречается значительно реже: в неблагополучных семьях с нарушенными межличностными отношениями ее членов или при асоциальном поведении родителей безразличное или негативное отношение к болезни ребенка сочеталось с недостаточным лечением. В этих семьях дети предоставлены сами себе, никто не контролирует посещение школы, успеваемость. В некоторых семьях отмечают жестокое обращение с детьми. Нарушения поведения у этих пациентов выявлены в 50% случаев, в то время как астенические проявления встречались в 2 раза реже. Патохарактерологическое формирование личности наблюдают именно у этих больных.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отношение родителей к заболеванию ребенка, стиль воспитания в семье, а также тяжесть течения нейродермита оказывают влияние на возникновение и формирование нервно-психических расстройств.
Почти у всех детей с нейродермитом есть негативные переживания, связанные с отрицательным отношением окружающих к их кожным поражениям. Одних детей обижали прозвища, в которых отражалась неприязнь сверстников. Другие из-за своего косметического дефекта не участвовали в коллективных детских играх. Третьи страдали из-за того, что с ними отказывались общаться из-за «заразности» или отталкивающей внешности. Многие избегали раздеваться в присутствии других детей и поэтому были вынуждены отказаться от занятий физкультурой.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
Основным методом диагностики описанных нервно-психических расстройств является клиническое наблюдение. При диагностике этих расстройств не требуется принципиально менять привычный метод расспроса больных. Целесообразно лишь обратить более пристальное внимание на ряд особенностей поведения ребенка и несколько расширить круг вопросов, задаваемых больным для выявления нервно-психической симптоматики. Кроме того, необходимо отметить ряд особенностей истории жизни ребенка и его семейного окружения.
Форма и тяжесть течения нейродермита оказывают существенное влияние на характер нервно-психических расстройств и степень их выраженности. Астенические и астено-субдепрессивные проявления чаще наблюдают у больных с локализованной формой дерматоза при относительно гладком его течении. Выраженные истерические и тревожные проявления, нарушения поведения отмечают, как правило, у лиц с распространенной формой нейродермита, плохо поддающейся лечению. Данные объективного исследования суммируют с результатами бесед с детьми. Полученные материалы уточняют при расспросе родителей. Необходимо выяснять, как давно возникли у ребенка те или иные нервно-психические расстройства, и имеют ли они тенденцию к прогрессированию. При изучении анамнеза целесообразно обратить особое внимание на черепно-мозговые травмы, длительные истощающие соматические заболевания в раннем и более старшем возрасте, неблагоприятное течение беременности и родов, как на факторы, обусловливающие биологическую (церебральную) неполноценность, предрасполагающую к возникновению нервно-психических расстройств. Чаще подобные вредности отмечают в анамнезе больных с нейродермитом и нарушениями поведения. Кроме того, дополнительным фактором, повышающим риск возникновения нервно-психических расстройств, является неблагополучная семья (неполная или распадающаяся, злоупотребляющие алкоголем родители, высокая частота внутрисемейных конфликтов, отсутствие внимания родителей к детям).
Если нервно-психические расстройства существуют длительно (свыше 34 месяцев), либо имеют тенденцию к прогрессированию и выражены в той степени, которая затрудняет адаптацию детей в коллективе, препятствует нормальному функционированию, можно предполагать, что эти расстройства носят стойкий, явный характер. Дополнительным указанием на развитой характер нервно-психических расстройств служит их обнаружение у больных с тяжелым течением нейродермита, отягощенным анамнезом и у детей из неблагополучных семей. Наличие нервно-психических расстройств — показание для направления больного к детскому психиатру. Астенические, нерезко выраженные субдепрессивные и тревожные расстройства, продолжающиеся короткий период времени (менее нескольких месяцев), как правило, не сложны в диагностике и поддаются лечению, которое может осуществляться дерматологом совместно с психиатром. Такие кратковременные расстройства составляют более половины всех наблюдающихся случаев нервно-психических нарушений у детей, больных нейродермитом.
Глава III. Психолого-педагогическая и психотерапевтическая коррекция нейродермита у детей и подростков.
Перечисленные психогенные факторы, влияющие на возникновение, оформление и динамику нервно-психических расстройств у детей с нейродермитом, обусловливают необходимость сочетания психофармакологического лечения с психотерапией и педагогическим воздействием, равно как и двойную ориентацию психотерапевтических мероприятий — личностную и семейную.
Особенности реагирования больных детей позволяют сформулировать задачи, решаемые последовательно в 5 этапов:
5) коррекция нарушенных
Коррекционные мероприятия сочетают с психофармакологическим лечением, ориентированным на коррекцию преобладающих нервно-психических нарушений. На первом этапе психотерапия проводится, начиная с 5—6-го дня после назначения психотропных препаратов индивидуально, затем в группе. Применяется рациональная психотерапия с использованием элементов художественного творчества и игры, суггестия наяву. Ориентация мероприятий учитывает ведущую клиническую симптоматику и особенности семьи больного. Так, для детей с астенической симптоматикой, воспитывавшихся в гармоничной семье, при адекватном отношении родителей к болезни, психотерапевтическое воздействие состоит лишь в создании теплой эмоциональной обстановки, доверительного контакта между врачом и пациентом, в известной степени восполняющих детям дефицит общения с родителями.
