Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 22:28, контрольная работа
Знание путей возникновения неформальных объединений, их атрибутики и особенности функционирования, различных форм воздействия на членов таких групп - одно из направлений предупреждения правонарушений среди молодежи.
Неформальные объединения - это своеобразное социальное образование. Это, своего рода маленькое государство в государстве, со своими нормами, правилами и обычаями. Неформальные объединения возникли не год и два назад, и даже не 10 лет, они имеют очень богатую историю.
Неформальные молодежные объединения, с одной стороны, – закономерное порождение молодежной субкультуры, обусловленное историческими, экономическими, социокультурными причинами; в них подросток «отрабатывает» идентификационную поведенческую модель, удовлетворяет потребности в общении с ровесниками. С другой стороны, воспитательный потенциал неформальных молодежных объединений изначально антигуманен, т.к. в них присутствует идеологическое давление на личность, культивируются физиологические, гедонистические потребности, отмечается препятствие ее морально-нравственному развитию, социализации.
Введение ……………………………………………………. (3 -4 )
1. Неформальные молодежные объединения, направленность групп………………………………………………………… (4 – 6)
1.1. Причины возникновения неформальных объединений……………………………………………….(6 – 7)
1.2.Виды неформальных объединений………………...(7 – 11)
1.3. Особенности процесса социализации подростка..(11-13)
Заключение …………………………………………………. (13-14)
Список литературы……………………………………………. (15)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМ. В.Г. КОРОЛЕНКО» в г. ИЖЕВСКЕ
Контрольная работа по педагогике
Тема: «Неформальные объединения подростков как фактор социализации и воспитания»
Май 2012
Содержание
Введение ……………………………………………………. (3 -4 )
1. Неформальные молодежные объединения, направленность групп………………………………………………………… (4 – 6)
1.1. Причины возникновения неформальных
объединений……………………………………………….
1.2.Виды неформальных объединений………………...(7 – 11)
1.3. Особенности процесса
социализации подростка..(11-13)
Заключение …………………………………………………. (13-14)
Список литературы……………………………………………. (15)
"Нетрадиционные группы", "неформальные объединения"... Кто они? Чем занимаются, что думают? Эти вопросы в последнее время часто звучат со страниц газет, журналов, экранов телевизоров. Они волнуют не только молодежь, но и людей старшего возраста. Интерес к нетрадиционным объединениям возник недавно и, к сожалению, лишь тогда, когда появилось большое количество подобных группировок.
Объединения людей различают по формальным признакам (пол, возраст, специальность, профессия и т. п.) и неформальным (общность интересов, взглядов, увлечений, ценностных ориентации). В широком смысле слова неформальной является любая дворовая компания, группа людей. Неформальной будет всякая неофициальная, нигде не зарегистрированная группа людей, объединенных общими интересами.
Термин "неформальные группы" представляется не совсем удачным. Он как бы противопоставляет такие группы "формальным" (официальным, то есть зарегистрированным в государственных органах), что ведет к отождествлению деятельности последних с формальными бюрократическими методами работы. Однако средства массовой информации, в основном, используют первый термин, поэтому он используется в данной лекции как идентичный термину («нетрадиционные группы»).
Предупреждение правонарушений молодежи - одна из важнейших профилактических задач сегодняшнего дня. Нас не может не волновать, что за последние два десятилетия молодежная преступность возросла в полтора, а подростков - почти в два раза.
Позитивные изменения, вызванные, главным образом, усилением работы по укреплению порядка и дисциплины, еще не обеспечивают коренного перелома, особенно... в среде молодежи и подростков.
Знание путей возникновения неформальных объединений, их атрибутики и особенности функционирования, различных форм воздействия на членов таких групп - одно из направлений предупреждения правонарушений среди молодежи.
Неформальные объединения - это своеобразное социальное образование.
Это, своего рода маленькое государство
в государстве, со своими нормами, правилами
и обычаями. Неформальные объединения
возникли не год и два назад, и даже не
10 лет, они имеют очень богатую историю.
Неформальные молодежные объединения,
с одной стороны, – закономерное порождение
молодежной субкультуры, обусловленное
историческими, экономическими, социокультурными
причинами; в них подросток «отрабатывает»
идентификационную поведенческую модель,
удовлетворяет потребности в общении
с ровесниками. С другой стороны, воспитательный
потенциал неформальных молодежных объединений
изначально антигуманен, т.к. в них присутствует
идеологическое давление на личность,
культивируются физиологические, гедонистические
потребности, отмечается препятствие
ее морально-нравственному развитию, социализации.
На сегодняшний день необходимо воздействовать
на подрастающее поколение как формальных,
так и неформальных институтов социализации.
Неформальные институты социализации,
в отличие от формальных, практически
не контролируются, но в свою очередь оказывают
огромное влияние на социальное становление
подростка.
1. Неформальные молодежные объединения, направленность групп
Наряду с детскими общественными объединениями и организациями в нашем обществе функционируют и так называемые «неформальные объединения детей, подростков и молодёжи».
Неформальное молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер. Неформальные объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и
бесконтрольного (со стороны взрослых) общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели.
Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных. Различные неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т. п. Неформальные молодежные объединения следует отличать от таких смежных образований, как неформальная группа, неформальная группировка и неформальная организация.
Неформальная группа – группа, деятельность, которой определяется, прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению
социальных ролей. Как отмечает В.В. Воронов, чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Обычно неформальная группа насчитывает от 3-5 до нескольких десятков человек. Контакты ее членов носят ярко выраженный
личностный характер. Эта группа не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами ее сплочения служат симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет одного или нескольких неформальных лидеров. Основной формой
деятельности является общение членов группы, которое удовлетворяет потребности в психологическом контакте.
