Нормативное обеспечение исследовательской деятельности в современном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:26, реферат

Краткое описание

Цель работы: выяснить какими нормативными документами должен руководствоваться учитель при организации научно-исследовательской деятельности учащегося.

Задачи:
o Дать определение научно-исследовательской работы учащегося,
o Рассмотреть формы и методы научного исследования,
o Выделить этапы научно-исследовательской работы учащегося,
o Найти и рассмотреть нормативные документы, регламентирующие научно-исследовательскую работу учащегося.

Содержание

Введение 3
§ 1 Научно-исследовательской работы учащегося: понятия, этапы, формы 5
§ 2. Нормативные документы, регламентирующие научно-исследовательскую работу учащегося. 13
Заключение 22
Библиографический список 24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

     Третий  этап – корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

     Четвёртый этап – контрольный.

     Пятый – заключительный – подведение итогов и оформление результатов.

     Задачи, сроки и план исследования должны соответствовать выбранным для  исследования объекту, предмету и цели.

     Не  менее важным является и умение представить  результаты своего исследования на публике, приведём несколько моделей защиты исследовательской работы:

      “Классическая”. Устное выступление сосредоточено на принципиальных вопросах:

        1. тема исследования и ее актуальность;

        2. круг использованных источников  и основные научные ходы к  проблеме;

        3. новизна работы (изучение малоизвестных источников, движение новой версии, новые подходы к решению проблем и т. д.);

        4. основные выводы по содержанию  реферата.

     “Индивидуальная”. Раскрываются личные аспекты  работы над рефератом:

        1. обоснование выбора темы реферата;

        2. способы работы над рефератом;

        3. оригинальные находки, собственные  суждения, интересные моменты;

        4. личная значимость проделанной  работы;

        5. перспективы продолжения исследования.

    “Творческая”  защита предполагает:

        1. оформление стенда с документальным  и иллюстративным материалом по теме исследования, их комментарий;

        2. демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио записей,  подготовленных в процессе реферирования;

        3. яркое, оригинальное представление  фрагмента основной части реферата  и др. [5]

 

§ 2. Нормативные документы, регламентирующие научно-исследовательскую  работу учащегося.

 

     Работа  учителя, организовывающего научно-исследовательскую работу учащегося не должна носить стихийный, бессистемный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты. Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение.

     Исследовательская деятельность учащихся представляется как логически выстроенная, проверенная  на практике система работы учителя  и учеников, основанная на положении  о научно-исследовательской работе учащихся конкретного образовательного учреждения.

     Пример:

     ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ[2]  

     1. Общие положения 

     1.1. Научно-исследовательская деятельность учащихся – процесс  совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

     1.2. Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

     1.3.Для  реализации поставленной цели  решаются следующие задачи:

    • формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
    • развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
    • развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
    • способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
  

 2. Организация научно-исследовательской работы учащихся

     2.1.  Научными руководителями учащихся являются учителя, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования или иные работники.

     2.2.  Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с методическим объединением учителей (или кафедры).

     2.3. Научный руководитель консультирует  учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления  результатов исследования.

     2.4.      Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.

     2.5.      Лучшие работы учащихся  могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы различного уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.        

     3. Виды научно-исследовательской деятельности учащихся

     Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:

    • проблемно-реферативный:   аналитическое   сопоставление   данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
    • аналитико-систематизирующий:  наблюдение,  фиксация,  анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
    • диагностика-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
    • изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
    • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
    • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

     4. Критерии научно-исследовательской  деятельности

     4.1. Актуальность выбранного исследования.

     4.2.     Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

     4.3. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

     4.4.    Владение автором специальным и научным аппаратом.

     4.5.  Сформулированность  и  аргументированность  собственного мнения.

     4.6.     Практическая и теоретическая значимость исследования.

     4.7.     Четкость выводов, обобщающих исследование.

     4.8.     Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

     Критерии  оценки научно-исследовательских работ  учащихся, а так же памятка для  юных исследователей разрабатываются педагогом или группой педагогов, руководящих конкретным проектом.

 

     

Например: Комплект контрольно измерительных материалов[5]

     Таблица 1

Памятка комиссии

Номинация Категории
Характер  исследования проблемы

(max 5 баллов)

  • тип работы – реферативная, проблемно-реферативная, экспериментальная, натуралистическая, описательная, исследовательская
  • проблемность, содержательность представленной работы;
  • оригинальность методики исследования, убедительность представленных материалов;
  • новизна работы (новые теоретические результаты, разработан и выполнен оригинальный макет, имеется новый подход к решению известной задачи)
Владение  терминологией в рассматриваемой  области

(max 5 баллов)

  • умение объяснять приводимые понятия;
  • корректность ссылок;
  • осмысленность и логичность в обращении к терминологии
Степень самостоятельности в решении  проблемы

(max 5 баллов)

  • глубина исследования темы;
  • использование знаний вне школьной программы;
  • логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
Эрудированность автора в рассматриваемой области (max 5 баллов)
  • использование известных результатов и научных фактов в работе;
  • знакомство с современным состоянием проблемы;
  • полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и исследователей, занимающихся данной проблемой
Композиция  работы (наличие структуры) (max 5 баллов)
  • структура работы (имеются: введение, постановка задачи, основное содержание, выводы, список литературы)
Свобода изложения при защите работы

(max 5 баллов)

  • логичность изложения
  • направленность при изложении на аудиторию
Ответ на вопросы аудитории

(max 5 баллов)

  • свободное владение исследованным материалом;
  • логичность и убедительность аргументов
Оценка  показателей в баллах «0» - показатель не проявляется.

«1» - показатель проявляется очень слабо.

«2» - показатель недостаточно выражен.

«3» - показатель достаточно выражен.

«4» - показатель ярко выражен.

«5» - показатель выражен максимально полно

 

 

      Таблица 2

Протокол  оценок учебно-исследовательских  работ учащихся

Ф. И. О. учащегося, класс Тема  работы Характер  исследования проблемы

(max 5 баллов)

Владение  терминологией в  рассматриваемой  области (max 5 баллов) Степень самостоятельности  в решении проблемы

(max 5 баллов)

Эрудированность автора в рассматриваемой  области (max 5 баллов) Композиция  работы (наличие структуры) (max 5 баллов) Свобода изложения при  защите работы

(max 5 баллов)

Ответ на вопросы аудитории

(max 5 баллов)

Общая оценка

(max 35 баллов)

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
 
«____» ________________200_ г. _____________________________________________

      (Ф.И.О. члена  комиссии)

______________________

    (подпись)

Информация о работе Нормативное обеспечение исследовательской деятельности в современном образовании