Пациентов с тревожно-фобической, астено-субдепрессивной, истерической симптоматикой и нарушениями поведения включают в более сложные психотерапевтические мероприятия. После установления контакта детям разъясняют, что лечение сопряжено с определенными болезненными процедурами; указывают на результат от применения психофармакологических препаратов. Быстро наступающий эффект повышает уверенность ребенка в положительных результатах дальнейшего лечения.
На втором этапе всем детям, особенно младшим, разъясняют, что их болезнь не является «заразной», а тем более опасной для жизни и здоровья и физически; не может препятствовать полноценному общению в коллективе. В доступной форме разъясняют связь между переживаниями трудностей и усилением зуда. Дети получают сведения о возможной тенденции нейродермита к сезонным обострениям, но обязательной последующей ремиссии дерматоза, получают информацию о смысле процедур. Для снижения значимости обид со стороны окружающих, с детьми ведут беседы о том, что насмешки и издевательства могут исходить только от непорядочных или не очень умных и воспитанных детей, в то время как истинные друзья никогда не судят о человеке по его внешности. Тем старшим детям, у кого реакция на заболевание включает переживания невозможности получить желаемую профессию (моряк, водитель), поясняют, что нейродермит не может служить препятствием к осуществлению их мечты.
Рациональную психотерапию дополняют на втором этапе изобразительным творчеством. Детей просят нарисовать свою болезнь так, как они себе ее представляют. Чаще всего изображают животных или насекомых отталкивающего вида (змеи, жуки и др.). В процессе анализа рисунка психотерапевт старается выяснить, почему болезнь кажется ребенку страшной (неприятной). При этом «страшное» низводится до незначимого и смешного. Во время выполнения рисунка дети с помощью психотерапевта учатся критично относиться к болезни.
На третьем этапе психотерапевтическое и коррекционное педагогическое воздействие направлено на уменьшение страха, тревоги или навязчивости, коррекцию поведенческих нарушений, снижение эмоциональной насыщенности истерических проявлений, субдепрессивных расстройств.
Важное значение и на этом этапе имеет использование методики детского творчества — рисунков с изображением предметов страха, травмирующих ситуаций (общение в семье, коллективе, встречи с новыми людьми, ситуаций, в которых больные подвергались насмешкам, обидам). В беседах с детьми, у которых доминировали нарушения поведения и истерические расстройства, делают акцент на недопустимости негативных форм поведения. Показывают, как добиться желаемой цели (внимания, сочувствия) приемлемыми методами — расширением сферы активности, внимательным отношением к окружающим. Детям со сниженным настроением внушают уверенность в преходящем характере этих расстройств, указывают на возможность связи сниженного настроения с обострением дерматоза, с одной стороны, и с травмирующими обстоятельствами — с другой. Директивно внушают эффективность назначенного лечения (суггестия наяву).
На четвертом этапе у всех пациентов, независимо от ведущих нервно-психических расстройств, вырабатывают навыки более гибкого поведения в коллективе, актуализируют те черты личности, которые могут помочь детям раскрыть себя. Исходя из особенностей личности конкретного больного, обсуждают возможности и способности к какому-либо роду деятельности вне учебных занятий — участию в художественной самодеятельности, рисованию, конструированию, занятиям спортом. Детям предлагают выразить в рисунках травматичные для них ситуации с возможными вариантами поведения при них с тем, чтобы они избрали оптимальный путь реагирования. Затем аналогичные трудные ситуации больные воспроизводят в игре на групповых психотерапевтических занятиях. Группы из 5—6 детей подбирают по возрасту. Разыгрывают стандартные ситуации с распределением ролей («обидчик-жертва», «ведущий-ведомый»), которые, как правило, выбирают сами дети. Продолжительность занятий составляет 25—30 мин. Детям раскрывают значение этих «игр» и рекомендуют в дальнейшем переносить их результаты в жизнь и принимать на себя активные роли, которые им, судя по результатам игры, вполне по плечу. Занятия проводятся 2-3 раза. Позиция, занимаемая при этом психотерапевтом, характеризуется как «одобряющий протекционизм».
Выделение пятого этапа в качестве завершающего скорее носит не временной, а общий характер. Подключение родителей к занятиям начинают еще при сборе семейного анамнеза. При этом с родителями, крайне чувствительно реагирующими на заболевание ребенка, проводят беседы, раскрывающие содержание болезни, разъясняют ее особенности, возможные последствия и варианты течения. Подчеркивают, что фиксация внимания детей на проявлениях болезни, многочисленные консультации у различных специалистов негативно влияют на формирование личности и достигают цели, прямо противоположной поставленной родителями. Такое поведение не облегчает положения ребенка, а способствует его «уходу в болезнь», появлению переживаний и нервно-психических расстройств. Родителям, безразлично или негативно относящимся к заболеванию ребенка, разъясняют опасную роль такой позиции в связи с возможным появлением у детей неправильных личностных реакций, снижением школьной успеваемости, нарушений поведения и т. п. Родителям рекомендуют больше времени уделять детям, контролировать их деятельность, летнее время и выходные дни проводить по возможности вместе. Психотерапевт совместно с родителями и детьми обсуждает меры по расширению социальной активности больных — их участие в работе кружков (художественных, технических, спортивных). Необходимость и возможность дальнейшего наблюдения специалистом по нервно-психическим расстройствам (психиатром) должна быть согласована с родителями больного.
Результаты терапии показывают, что наиболее быстрое и полное исчезновение нервно-психических расстройств достигается при сочетании дерматологического, психотерапевтического и психофармакологического лечения — в среднем через 20 дней.
Список литературы:
Информация о работе Нейродермит как психосоматическое заболевание