Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Как известно изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………стр. 2


1. Нетрадиционная технология как средство развития детского изобразительного творчества
1.1. Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков…………………………………………………………… стр. 3-4
1.2. Проблемы развития детского изобразительного творчества в
психолого-педагогической и методической литературе ………стр. 4-5
2. Содержание и методика работы по использованию нетрадиционной технологии изображения с целью развития детского творчества
2.1. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной технологии изображения с целью развития детского творчества ………………………………………………стр.5-6 2.2. Характеристика нетрадиционных изобразительных технологий стр. 6-7
3. Результативность внедрения нетрадиционных технологий в учебный процесс…………………………………………………………………стр.7-8

Заключение …………………………………………………………………...стр.8-9

Литература………………………………………………………стр. 9

Вложенные файлы: 1 файл

VPUSKNAYa_SUHOVOY_T_N__1420911082_85515.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

- развивать чувство сочетания цветов, расположение элементов узора;- расширять знание детей о изобразительном искусстве;

Воспитательные:

-воспитывать у детей  интерес к изобразительной деятельности;

-воспитывать чувства  прекрасного, самостоятельность и  творческую активность;

-воспитывать нравственные  и этические чувства, коммуникативность;

Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение,должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и в свободное от занятий время.

        Использование в работе этой методики, повышает у детей интерес к изобразительной деятельности, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей. У них развивается воображение, мышление, речь, мелкая моторика. Поддерживается проявление фантазии, смелости в изображении собственных замыслов.

 

2.2. Характеристика нетрадиционных изобразительных технологий

      В данной работе хотелось бы уделить особое внимание характеристике нетрадиционных технологий рисования (графических, живописных) лепки, аппликации.

      Среди технологий рисования в детском саду используют следующие: монотипию, кляксографию, граттаж и, точечный рисунок, рисование ладошкой, пальцем. В аппликации -коллаж, объемная и рванная аппликация и др. В лепке – пластилин и глина, реже лепка из песка и бумажной массы.

      Перечень нетрадиционных техник, используемых в работе дошкольных учреждений не отличается разнообразием. Поэтому я решила остановиться на рекомендациях авторов, занимающихся этим вопросом.

      Лыкова И.А. дает следующие рекомендации по использованию

нетрадиционных техник. Работу с использованием нетрадиционных технологий следует начинать с младшей группы по принципу "от простого к сложному".

Основные технологии, используемые в этом возрасте: рисование пальчиками,

ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями.

                                                                  -6-

В средней группе добавляется рисование свечой.

В старшей группе нетрадиционные технологии: кляксография с трубочкой, монотипия, набрызг, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном, гравюра, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом.

      В подготовительной группе добавляется: тиснение, тычок жесткой полусухой кистью, рисование по сырому, черно-белый граттаж, кляксография с ниткой, батик, рисование солью, расчёсывание краски, двойное примакивание кисти.

     Перечислим наиболее известные виды нетрадиционных художественно–графических технологий, представленных А.В. Никитиной. Она рекомендует живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.

      Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными технологиями: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки.

       В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и технологии: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.

Формы работы с детьми:

Основной формой работы является:

- подгрупповые занятия,

- индивидуальная деятельность,

- общая организационная  деятельность,

- свободная.

На занятии важно активизировать внимание:

- сюрпризный момент (приходит  герой, отправиться в путешествие) .

- просьба о помощи,

- музыкальное сопровождение,

- сказки, стихи, загадки.

         

 3.  Результативность внедрения нетрадиционных технологий в учебный процесс

             Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Разнообразие современных художественных материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.                    

 

                                                         -7-

Развивая изобразительную деятельность современными нетрадиционными

средствами у детей развиваются:

- мелкая моторика рук  и тактильное восприятие;

- пространственное ориентирование  на листе бумаги;

- внимание и усидчивость;

- изобразительные навыки  и умения: наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость.

       Организация совместных творческих выставок – конкурсов повышает авторитет в глазах ребенка; позволяет сплотить детей и их родных на основе совместной деятельности, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.

          В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами :

-повысился уровень эмоционального  благополучия дошкольников;

-дети проявляют больше  самостоятельности, инициативы, творчества;

-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;

-через рисунок и цвет  выражают свое отношение к  окружающему миру;

-могут сочетать несколько  технологий для создания задуманного  образа;

-дают оценку результатам  своей деятельности;

-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.

 

Заключение

 

 Рисование в детстве  оказывает огромное влияние на  всестороннее развитие личности  ребенка и, прежде всего на  его эстетическое развитие. Важно  в этом возрасте подвести малыша  к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции).

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании...

Нетрадиционные технологии рисования  оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка  заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения.  

 Опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной технологией изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей.

 

                                                   -8-

Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.    

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

                                                

                                              Список литературы:

 

1. Акуненок Т.С. Использование  в ДОУ приемов нетрадиционного  рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

3. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей //  Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.  

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР.-М.,2004.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:        планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007

7.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая    группа. – М., 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-9-


Информация о работе Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности дошкольников