Как правило, школьники общаются в небольших контактных группах в 5-10 человек, часто относят себя к сторонникам того или иного течения, которые характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью.
Так, по направленности группы бывают просоциальными, асоциальными, антисоциальными. Для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т.д.
Асоциальные группы стоят в стороне от общественных проблем. Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора: употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой и т. п.
Антисоциальные – это криминальные, агрессивно-националистические группы. Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций – либо неформальных, либо прячущихся за вывеской «патриотической»
деятельности. Принадлежность к той или иной неформальной группе – часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения,
«примерять» на себя разнообразные социальные роли. Общеизвестно, что дети, подростки и молодежь, в силу различного рода причин не имевшие возможности постоянного общения со сверстниками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном
от людей и т.п.), в более позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в отношениях с сослуживцами, внутриличностные проблемы и т.д. По замечанию В.Д. Ермакова, большинство членов неформальных объединений, в отличие от своих сверстников, не входящих в подобные объединения, характеризуются зрелостью в социальном отношении. Они менее
подвержены юношескому инфантилизму, самостоятельно определяют истинность общественных ценностей, более гибкие в своем поведении в конфликтных ситуациях, обладают волевым характером.
Процесс вхождения подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу является процессом последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении, общении и самореализации.
Неформальная среда общения порой является для подростка (особенно для подростка «группы риска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье
или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной. Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и
ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воздействия воспитательных мер на трудного подростка: в его сознании совершенное им негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зрения референтной группы (например, грубость по отношению к педагогу в школе расценивается им не как нарушение норм поведения, а как подвиг, который будет поддержан и одобрен сверстниками).
1.1. Причины возникновения неформальных объединений
Для того чтобы рассмотреть типы современных неформальных движений, необходимо
ответить на вопрос: «Почему молодежь
объединяется в неформальные группировки?».
Ответ на него дает А.И. Пригожин, он пишет:
«Причины возникновения неформальных
объединений кроются, во-первых, в неизбежной
ограниченности, недостаточности формальной
организации, которая в принципе не может
охватывать и регулировать все процессы
функционирования социального организма,
и, во-вторых, в специфике деятельности
индивидов в организации, выражающейся
в нетождественности индивида и его организационной
функции (личной автономии), а значит, в
возможности его самодеятельности, привнесении
им в организацию элементов более широкой
социальной среды (интересов, влияний,
планов), в стремлении к дополнительному
взаимодействию с людьми, удовлетворению
их разнообразных социальных потребностей».
Причин образования объединений немало.
Молодежь, в силу своего возраста всегда
и везде стремится к общению со сверстниками,
бежит от душевного одиночества.
Для многих противопоставление себя, своего
“Я” взрослым - нормальное явление. Протест,
который они выражают, может быть пассивным,
через внешнее, скорее показное демонстративное
отрицание существующего порядка, отказ
от соблюдения принятых в обществе правил.
Конечно, есть и агрессивные формы протеста,
выражающиеся в эпатаже, граничащим с
хулиганством, а иногда переходящим в
него. Но ведь это происходит далеко не
всегда. Часто это просто «эмо», «анимешники»,
«ролевики» и прочие достаточно безобидные
неформальные сообщества, где подростки
просто собираются пообщаться с себе подобными.
Есть и другие причины возникновения нетрадиционных
объединений молодежи. Это:
а) недостатки и просчеты в некоторых сферах нашей жизни (в идеологической, социальной, экономической);
б) влияние западной пропаганды, которое "...усилилось с проникновением в общество стереотипов из буржуазной массовой культуры, навязывающей пошлость, примитивные вкусы, бездуховность...". Влияние зарубежной пропаганды отчетливо проявляется в возникновении новой разновидности преступлений, хулиганских действий с использованием нацистской атрибутики и обстановки расправ гитлеровцев с партизанами (группы "нацистов"), группового хулиганства ("фанаты"), в мотивации ряда корыстных и насильственных преступлений, ориентированных, например, на завладение престижными предметами;
в) пробелы системы воспитания и обучения молодежи. "Необходимо полнее использовать возможности, которые дает осуществляемая в стране перестройка народного образования для коренного улучшения воспитания подрастающего поколения, предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних";
г) ошибки, допускаемые органами массовой информации, заключающиеся в:
- избыточной демонстрации
- чрезмерном внимании, уделяемом
преимуществам
- изображение молодых
д) повышение уровня обеспеченности семей и, как следствие этого, более позднее, чем ранее, вступление молодежи в самостоятельную жизнь (социальный инфантилизм);
е) транснациональный характер молодежной
моды;
ж) стремление молодежи к самостоятельности,
к самовыражению и некоторые другие.
Перечисленные обстоятельства воздействуют на всю молодежь в целом, но членами неформальных групп, а тем более правонарушителями, являются немногие (не более 5-6%). Поэтому немаловажное значение имеет воспитание молодежи в семье.
1.2. Виды неформальных объединений
Неформальные объединения влияют на социализацию подростков и молодежи в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное − от меры значимости для того или иного их члена. И.П. Башкатов [1] выделяет четыре вида неформальных объединений.
I вид: социально нейтральные (озорные) группы общения. Основными типами этих групп являются самовозникающие «озорные» группы детей и подростков, сформировавшиеся по домовому, дворовому или уличному принципу по месту жительства. Основная цель деятельности этих групп - удовлетворение потребности в интимно-личностном общении со сверстниками, чаще
Информация о работе Неформальные объединения подростков как фактор социализации и воспитания